Неправдоподобное снижение уровня интеллекта

Подчиненные теряют в глазах ведущего не только свою внешнюю

привлекательность, но и свои способности. Никто не раскрыл этот феномен

лучше, чем Мэрилин Френч в своем романе "Женская комната". После описания

того, как молодая любовь становится зрелой и проходит период идеализации

влюбленных, она говорит:

Однажды случается невероятное. Вы сидите вместе за завтраком, слегка в

"подвешенном" состоянии, вы смотрите на возлюбленного, прекрасного,

драгоценного возлюбленного, и возлюбленный, открывая любимые вами уста,

подобные розовому бутону, и демонстрируя свои сверкающие белые зубы,

произносит какую-то глупость. Все ваше существо замирает и холодеет.

Возлюбленный никогда прежде не говорил подобных глупостей. Вы просите его

повторить, И он повторяет: "Этот дождь нам помешает", а вы отвечаете: "Нет,

это не дождь нам помешает. Может быть, тебе лучше проверить зрение и слух."

Сексуальное влечение известно тем, что заставляет не обращать внимания

на уровень интеллекта нового партнера. Позднее это может стать серьезным

источником дисбаланса. Но даже в случае, когда уровень интеллекта партнеров

приблизительно одинаков, дисбаланс, вызванный другими причинами, может

сделать так, что подчиненный будет казаться не таким ярким, каким он

является в действительности.

Печальный факт состоит в том, что крайнее напряжение, присущее

подчиненному положению, действительно может снизить уровень интеллекта

подчиненного, а также его очарование и находчивость, которые мы склонны

считать проявлениями интеллекта. Подчиненный действует зажато,

за-торможенно, неловко. Когда такое случается, ведущий чувствует себя

обреченным жить с кем-то скучным, раздражающим, надоедливым и

обременительным. Это питает желание чувственного отдаления.

Традиционное решение

Когда уровень интеллекта подчиненного в глазах ведущего снижается,

ведущий может испробовать традиционное решение. Отличной иллюстрацией этого

может служить мой клиент Скотт. Менеджер книжного магазина и писатель. Скотт

влюбился в официантку кафетерия, который он часто посещал. Но их

взаимоотношения быстро потеряли равновесие.

Вкусам Аланы более всего отвечали "Полицейская академия", "Колесо

фортуны" и Дэниел Стил, Сначала мне показались очаровательными ее

предпочтения, потому что она могла рассказывать об этом удивительные вещи.

Затем я стал думать, что ее вкусы объясняются молодостью. Я побудил ее

посещать популярные лекции по философии и литературе на курсах для взрослых.

К ее чести надо сказать, что она трудилась упорно, но страх перед неудачей

угнетал ее. Она пыталась употреблять "умные" слова и разговаривать на темы,

которые, как она полагала, были интересны мне. Это приводило в

замешательство моих друзей, и когда она умолкала, я испытывал облегчение.

Алана отчаянно пыталась изменить себя так, чтобы угодить Скотту. Но все

ее усилия только сделали более очевидной огромную разницу между ней и

Скоттом, она оказалась в положении подчиненного из-за своей чрезмерной

податливости. Алана потеряла свою привлекательную естественность.

"Почему ты больше не можешь..."

Критический момент в развитии взаимоотношений наступает тогда, когда за

ярким фасадом ухаживаний партнеры сталкиваются с повседневным,

неприукрашенным обликом друг друга. Если взаимоотношения не уравновешены,

ведущий разочаровывается "настоящей" версией своего возлюбленного Он

зачастую обнаруживает недостаток основных человеческих качеств, которые

ожидал найти в партнере.

Со стороны ведущих фраза "Почему ты больше не можешь..." обычно

оканчивается словами:

быть таким превосходным;

таким уверенным;

таким интересным;

таким искренним;

таким преуспевающим;

таким независимым;

таким забавным, как раньше.

Ведущий не бросает подобные выражения в лицо партнеру, но употребляет

их в беседах с друзьями о своих проблемах. Эти претензии показывают, что

преданная любовь подчиненного может вызвать такую реакцию ведущего, которая

выявляет его недовольство тем, кем является подчиненный. Это приводит к

значительному усилению отстраненности и поляризации.

Когда Лаура ощутила в себе возрастающее беспокойство и тревогу,

вызванные изменением отношений с Полом, она отнесла это на счет недостатка

общения с другими людьми. Она начала скучать по удовольствиям ночной жизни,

которую она раньше вела с друзьями, так как Пол был типичным затворником.

Тогда она организовала поход в новое ночное заведение с друзьями из фирмы.

Пол возражал, но когда она пригрозила тем, что пойдет без него, сдался. Этот

поход напомнил ей их "дебют" на рождественской вечеринке.

Пол был то слишком увлеченным, то угрюмым. Наконец, я отошла с ним в

дальний угол и спросила, что происходит. Он ответил, что это очень шумное

заведение, и он хочет уйти. Я сказала "хорошо", на что он возразил "с

тобой". Затем он тачал вести себя, как пылкий влюбленный, будто это убедило

бы меня. Я его немного осадила и вернулась к столику, Я была возмущена,

смущена и сердита от того, что он такой глупый.

Желание Лауры было простым, но невыполнимым, чтобы Пол был таким, каким

хочет она. Это желание стоит за всеми поступками ведущего. Но, как мы знаем,

оно губительно, поскольку требует от подчиненного чрезмерной уступчивости и

создает дополнительные сложности.

Возбуждение ушло

Постепенно сексуальный интерес, который имеет ведущий к подчиненному,

уменьшается. Секс становится бесстрастной разрядкой напряжения или, как

говорили некоторые мои клиентки, чем-то, что приходится переносить или

избегать. Для ведущего возбуждение исчезает.

В фильме Вуди Аллена "Энни холл" есть мой любимый пример того,

насколько по-разному смотрят на секс ведущий и подчиненный. Когда Энни

заняла ведущее положение по отношению к Элви Сингеру, на разделенном надвое

экране показывают ее и Элви на приемах у психотерапевтов, проходящих

одновременно. С одной стороны Элви жалуется, что они крайне редко занимаются

любовью, от силы три раза в неделю. С другой стороны, Энни вздыхает, что

Элви постоянно хочет сексуальной близости, по крайней мере три раза в

неделю. Энни чувствует безысходность и выбита из колеи сексуальными

притязаниями Элви, в то время как он все больше и больше нуждается в Энни.

Когда это происходит в реальной жизни, конечно, это не смешно.

Эротическое решение

Каждый из партнеров может внести в интимные отношения элемент эротизма

с целью оживить желания ведущего. Пара может попытаться активизировать

физическую близость с помощью эротических стимуляторов, фантазий,

специальной литературы, медикаментов или достичь равновесия благодаря

дополнительным партнерам. Конечно, эротизм не является единственным выходом

для неуравновешенных взаимоотношений, однако в этом случае он часто

становится необходимой поддержкой.

В случае с Пег и Биллом Билл оказался тем, кто привнес эротизм после

двух десятилетий традиционного секса. Пег не была поставлена в тупик. Она

почувствовала, что это продиктовано чувством неуверенности, связанным с

переменами в его жизни.

Казалось, он хотел показать мне и себе свои мужские качества и

ценность. Я находила применение своей энергии в разных сферах и не очень

этим интересовалась. Но Билл стал приносить домой эротические видеофильмы и

тому подобное. Я присоединилась к нему, потому что это, казалось, имело для

него большое значение, и я не хотела задеть его чувства Хотя это было

тяжело, он знал, что я стараюсь.

Эротическое решение может также принять форму путешествия в

романтические места, где страсть может временно заново загореться. Возникает

надежда привезти воскресшие страстные чувства домой. К сожалению,

романтические каникулы обычно вызывают лишь временный всплеск.

Другая форма эротического решения - когда ведущий закрывает глаза во

время занятий любовью и представляет кого-то другого. Впоследствии, лежа в

объятиях своего партнера, он может испытывать чувство вины за свои фантазии.

В случае небольшого дисбаланса эротическая стратегия может иметь успех,

давая ведущему по крайней мере одну хорошую причину, чтобы сохранить

взаимоотношения. Возможно, вам случалось слышать от друга, когда он

рассказывал о своих проблемах во взаимоотношениях: "трудно уйти, потому что

секс с ней - такое наслаждение". Но если дисбаланс велик, наступает момент,

когда никакой эротизм не может воскресить любовные чувства. Проблема

заключается в том, что преднамеренный эротизм является именно

преднамеренным.

Храните свои секреты

Два человека, находящихся в новых, волнующих взаимоотношениях, близких

и уравновешенных, рассказывают друг другу все. Они говорят о своих чувствах,

делятся переживаниями и предположениями, просто болтают.

Но когда парадокс начинает действовать, у ведущего пропадает желание

общаться с партнером. Как и в большинстве других аспектов поведения, ведущие

не осознают, что тенденция сдерживать общение является признаком душевного

отдаления. Но подчиненный осознает это и пытается разговорить своего

партнера. Вот что случилось с Пег и Биллом:

Когда я возвращалась домой после напряженного интересного дня в

магазине, Билл хотел знать все, что случилось. Но я слишком уставала, чтобы

выдерживать допрос. Поэтому я рассказывала ему что-нибудь одно и умалчивала

об остальном. Но он давил на меня, и я чувствовала нарастающее раздражение.

Заметьте, что Пег отнесла свое нежелание разговаривать на счет

усталости. Она просто не хотела признать, что у нее не было желания

доверительно беседовать с Биллом. Молчание является одним из серьезнейших

барьеров, которые ведущие строят на пути к близости. Из-за того, что ведущие

чувствуют эмоциональное раздражение, вызываемое подчиненными, такой барьер

необходим им для выживания.

Наши рекомендации