Составление и защита отчета

Результаты практики должны быть оформлены в виде отчета, который включает:

1. Титульный лист ( в приложении)..

2. Содержание (в приложении)..

3. Краткая характеристика организации или предприятия (полное название, юридический адрес, история, форма собственности, вид деятельности, численность персонала).

4. План проводимых мероприятий.

5. Схема организационной структуры службы управления персоналом ( в приложении)..

6. Перечень документов, используемых в работе с персоналом, с указанием их назначения.

7. Образец должностной инструкции специалиста по управлению персоналом ( в приложении)..

8. Описание функции специалиста по управлению персоналом.

9. Общие впечатления студента о практике.

10. Отзыв о практике ( в приложении)..

11. По окончании учебно-ознакомительной практики (в начале осеннего семестра) студент сдает на кафедру отчетно-методическую документацию руководителю практики.

Подведение итогов проводится в форме конференции, на которой студенты делают сообщения о результатах прохождения практики.

По результатам практики проводится дифференцированный зачет на основании представленных материалов.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Цели и задачи практики

Организационно-экономическая практика является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных специалистов. Во время практики проис­ходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобре­тение студентами умения и навыков практической работы по избранной специально­сти и присваиваемой квалификации.

Целью практики является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курсов: «Основы управления персоналом», «Управление персоналом орга­низации», «Мотивация трудовой деятельности», «Организация труда персонала», «Экономика и социология труда», «Микроэкономика» и др.; развитие и накопление творческих навыков по анализу и совершенствованию организации системы управ­ления персоналом.

Задачи практики состоят в следующем:

• изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления персоналом организации по месту прохождения практики;

• разработка предложений по совершенствованию подсистемы управления персоналом системы управления организации;

• сбор необходимых материалов и документов для выполнения в 8-м и 9-м семестре курсовых проектов по дисциплинам «Основы управления персоналом организации» и «Мотивация трудовой деятельности» в соответствии с выбранной темой.

Полнота и степень детализации этих задач регламентируются утвержденной рабочей программой, применительно к особенностям конкретных баз практики.

• Общее методическое руководство практикой осуществляет кафедра социальной антропологии и психологии. Заведующий кафедрой несет ответственность за уровень органи­зации практики и ее результаты. Непосредственное руководство практикой студен­тов возлагается на профессоров, доцентов и преподавателей, имеющих необходи­мый практический опыт.

Руководство практикой студентов в структурном подразделении организации - базы практики возлагается на высококвалифицированных специалистов и руководи­телей указанных подразделений.

Работа каждого студента организуется в соответствии с его рабочей програм­мой, разработанной и утвержденной руководителями практики от университета и от организации.

Руководитель практики от организации осуществляет повседневное организа­ционно-методическое руководство и контроль хода практики закрепленного за ним студента и определяет ему конкретные задания, которые должны соответствовать задачам и содержанию организационно-экономической практики в целом, помогает в сборе необходимых материалов.

Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими работу студента на практике, являются программа практики и «Дневник студента по практике». По окончании практики предусмотрено представление студентом отчета по практике.

• 2. СРОКИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ

• Организационно-экономическая практика для студентов специальности «Управление персоналом» - 080505 проводится на III курсе (6-й семестр) очной формы обучения. Продолжительность практики - 5 недель (после весенней сессии).

• 3. БАЗЫ ПРАКТИКИ И РАБОЧИЕ МЕСТА СТУДЕНТОВ

• В соответствии с поставленными задачами базами практики являются про­мышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, банки, страховые, торговые, инвестиционные и иные компании, службы по труду и занято­сти, кадровые рекрутинговые агентства и другие организации, имеющие в своем со­ставе кадровые службы или подразделения, выполняющие функции по управлению персоналом: отдел кадров, отдел управления персоналом, отдел обучения, отдел развития персонала, отдел организации труда и заработной платы, отдел мотивации и оплаты труда, отдел социального развития и т.п.

• При выборе рабочего места для студентов необходимо руководствоваться, прежде всего, моделью его специальности, а также исходить из того, что на рабочем месте будущий специалист должен получить определенные практические навыки выполнения конкретной работы по управлению персоналом организации.

• На период прохождения практики для студентов устанавливается режим рабо­ты, обязательный для тех структурных подразделений организации, в которых сту­денты проходят практику.

• Каждый студент обязан максимально использовать отведенное для практики время, обеспечить качественное выполнение всех заданий, предусмотренных про­граммой практики.

• При прохождении практики студент обязан:

• полностью выполнять задания, предусмотренные программой;

• подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового
распорядка;

• изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

• нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со
штатными работниками.

• Контроль выполнения студентами программы практики обеспечивается про­веркой собранных материалов руководителями практики от организации и от уни­верситета.

• 4. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

• В ходе прохождения практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить систему управления персоналом и ее особенности в зависимости от мас­штабов и организационно-правовой формы предприятия, а, также собрать материа­лы и документы, необходимые для подготовки отчета по практике и аналитической части выполняемых в 8-м и 9-м семестре курсовых проектов по дисциплинам «Управление персоналом организации» и «Мотивация трудовой деятельности».

• Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым сту­дентом десяти заданий. Руководитель практики от университета, учитывая особен­ности организации - базы практики, может внести уточнения в содержание заданий.

• Задание 1. Изучить общие сведения об организации: название, цель создания, краткая историческая справка. Основное содержание устава (законодательная основа, функции, права, ответственность). Место и роль предприятия (организации) в структуре национальной экономики России (мирового хозяйства). Экономическая и социальная значимость, полезность деятельности.

• Организация производства продукции и (или) выполнения работ, услуг. Но­менклатура и объем производства (оказываемых услуг). Конкурентоспособность. Производственная структура. Функциональные взаимосвязи подразделений.

• Планирование, организация, осуществление маркетинговой деятельности. Продукт. Рынок. Конкуренты. Потребители. Спрос, его динамика.

• Организация управления. Схема организационной структуры управления. Функциональные взаимосвязи подразделений и служб.

• Анализ технико-экономических показателей деятельности за 1-2 года: объем производства и реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, объем продаж, затраты (себестоимость). Анализ финансового положе­ния: прибыль, рентабельность (с указанием необходимой бухгалтерской и статисти­ческой отчетности). Взаимоотношения с другими предприятиями (организациями), бюджетом, внебюджетными фондами, кредитно-банковскими учреждениями, страхо­выми организациями и др. Благотворительность.

• Характеристика эколого-экономического состояния. Экологический паспорт. Соответствие экологическим стандартам. Планирование, финансирование осущест­вляемых мероприятий по охране окружающей среды и анализ их влияния на дея­тельность предприятия (организации).

• Обеспечение условий охраны труда и безопасной жизнедеятельности рабо­тающих. Включение в коллективный договор (трудовое соглашение) информации о гарантированных условиях и охране труда на рабочем месте; о возможном риске по­вреждения здоровья; полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях, льготах.

• Для выполнения «Задания 1» следует использовать устав организации, биз­нес-план, годовые отчеты организации о производственно-хозяйственной деятель­ности: финансовый план (отчет), бухгалтерский баланс; отчет организации по труду (Форма № 2-Т); отчет о финансовых результатах и другие плановые и отчетные формы и документы.

• Срок выполнения задания - 1-я неделя.

• Задание 2. Изучить исходные данные и провести анализ численности персо­нала, его структуры, динамики, использования рабочего времени. Провести анализ численности по категориям, удельного веса отдельных категорий, качественного со­става работников по образованию, профессиям, полу, возрасту, стажу работы.

• Изучить использование рабочего времени в организации: баланс рабочего времени; среднюю продолжительность рабочего дня; величину и причины потерь рабочего времени за счет целодневных и внутрисменных простоев и невыходов на работу. Проанализировать изменение этих показателей за ряд лет (2-3 года) или по кварталам в течение года. Изучить динамику численного состава кадров организа­ции: процент текучести в целом и по отдельным категориям персонала; процент принятых на работу и процент выбывших за год; основные причины текучести; про­цесс высвобождения работников в связи с ухудшением деятельности организации.

• Изучить функции службы управления персоналом по трудоустройству высво­бождаемых работников; взаимодействия со службами занятости и биржами труда через передаваемые и получаемые документы и информацию. Составить оперограммы указанных управленческих процедур.

• Для выполнения «Задания 2» следует использовать отчеты по труду, справки, планы мероприятий и другие документы службы управления персоналом. Срок выполнения задания - 2-я неделя.

Задание 3. Изучить и провести анализ документов, характеризующих систему управления персоналом. Изучить организационную структуру системы управления персоналом организации: состав подразделений и должностных лиц; их иерархиче­скую структуру, подчиненность. Составить схему оргструктуры управления персона­лом, оценить ее рациональность. Дать предложения по ее совершенствованию. Изу­чить функции отдела управления персоналом и других подразделений системы управления персоналом на основе «Положения об отделе»; их распределение меж­ду бюро, группами и работниками отдела; функциональные взаимосвязи отдела с другими подразделениями организации.

Составить таблицы функционального разделения труда (см. форму табл. 1); провести их анализ с точки зрения дублирования функций, наличия или отсутствия необходимых функций, централизации функций; рассчитать трудоемкость основных функций отдела; дать оценку состава и трудоемкости функций с помощью ФСА.

Изучить должностные инструкции работников отдела.

Таблица 1
Таблица функционального разделения труда в отделе _

Ms п/п Наименование функции Исполнители Трудоемкость функции (чел. -ч)
        Нач. отдела управления персоналом Нач. бюро найма персонала Менеджер по персо­налу Техник      
  п

Условные обозначения:

Р - руководит,

С - согласовывает,

И - исполняет, • .

А - анализирует,

О - организует,

П - передает, получает информацию и т.д.

Провести анализ кадрового, методического, информационного и технического обеспечения системы управления персоналом: дать характеристику количественно­го и качественного состава работников кадровой службы на оснэве штатного распи­сания и отчета организации по труду (Форма № 2-Т); определить наличие основных регламентирующих документов кадровой службы (положения об отделах, должност­ные инструкции); изучить состав и использование кадровых документов, способы их ведения, систематизации, контроль исполнения; состав и использование техниче­ских средств службы управления персоналом.

Срок выполнения задания - 3-я неделя.

Задание 4. Изучить систему найма и отбора персонала в организации; источ­ники привлечения персонала; организацию найма и приема персонала; порядок найма и увольнения работников; ознакомиться с наличием регламентирующей доку­ментации по найму и приему персонала.

Изучить систему проведения отбора персонала в организации: процедуру отбо­ра, состав комиссии, организацию ее работы, состав показателей отбора, состав доку­ментов, схемы замещения должностей, требования к кандидатам на замещение ва­кантных должностей, методы оценки и отбора персонала, мероприятий по введению в должность, функции работников, ответственных за найм, отбор и прием персонала.

Срок выполнения задания - 4-я неделя.

Задание 5. Изучить организацию адаптации новых работников. Изучить наличие регламентирующих документов по адаптации персонала (положения об адаптации, программы адаптации и т.п.). Изучить методы и формы организации адаптации, функции работников, ответственных за адаптацию, сбор информации о состоянии адаптации новых работников и т.п.

Срок выполнения задания — 5-я неделя.

Задание 6. Изучить систему обучения персонала.

Изучить систему подготовки и повышения квалификации кадров (рабочих, специалистов, руководителей) в организации: организационно-методические доку­менты (постановления, положения, приказы и т.п.); планы повышения квалификации; формы и методы переобучения и повышения квалификации для разных категорий работников.

Срок выполнения задания - 5-я неделя.

Задание 7. Изучить организацию и планирование деловой карьеры и форми­рование кадрового резерва: организационно-методические документы (положение о кадровом резерве, приказ и т.п.); подразделения и должностные лица, выполняющие эти функции; процедуру формирования резерва на руководящие должности разных уровней; методы оценки кандидатов, использование результатов оценки; организа­цию работы с кадровым резервом.

Составить оперограммы (схемы) формирования кадрового резерва; дать оценку.

Срок выполнения задания - 6-я неделя.

Задание 8. Изучить систему проведения периодической аттестации работни­ков организации (отдельно - руководителей и специалистов): нормативно-методические документы по аттестации руководителей и специалистов; планы-графики ее проведения; процедуру аттестации; состав комиссии, организацию ее работы, состав показателей и направлений аттестации работников, состав докумен­тов (аттестационный лист и др.), использование результатов аттестации.

Составить оперограммы основных управленческих процедур по аттестации работников.

Изучить использование деловой оценки персонала при замещении вакантной должности, при формировании резерва кадров на выдвижение и т.п.; методы дело­вой оценки (тестирование, собеседование и т.п.).

Срок выполнения задания - 6-я неделя.

Задание 9. Изучить используемые в организации формы и системы оплаты труда рабочих, специалистов и руководителей (тарифные, бестарифные, должностные оклады); порядок (алгоритм) формирования фонда потребления организации, его структуру: фонд оплаты труда, фонд выплаты дивидендов и процентов по вкла­дам, фонд социальных и трудовых льгот; методы распределения фонда оплаты тру­да между работниками организации; систему стимулов и льгот, используемых для мотивации труда работников; систему участия работников организации в прибылях; систему социального, медицинского страхования и обслуживания работников.

Составить оперограммы (таблицы, в которых по вертикали показан перечень управленческих операций, а по горизонтали - перечень исполнителей этих операций) процессов управления по перечисленным выше видам работ, выполняемым в ОТиЗе, ПЭО, финансовом отделе (см. форму табл. 2).

Для выполнения «Задания 9» следует использовать план и отчет по труду, справки о составе средств на оплату труда, отчет о результатах финансовой дея­тельности и др.

Таблица 2
Оперограмма процедуры

№ п/п Наименование функции Исполнители Трудоемкость операции (мин)
        Нач. отдела управления персоналом Менеджер по персоналу Зам. директора по персоналу      
      п

Срок выполнения задания - 7-я неделя.

Задание 10. Дать оценку кадровой политики организации, ее места в общей политике организации; изучить ее связь с финансовой, маркетинговой, производст­венной политикой и т.п.; формы, методы и принципы формирования кадровой поли­тики. Дать характеристику стратегии управления персоналом с учетом стратегии ор­ганизации, анализа ее внешней и внутренней среды.

Срок выполнения задания - 8-я неделя.

За время прохождения практики студент обязан собрать необходимые материалы и документы для выполнения курсового проекта по дисциплине -Управление персоналом организации»:

- схему оргструктуры управления организацией;

- штатные расписания;

- организационные структуры подразделений подсистемы управления персоналом;

- формы документов службы управления персоналом;

- планы повышения квалификации;

- положения по оплате труда;

- положения по аттестации работников;

- планы социального развития предприятия;

- положения о подразделениях службы управления персоналом;

- должностные инструкции работников службы управления персоналом;

- оперограммы основных процедур управления в подразделении;

-схемы информационных взаимосвязей подразделений и др.

Материалы для выполнения курсового проекта по дисциплине «Мотивация трудовой деятельности» собираются в соответствии с «Методическими указаниями к курсовому проектированию по дисциплине «Мотивация трудовой деятельности» и заданием преподавателя.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

За время практики студенту необходимо выполнить индивидуальное задание по более углубленному изучению отдельных функций подразделений организации, выполняющих функции по управлению персоналом, решению конкретных управлен­ческих задач в интересах базы практики и процесса обучения, а также подготовить исходный материал для проектной части курсового проекта.

Результаты выполнения задания данного раздела программы практики станут основой студенческих исследовательских работ, проектной части курсовых проектов.

ЗАДАНИЕ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ (НИРС)

Тематика научно-исследовательских работ студентов (НИРС) должна быть актуальна с точки зрения выпускающей кафедры и организации - базы практики, носить в основном исследовательский, поисковый характер.

Задание по НИРС может быть выполнено индивидуально или группой студентов (до 4 человек) в зависимости от масштабности темы.

Научно-исследовательская работа студентов должна быть оформлена отдельным отчетом в виде пояснительной записки.

Отчет по НИРС должен состоять из разделов:

• цель научной работы;

• предмет исследования;

• методика проведения исследования;

• анализ полученных результатов;

• выводы и предложения;

• список использованных источников.

Примерная тематика научно-исследовательских работ студентов

1. Разработка целей системы управления персоналом.

2. Применение программно-целевого подхода при построении организационной структуры службы управления персоналом.

3. Проектирование взаимоотношений службы управления персоналом с внешними организациями (консультативными фирмами, центрами обучения, региональными органами по управлению трудовыми ресурсами).

4. Проектирование вариантов орг/структуры службы управления персоналом в зависимости от вида, масштабов и возможностей организации.

5. Разработка методики анализа кадрового потенциала организации.

6. Проектирование взаимоотношений службы управления персоналом в общей орг/структуре управления организацией.

7. Разработка организационно-экономических условий развития творческой активности и самоутверждения личности.

8. Разработка организационных, социальных и экономических проблем взаимоотношений руководителя с коллективом.

9. Разработка системы сбалансированных связей и отношений руководителя в рамках различных орг/структур.

10.Направления развития организационного проектирования системы управления организацией.

11.Развитие системного подхода в организационном проектировании систем управления организацией.

12.Использование программно-целевых методов в организационном проектировании систем управления организацией.

13.Направления развития методов анализа и проектирования систем управления организацией.

14.Развитие форм отображения материалов обследования и анализа систем управления организацией.

15.Комплексное проектирование систем управления организацией (различных уровней).

7. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ

В ходе практики студенты ведут дневник с обязательной ежедневной записью о проделанной работе. В конце практики дневник заверяется руководителем органи­зации (подпись, печать).

На протяжении всего периода работы в организации студент должен в соот­ветствии с заданием собирать и обрабатывать необходимый материал, а затем представить его в виде оформленного отчета по практике своему руководителю.

Для составления, редактирования и оформления отчета студентам отводятся последние 2-3 дня организационно-экономической практики. Отчет студента по прак­тике должен включать текстовый, графический и другой иллюстративный материал. Объем отчета - 35-40 страниц рукописного текста с приложением таблиц, схем, до­кументов, форм и других материалов.

Рекомендуется следующий порядок размещения материала в отчете:

1)титульный лист (см. приложение);

2)оглавление;

3)общая характеристика организации и анализ производственно -хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности;

4)анализ численности и структуры персонала;

5)характеристика и анализ системы управления персоналом организации;

6)анализ основных функций по управлению персоналом;

7)выводы и рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом и отдельных функций по управлению персоналом;

8)список использованных источников;

9)приложения.

Отчет должен быть оформлен на бумаге стандартного формата А4 на одной стороне рукописно или машинописное с оставлением полей; все страницы отчета ну­меруют арабскими цифрами; сокращения слов, кроме общепринятых, не допускаются.

При подготовке отчета по практике на компьютере следует использовать шрифт № 12 или № 14 (параметры страницы (поля): верхнее - 3 см, нижнее - 2,5 см, левое - 2,5 см, правое - 1 см).

Иллюстрации (таблицы, схемы, заполненные формы (бланки) документов, графики и другой иллюстративный материал) должны иметь название и соответст­вующий номер.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего отчета и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце. Подразделы нумеруют арабски­ми цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Список использованных источников должен содержать перечень источников, использованных при выполнении отчета. Сведения об (источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТ.

Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», его порядкового номера (без знака №); оно должно иметь тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.

Наши рекомендации