Система методов менеджмента
Методы менеджмента — это совокупность способов, приемов и средств целенаправленного воздействия на управляемый объект, определяющих условия его деятельности.
В зависимости от преобладания тех или иных способов и средств воздействия все методы управления делят на три группы:
- экономические;
- административные;
- социально-психологические.
Экономические методы основаны на сознательном использовании объективных экономических законов. Они действуют в сфере регулирования экономических отношений.
К административным относятся методы, основанные на ответственности подчиненных и власти руководителя, на использовании обязательных для исполнителя предписаний и рекомендаций. Сфера их действия — организационные и правовые отношения.
Социально-психологические методы основаны на учете и использовании нематериальных интересов людей. Они направлены на удовлетворение социальных потребностей членов трудового коллектива и действуют как регуляторы социальных, психологических, идеологических и этических отношений.
Экономические методы управления предполагают организованную систему отношений коллектива и отдельных работников на основе использования объективных экономических законов и закономерностей.
При реализации экономических методов управления АПК в рыночных условиях используются различные средства:
- финансирование. Вопрос финансирования в аграрном секторе экономики является одним из самых сложных, так как сельское хозяйство, в отличие от промышленности, имеет длительный цикл воспроизводства;
- кредит. Он является одним из источников формирования основных и оборотных средств хозяйств;
- ценообразование. Должны действовать рыночные механизмы установления цены на основе спроса и предложения;
- планирование. В условиях рыночных отношений существенно меняются подходы к планированию. Государственный заказ распространяется лишь на некоторые виды сельскохозяйственной продукции;
- анализ хозяйственной деятельности. Он проводится при подведении итогов работы по периодам года;
- материальное стимулирование. В его основе лежит принцип материальной заинтересованности коллективов и отдельных работников в результатах своего труда.
Административные методы управления — это набор приемов и способов прямого управленческого воздействия на отношения людей в процессе производства.
В зависимости от содержания административные методы управления разделяются на две группы:
- организационные;
- оперативно-распорядительные.
Организационные методы управления используются при решении перспективных задач и создании организационных основ предприятия. Различают следующие виды организационного воздействия:
- регламентирование. Это совокупность правил, определяющих порядок работы, предписание действовать определенным образом;
- нормирование. Это установление допустимых границ деятельности, расчет норм различных показателей работы;
- инструктирование. Это воздействие на исполнителей с помощью инструкций, рекомендаций, указаний о порядке и способах выполнения работы.
Оперативно-распорядительные методы используются для оперативного управления с помощью приказов, распоряжений, указаний.
Социально-психологические методы управления — это система способов и приемов воздействия на духовные интересы коллектива и отдельных работников для достижения поставленной цели.
В зависимости от содержания социально-психологические методы управления разделяются на две группы:
- социальные;
- психологические.
Социальные методы управления позволяют упорядочить социальные отношения между коллективами, между коллективом и его отдельными членами, межличностные отношения внутри коллектива. К социальным методам относятся следующие:
- метод социальных норм. Он основан на использовании выработанных обществом норм: гуманность, соучастие, критическое отношение к своим недостаткам, честность;
- воспитательные методы. Они включают пропаганду и агитацию, убеждение и воспитание;
- методы социального регулирования. Это договоры и взаимные обязательства администрации и коллектива, уставы общественных организаций, порядок учета и очередность удовлетворения социальных потребностей и интересов работников;
- методы социального почина и новаторства, обмен опытом;
- методы социальной преемственности. Это посвящение в рабочие, чествование ветеранов, торжественные собрания, смотры, конкурсы на лучшего по профессии;
- методы морального стимулирования. Это поощрение лучших коллективов и работников.
Психологические методы направлены на регулирование отношений между людьми и создание оптимального психологического климата в коллективе. К психологическим методам относятся следующие:
- методы комплектования малых групп и коллективов. При их использовании выявляются симпатии и антипатии внутри групп, степень психологической совместимости людей;
- методы гуманизации труда. Их задача — исключить монотонность труда, расширить творческие процессы;
- методы психологического побуждения работников к труду. Они основаны на создании условий, повышающих привлекательность труда;
- методы профессионального отбора и обучения. Цель этих методов — добиться соответствия психологических особенностей личности выполняемой работе.