Дорога дальняя: как не сбиться с пути?
Ветер в голове попутным не бывает
Максимум жизни — это ориентир очень высокого порядка, и есть опасность, что он будет сам по себе, стоять забытой иконой в красном углу, а ваша жизнь будет идти чередом своим.
· Такое — бывает.
Так вот, чтобы ваш максимум не остался в стороне от вашей повседневной, то есть самой настоящей, жизни, вам нужно научиться свою линию жизни — осознанно строить.
Как это? Чтобы ответ прозвучал глубже, разрешите полезную аналогию.
Воспитатели знают, что лучшая стратегия в воспитании детей — это воспитывать их, исходя из конечной цели, а не сиюминутных задач[25]. Например, вы можете задать свои знакомым, обремененным детьми, вопрос: «Какие ваши цели в воспитании детей?» Скорее всего, вы услышите что-то по типу: «Ему нужно исправить тройку по черчению, приучиться не бросать, а вешать одежду на вешалку, правильно пользоваться вилкой за столом».
Верно, это разумные цели, но это низший уровень целей. Задайте тогда следующие вопросы: «А зачем вам нужно, чтобы он исправлял тройку?»
· И так далее.
Так или иначе вы получите ответы и на эти вопросы, и это будет уже средний уровень целей. Но если к этим ответам вы снова зададите вопрос: «А зачем вам…?», то рано или поздно вы услышите цели самого высокого уровня, и они могут звучать например так:
«Я хочу, чтобы мой ребенок стал порядочным, ответственным человеком, способным принимать в отношении самого себя правильные решения».
Прекрасно. Так вот, сильные воспитатели тем и отличаются от воспитателей слабых тем, что, занимаясь любой повседневной текучкой, на самом деле они заботятся только о самом высоком уровне.
А как этот принцип иерархической организации реализуется в строительстве линии своей жизни? — Ответ уже понятен:
Если обычный человек живет, разрываемый противоречивыми требованиями сиюминутных задач, то у человека эффективного жизнь каждого дня имеет ориентиром его миссию, его главную цель, максимум его жизни.
Каждый мой день должен иметь ориентиром мою миссию,
мою главную цель,
максимум моей жизни!
Практикум
Сформулируйте этот текст своими словами (такими, чтобы ложились на душу именно вам) и напишите его собственной рукой:
Техника «Линии контроля», или
«Прорыв, текучка, развлечения!»
Реализовать этот исключительно сильный лозунг помогает техника «Линии контроля» (иногда ее называют техника «Прорыв, текучка, развлечения»).
Во-первых, на видном (по крайней мере для себя) месте повесьте лозунг:
Каждый день — одна жизнь,
и в этой жизни должен быть подвиг!
Во-вторых, в соответствии с этой техникой все дела каждого дня предлагается раскладывать в зрительном поле на три линии (по ходу дня и в анализе дня):
ü «текучка» (текущее обслуживание),
ü «развлечения» и
ü «прорыв» (оно же «продвижение, работа на перспективу».
Чему больше внимания уделили, точнее, где больше получено результатов, та линия оказывается длиннее, и вы получаете зрительный итог дня.
Подчеркнем, что использовать рисование линий в зрительном поле удобнее как инструмент контроля, а не планирования. Планирование в этой технике предполагается вполне гибкое: есть известные дела и есть жизнь дня, в которой могут быть и ветер, и дождь, и неожиданные звонки. И надо лучшим образом совместить. А чтобы не ошибиться — у вас перед глазами линии контроля.
В соответствии с визуальной ориентацией сознания линии лучше располагать с левой стороны, идущими от вас вперед (получится как раз и слева направо, и без препятствий вперед).
Продвинутые пользователи этой техникой рисуют себе линии контроля, специфицированные по трем основным кругам заботы, спрашивая себя: как выглядят линии контроля, относящиеся к кругу «Я»? К кругу «Мои близкие»? К кругу «Большая жизнь»? Если у вас есть выборка важных направлений, вы можете, пользуясь техникой «Линии контроля», просматривать именно эту выборку. Например,
Текущее обслуживание себя (заправить машину бензином, покормить себя, выправить и покрасить стукнутое крыло, поставить пломбу на зуб).
Текущее обслуживание жизни (провести текущие консультации, помочь матери и другие налаженные дела для жизни — как обычно).
Развлечения. Развлечения — это все то менее результативное, что вы делаете вместо более результативного, потому что это делать приятно.
· Например, телевизор, газеты, компьютерные игры, треп, — что любимое лично у вас?
Продвижение по перспективе (разработка нового курса, нового проекта, обустройство нового помещения).
Правило: главная стоимость каждого дня определяется продвижением по перспективе жизни.
Ничего не забыли?.. А отдых? Отдых есть необходимая составляющая рабочего процесса, и о нем нужно заботиться так же, как и о результате: именно для того, чтобы результат был. Всегда. И долго.
· Поэтому голубая линия внизу пусть показывает, каков у вас запас маны. Ой, простите, запас свежести и бодрости. А как начнет приближаться усталость и голубая линия станет слишком короткой, вставайте из-за стола и устраивайте себе отдых. То есть — меняйте себе работу.
Итого:
Есть гипотеза, что голубую линию вам следует увеличить. Примите верное решение.
Хорошо, если есть кто-то, кто может вам напомнить об этом. В моей жизни этим ангелом-хранителем выступила мама. Каждый час моих занятий школьной домашней работой она врывалась в комнату с криками: «Охрана труда!» и закрывала все учебники. Впоследствии я творчески развил этот принцип и при возникновении какого-то напряга в решении задач рука автоматически переворачивала трехминутные песочные часы. Если за это время задача не сдавалась, я сам себе внутренне кричал тот же лозунг и прекращал работу. Свежести было в результате — хоть отбавляй. А вот с ответственностью…
Практикум
Закройте эту книгу и бегите на стадион. Сейчас — это лучшее вложение в повышение вашей эффективности!
Вперед!
[1] По другой версии эта фраза принадлежала мадам Помпадур, его фаворитке. Оба исторических лица этой фразы достойны.
[2] «Компетентность в общении» — понятие лукавое. Успешное общение состоит из многих десятков составляющих, причем список этих составляющих меняется от ситуации к ситуации, и о компетенции всерьез можно говорить только относительно какого-то конкретного умения или группы умений и только в определенной области. Умение конструктивного слушания, впрочем, среди всех коммуникативных умений занимает особое, почетное место.
[3] Нейро-лингвистическое программирование (основатели Гриндер и Бэндлер, США), раскрученное в первую очередь в России психологическое направление, собравшее от разных авторов и подходов, но под одним языком и маркой наиболее эффективные техники психотерапевтической работы. Позднее успешно расширилось в область организации личной деятельности и решения проблем.
[4] Хрестоматия по гуманистической психотерапии. — Институт общегуманитарных исследований, М., 1995. с. 24.
[5] Эмпатия, или вчувствование, — способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека и активно выражать это свое понимание. Эффективно практикуется в процессе грамотного слушания.
[6] Имеет смысл эту технику сравнить с техникой «Нагрузи ишака». Смотри об этом книгу «Искусство общения, или Практическая психология делового человека».
[7] Вместо "РЕШЕНИЕ» часто говорят: «ОБЩАЯ ЦЕЛЬ» или «ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ». Синтез-технология в данном случае не настаивает на строгости терминологии — в разных контекстах бывает удобно пользоваться разными словами, и это нормально. Суть алгоритма в том, что первые общие решения шаг за шагом сменяются все более четкими целями, за первоначальным самым общим видением решения следуют картинки все с большей степенью конкретизации.
[8] Если корнем проблемы является именно проблемное душевное состояние, имеет смысл воспользоваться специализированной техникой «Работа с проблемными состояниями», смотри с. 127.
[9] Дистанция — система самостоятельной работы по запланированному личностному росту, одна из самых эффективных форм работы, широко применяемая в Учебной Центре «Синтон». А на дистанции занимаются — дистантники!
[10] Бизнесмены России: 40 историй успеха. М., 1994.
[11] См. определение в словаре: «Агрессивный — не боящийся сопротивления, энергичный, способный активно и целенаправленно двигаться к цели». И все. Oxford student’s dictionary of current English. A.S.Hornby.
[12] Дополнительная вставка «в большей степени» позволяет руководителю предположить, что в его предыдущих высказываниях было так много смысла, что в один определенный ответ все даже не уложить. Это приятно.
[13] Если подсказка нужного ответа и было главной задачей такого вопроса, то такой подготовленный вопрос точнее называть подсказывающим. А применяемую технику — техникой подсказывающего вопроса.
[14] Берн Э. Игры, в которые играют люди.
[15] Яркие образы и, по сути. понятия, введенные Фредериком Перлзом. «Собака сверху» — открытая обвинительная позиция, часто с криком, руганью и прочим лаем. «Собака снизу» — тоже активная обвинительная позиция, но — скрытая. Ни одного слова упрека, просто после того, что ты сказал, ее лицо выразило немое страдание, глаза несчастные и влажные, плечи опали, руки нервно перебирают уже мокрый от слез платок… И ты понимаешь, что все это — из-за тебя. Твое самочувствие?
[16] Разбор этого диалога приводится на с. 155 Более подробное знакомство с этими техниками в книге «Искусство общения, или практическая психология для делового человека».
[17] Если вы уже примерно поняли, как такой разбор делается, анализ этого монолога-обращения проведите самостоятельно. Наш разбор приведен на с. 157.
[18] Аналогично: сделайте анализ этого диалога самостоятельно и сверьте с разбором, приведенном на с. 158
[19] Вы залили в реторту два энергичных реактива: возмущенная жидкость зашумела, забурлила, вспенилась, реторта раскалилась, пошел дым коромыслом, взметнулось пламя, хлопнули взрывы, поплыли страх и трепет… Но вот пшик прошел, дым развеялся, и что осталось на дне? — Горстка серого порошка. Все, что осталось, — сухой остаток.
[20] Разбираться «кто виноват?» бывает необходимым, но, как правило, это дело не первоочередное. Самое же главное то, зачем в этом разбираться: чтобы понять, что виноват не ты? Чтобы сбросить накопившуюся злость и агрессию? Или чтобы помочь тому, кто в трудной ситуации не вполне справился с наваленными на него задачами?
[21] От англ. — «to enmesh» — «опутывать», «to multiply» — «умножать», «увеличивать», «to escape» — «избегать», «вырываться», «to solve» — «решать проблему».
[22] Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е.. Психология бизнеса. — М.: АРМАДА, 1998. с. 290.
[23] Подробный анализ и обоснование смотри в Приложении на с. 242.
[24] «Счетность» мышления — это установка, форма мышления, ориентированная на анализ ситуации в измеримый категориях, то, что в обыденном языке часто связывается с «умением просчитывать ситуацию». Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е.. Психология бизнеса. — М.: Армада, 1998. с.137
[25] Рекомендуем почитать об этом у Байярдов: «Ваш беспокойный подросток» — по-настоящему бесподобная книга.