Дорога дальняя: как не сбиться с пути?

Ветер в голове попутным не бывает

Максимум жизни — это ориентир очень высокого порядка, и есть опасность, что он будет сам по себе, стоять забытой иконой в красном углу, а ваша жизнь будет идти чередом своим.

· Такое — бывает.

Так вот, чтобы ваш максимум не остался в стороне от вашей повседневной, то есть самой настоящей, жизни, вам нужно научиться свою линию жизни — осознанно строить.

Как это? Чтобы ответ прозвучал глубже, разрешите полезную аналогию.

Воспитатели знают, что лучшая стратегия в воспитании детей — это воспитывать их, исходя из конечной цели, а не сиюминутных задач[25]. Например, вы можете задать свои знакомым, обремененным детьми, вопрос: «Какие ваши цели в воспитании детей?» Скорее всего, вы услышите что-то по типу: «Ему нужно исправить тройку по черчению, приучиться не бросать, а вешать одежду на вешалку, правильно пользоваться вилкой за столом».

Верно, это разумные цели, но это низший уровень целей. Задайте тогда следующие вопросы: «А зачем вам нужно, чтобы он исправлял тройку?»

· И так далее.

Так или иначе вы получите ответы и на эти вопросы, и это будет уже средний уровень целей. Но если к этим ответам вы снова зададите вопрос: «А зачем вам…?», то рано или поздно вы услышите цели самого высокого уровня, и они могут звучать например так:

«Я хочу, чтобы мой ребенок стал порядочным, ответственным человеком, способным принимать в отношении самого себя правильные решения».

Дорога дальняя: как не сбиться с пути? - student2.ru Дорога дальняя: как не сбиться с пути? - student2.ru Прекрасно. Так вот, сильные воспитатели тем и отличаются от воспитателей слабых тем, что, занимаясь любой повседневной текучкой, на самом деле они заботятся только о самом высоком уровне.

А как этот принцип иерархической организации реализуется в строительстве линии своей жизни? — Ответ уже понятен:

Если обычный человек живет, разрываемый противоречивыми требованиями сиюминутных задач, то у человека эффективного жизнь каждого дня имеет ориентиром его миссию, его главную цель, максимум его жизни.

Каждый мой день должен иметь ориентиром мою миссию,

Дорога дальняя: как не сбиться с пути? - student2.ru Дорога дальняя: как не сбиться с пути? - student2.ru мою главную цель,

максимум моей жизни!

Практикум

Сформулируйте этот текст своими словами (такими, чтобы ложились на душу именно вам) и напишите его собственной рукой:

 
 
 
 
 
 

Техника «Линии контроля», или
«Прорыв, текучка, развлечения!»

Реализовать этот исключительно сильный лозунг помогает техника «Линии контроля» (иногда ее называют техника «Прорыв, текучка, развлечения»).

Во-первых, на видном (по крайней мере для себя) месте повесьте лозунг:

Каждый день — одна жизнь,
и в этой жизни должен быть подвиг!

Во-вторых, в соответствии с этой техникой все дела каждого дня предлагается раскладывать в зрительном поле на три линии (по ходу дня и в анализе дня):

ü «текучка» (текущее обслуживание),

ü «развлечения» и

ü «прорыв» (оно же «продвижение, работа на перспективу».

Чему больше внимания уделили, точнее, где больше получено результатов, та линия оказывается длиннее, и вы получаете зрительный итог дня.

Дорога дальняя: как не сбиться с пути? - student2.ru Подчеркнем, что использовать рисование линий в зрительном поле удобнее как инструмент контроля, а не планирования. Планирование в этой технике предполагается вполне гибкое: есть известные дела и есть жизнь дня, в которой могут быть и ветер, и дождь, и неожиданные звонки. И надо лучшим образом совместить. А чтобы не ошибиться — у вас перед глазами линии контроля.

В соответствии с визуальной ориентацией сознания линии лучше располагать с левой стороны, идущими от вас вперед (получится как раз и слева направо, и без препятствий вперед).

Дорога дальняя: как не сбиться с пути? - student2.ru Продвинутые пользователи этой техникой рисуют себе линии контроля, специфицированные по трем основным кругам заботы, спрашивая себя: как выглядят линии контроля, относящиеся к кругу «Я»? К кругу «Мои близкие»? К кругу «Большая жизнь»? Если у вас есть выборка важных направлений, вы можете, пользуясь техникой «Линии контроля», просматривать именно эту выборку. Например,

Текущее обслуживание себя (заправить машину бензином, покормить себя, выправить и покрасить стукнутое крыло, поставить пломбу на зуб).

Дорога дальняя: как не сбиться с пути? - student2.ru Текущее обслуживание жизни (провести текущие консультации, помочь матери и другие налаженные дела для жизни — как обычно).

Развлечения. Развлечения — это все то менее результативное, что вы делаете вместо более результативного, потому что это делать приятно.

· Например, телевизор, газеты, компьютерные игры, треп, — что любимое лично у вас?

Продвижение по перспективе (разработка нового курса, нового проекта, обустройство нового помещения).

Дорога дальняя: как не сбиться с пути? - student2.ru Правило: главная стоимость каждого дня определяется продвижением по перспективе жизни.

Ничего не забыли?.. А отдых? Отдых есть необходимая составляющая рабочего процесса, и о нем нужно заботиться так же, как и о результате: именно для того, чтобы результат был. Всегда. И долго.

· Поэтому голубая линия внизу пусть показывает, каков у вас запас маны. Ой, простите, запас свежести и бодрости. А как начнет приближаться усталость и голубая линия станет слишком короткой, вставайте из-за стола и устраивайте себе отдых. То есть — меняйте себе работу.

 
  Дорога дальняя: как не сбиться с пути? - student2.ru

Итого:

Есть гипотеза, что голубую линию вам следует увеличить. Примите верное решение.

Дорога дальняя: как не сбиться с пути? - student2.ru

Хорошо, если есть кто-то, кто может вам напомнить об этом. В моей жизни этим ангелом-хранителем выступила мама. Каждый час моих занятий школьной домашней работой она врывалась в комнату с криками: «Охрана труда!» и закрывала все учебники. Впоследствии я творчески развил этот принцип и при возникновении какого-то напряга в решении задач рука автоматически переворачивала трехминутные песочные часы. Если за это время задача не сдавалась, я сам себе внутренне кричал тот же лозунг и прекращал работу. Свежести было в результате — хоть отбавляй. А вот с ответственностью…

Практикум

Закройте эту книгу и бегите на стадион. Сейчас — это лучшее вложение в повышение вашей эффективности!

Вперед!

 
  Дорога дальняя: как не сбиться с пути? - student2.ru

[1] По другой версии эта фраза принадлежала мадам Помпадур, его фаворитке. Оба исторических лица этой фразы достойны.

[2] «Компетентность в общении» — понятие лукавое. Успешное общение состоит из многих десятков составляющих, причем список этих составляющих меняется от ситуации к ситуации, и о компетенции всерьез можно говорить только относительно какого-то конкретного умения или группы умений и только в определенной области. Умение конструктивного слушания, впрочем, среди всех коммуникативных умений занимает особое, почетное место.

[3] Нейро-лингвистическое программирование (основатели Гриндер и Бэндлер, США), раскрученное в первую очередь в России психологическое направление, собравшее от разных авторов и подходов, но под одним языком и маркой наиболее эффективные техники психотерапевтической работы. Позднее успешно расширилось в область организации личной деятельности и решения проблем.

[4] Хрестоматия по гуманистической психотерапии. — Институт общегуманитарных исследований, М., 1995. с. 24.

[5] Эмпатия, или вчувствование, — способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека и активно выражать это свое понимание. Эффективно практикуется в процессе грамотного слушания.

[6] Имеет смысл эту технику сравнить с техникой «Нагрузи ишака». Смотри об этом книгу «Искусство общения, или Практическая психология делового человека».

[7] Вместо "РЕШЕНИЕ» часто говорят: «ОБЩАЯ ЦЕЛЬ» или «ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ». Синтез-технология в данном случае не настаивает на строгости терминологии — в разных контекстах бывает удобно пользоваться разными словами, и это нормально. Суть алгоритма в том, что первые общие решения шаг за шагом сменяются все более четкими целями, за первоначальным самым общим видением решения следуют картинки все с большей степенью конкретизации.

[8] Если корнем проблемы является именно проблемное душевное состояние, имеет смысл воспользоваться специализированной техникой «Работа с проблемными состояниями», смотри с. 127.

[9] Дистанция — система самостоятельной работы по запланированному личностному росту, одна из самых эффективных форм работы, широко применяемая в Учебной Центре «Синтон». А на дистанции занимаются — дистантники!

[10] Бизнесмены России: 40 историй успеха. М., 1994.

[11] См. определение в словаре: «Агрессивный — не боящийся сопротивления, энергичный, способный активно и целенаправленно двигаться к цели». И все. Oxford student’s dictionary of current English. A.S.Hornby.

[12] Дополнительная вставка «в большей степени» позволяет руководителю предположить, что в его предыдущих высказываниях было так много смысла, что в один определенный ответ все даже не уложить. Это приятно.

[13] Если подсказка нужного ответа и было главной задачей такого вопроса, то такой подготовленный вопрос точнее называть подсказывающим. А применяемую технику — техникой подсказывающего вопроса.

[14] Берн Э. Игры, в которые играют люди.

[15] Яркие образы и, по сути. понятия, введенные Фредериком Перлзом. «Собака сверху» — открытая обвинительная позиция, часто с криком, руганью и прочим лаем. «Собака снизу» — тоже активная обвинительная позиция, но — скрытая. Ни одного слова упрека, просто после того, что ты сказал, ее лицо выразило немое страдание, глаза несчастные и влажные, плечи опали, руки нервно перебирают уже мокрый от слез платок… И ты понимаешь, что все это — из-за тебя. Твое самочувствие?

[16] Разбор этого диалога приводится на с. 155 Более подробное знакомство с этими техниками в книге «Искусство общения, или практическая психология для делового человека».

[17] Если вы уже примерно поняли, как такой разбор делается, анализ этого монолога-обращения проведите самостоятельно. Наш разбор приведен на с. 157.

[18] Аналогично: сделайте анализ этого диалога самостоятельно и сверьте с разбором, приведенном на с. 158

[19] Вы залили в реторту два энергичных реактива: возмущенная жидкость зашумела, забурлила, вспенилась, реторта раскалилась, пошел дым коромыслом, взметнулось пламя, хлопнули взрывы, поплыли страх и трепет… Но вот пшик прошел, дым развеялся, и что осталось на дне? — Горстка серого порошка. Все, что осталось, — сухой остаток.

[20] Разбираться «кто виноват?» бывает необходимым, но, как правило, это дело не первоочередное. Самое же главное то, зачем в этом разбираться: чтобы понять, что виноват не ты? Чтобы сбросить на­ко­пившуюся злость и агрессию? Или чтобы помочь тому, кто в труд­ной ситуации не вполне справился с наваленными на него задачами?

[21] От англ. — «to enmesh» — «опутывать», «to multiply» — «умножать», «увеличивать», «to escape» — «избегать», «вырываться», «to solve» — «решать проблему».

[22] Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е.. Психология бизнеса. — М.: АРМАДА, 1998. с. 290.

[23] Подробный анализ и обоснование смотри в Приложении на с. 242.

[24] «Счетность» мышления — это установка, форма мышления, ориентированная на анализ ситуации в измеримый категориях, то, что в обыденном языке часто связывается с «умением просчитывать ситуацию». Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е.. Психология бизнеса. — М.: Армада, 1998. с.137

[25] Рекомендуем почитать об этом у Байярдов: «Ваш беспокойный подросток» — по-настоящему бесподобная книга.

Наши рекомендации