Контроль исходного уровня знаний. 1. Что такое деятельность?
1. Что такое деятельность?
2. Какие виды деятельности вы знаете?
Основные понятия и положения темы
Понятие «субъект» и положение о субъектном подходе при исследовании психики человека были введены С. Л. Рубинштейном в его психолого-философских трудах 40-х годов. Дальнейшую разработку эти идеи получили в книгах и рукописях 50-х годов.
Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности. Каждая личность есть субъект, но он не сводим к личности. Субъект — качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции личности, способ согласования внешних и внутренних условий осуществления деятельности во времени, центр координации всех психических процессов, состояний, свойств, а также способностей, возможностей и ограничений личности по отношению к объективным и субъективным целям, притязаниям и задачам деятельности. Целостность, единство, интегративность субъекта являются основой системности его психических качеств.
Субъект деятельности (человек как субъект деятельности) — это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).
Деятельность:
1. всегда принадлежит субъекту (когда деятельность рассматривается как труд, то личность — не всегда субъект).
2. является взаимодействием субъекта и объекта (пока не рассматривается взаимодействие личности и деятельности, приводящее к развитию личности).
3. всегда творческая — не всякая деятельность (например, труд) является творческой.
4. всегда самостоятельна (если субъект не коллектив).
Человек как субъект проявляется в разных способах организации форм активности — общении, деятельности, познании. В этом варианте понимания субъекта подчеркиваются три аспекта и три качества деятельности:
1. деятельность является реальной, и ее продукция, как правило,
отчуждается от человека.
2. человек сам созидает условия своей деятельности.
3. психическая составляющая реальной деятельности имеет струк-
туру, включающую цели, мотивы, направленность личности.
В первом аспекте деятельность не обязательно связана с субъектом, поскольку труд и его продукт часто носят отчужденный от личности характер, во втором и третьем значения деятельности связаны с разными сторонами ее субъекта. Субъект — организатор реальной деятельности, своей внутренней личностной системы активности. Понятие «субъект» применяется также к коллективу как субъекту деятельности и жизненного пути.
Субъект:
1. самоорганизует свои способности.
2. организует время и пространство, в которых связываются внутренняя активность и объективная деятельность с субъектным способом ее осуществления.
3. учитывает в процессе труда заданные условия, требование (норм) деятельности для получения субъективно удовлетворяющего результата.
Функционирование личности в качестве субъекта деятельности включает: природные, психические, личностные составляющие (способности, мотивы, волю и т. п.). социальные условия, требования деятельности (норм труда). способы организации деятельности самим человеком. профессии. Собственную «логику», структуру деятельности, стратегию жизни субъект выстраивает и согласует с требованиями труда, профессии.
Одним из теоретических достоинств понятия «субъект» является его интегральный характер и возможность использования в психологии для обозначения характеристик как индивида («индивидуальный субъект»), так и группы («групповой, коллективный субъект») То есть понятие «субъект» позволяет выявлять общее в психологических свойствах личности, малой и большой группы и общества в целом. Фактически субъектом может быть общность любого масштаба, включая все человечество.
В роли субъектов деятельности могут выступать:
1. конкретный индивид,
2. социальная группа,
3. общество в целом.
В зависимости от этого выделяют
1. индивидуальную деятельность,
2. коллективную или групповую деятельность,
3. общественно-историческую деятельность или практику.
Психология имеет дело преимущественно с первыми двумя формами деятельности.
Л.И. Уманский выделял три возможные формы организации совместной деятельности:
1. совместно-индивидуальная деятельность, когда каждый участник делает свою часть общей работы, независимо друг от друга,
2. совместно-последовательная деятельность, когда общая задача выполняется последовательно каждым участником,
3. совместно-взаимодействующая деятельность, когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.
Субъектность человека есть ничто иное, как свойство индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Это значит, что человек в состоянии управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий.
Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом ее основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
1. Подготовка групповых проектов «Одна из граней субъектности».
2. В профессиональной речи мы используем такие выражения как «субъект деятельности», «субъект общения», «субъект познания» и т.д. Какой смысл заложен в каждом из этих сочетаний? Приведите возможные другие сочетания со словом «субъект» и проанализируйте их значение. Какова психологическая составляющая в приведенных высказываниях? Аргументирует свой ответ.
5.4. Итоговый контроль знаний:
Представление групповых презентаций.
Домашнее задание для уяснения темы занятия
1. Субъект – это:
1) индивид – представитель человеческого рода.
2) инициатор, распорядитель предметно-практической деятельности и познания.
3) человек, хорошо освоивший деятельность.
4) личность.
2. Понятие субъектности характеризуется:
1) целостностью.
2) адаптивностью.
3) уникальностью.
4) наследственностью.
3. Форма организации совместной деятельности, в наибольшей степени способствующая становлению субъектности:
1) совместно-индивидуальная деятельность.
2) совместно-взаимодействующая деятельность.
3) совместно-последовательная деятельность.
4) все ответы неверны.
4. Человек как субъект проявляется в способах организации форм активности:
1) деятельности.
2) познании.
3) общении.
4 взаимопонимании.
5. Субъектность человека носит характер:
1) исторический.
2) природный.
3) общественный.
4) культурный.
5) объективный.
6) динамический.
7) все ответы а-е неверны.
8) все ответы а-е верны.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1) Оцените, в каких из следующих суждений термин «деятельность» используется корректно? Каков общий принцип использования данного термина?
2) В педагогических вузах изучается курс «Анатомия и физиология высшей нервной деятельности».
3) Деятельность — способ существования личности.
4) Психическая деятельность головного мозга изучалась многими учеными.
5) Большое значение в воспитании имеет принцип деятельностного подхода к изучению процесса развития личности.
6) Деятельность реализуется в действиях.
7) Деятельность животного оказалась не соответствующей условиям задачи.
8) Кора головного мозга — орган психической деятельности.
9) Педагогическая деятельность — один из самых сложных видов деятельности.
10) Деятельность рыб обусловливалась следующими обстоятельствами...
11) Одним из видов деятельности является ходьба.
12) В мышлении большую роль играет интуитивная деятельность.
2. Среди описанных ситуаций выделите те, которые описывают человека – субъекта деятельности:
1) На уроке трудового обучения.
- Выйдите со своими поделками ребята первого ряда, - говорит учитель.
- Посмотрите, - обращается учитель к классу, - чья поделка вам понравилась. Почему?
При ответе пользуйтесь критериями оценки, которые записаны на доске.
Дети отвечают.
- Какую отметку поставим? Почему?
Учитель соглашается или не соглашается с мнением детей, высказывая своё мнение привлечением критериев отметки записанных на доске.
2) Петя, ученик 2 класса, получив неудовлетворительную отметку спрашивает: «Как же так, я же старался, я же хорошо учил, а отметка плохая?»
3) Таня (6 лет 6 месяцев) учится в 1 классе. Ей трудно даётся учение, особенно чтение.
Дома мама усаживает её за стол и начинает спрашивать:
- Как называется эта буква…? Что здесь написано?
Девочка молчит.
- Ну, вот, ничего не знаешь! На, учи сама! - и мама уходит со своим делом на кухню.
Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений нет.
- Сегодня гулять не пойдёшь! Будешь читать!- заявляет мать.
4) Тренер болгарской сборной по гимнастике Ж. Шишманова рассказывала такой случай:
«За полтора месяца до чемпионата мира было решено сделать броски скакалки обязательным элементом программы. Мы не были к этому готовы. Мы работали с завязанными глазами. Когда из 50 попыток получалось 50, я говорила «хорошо». Когда из 100 получалось 98, я говорила «ещё». Так продолжалось до последнего момента. На первенстве мира Мария, Нешка и Румяна не сделали ни одной ошибки. Никто не мог предположить, что мы выучим этот элемент так быстро».