Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

1. Современное состояние типологических теорий и воззрений.

2. Мой конституционный тип (подготавливает каждый обучающийся).

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

основная:

1.Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2011. - 583 с.

2.Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.

- дополнительная:

1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.

Занятие № 13

Тема: «Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека»

2. Форма организации занятия: семинарское занятие.

3. Значение изучения темы: формирование представлений о темпераменте человека, знакомство с базовыми типологиями и фундаментальными свойствами, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведение человека.

4. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

Дайте определения следующим понятиям: темперамент, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Основные понятия и положения темы

Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.

В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. Так, например, переключение внимания связано с переходом возбуждения с одних участков мозга на другие и соответственно торможением покинутых участков мозга.

Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью.

Тип нервной системы определяется именно сочетаемостью силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, которые можно тестировать с помощью теста-опросника Стреляу. Можно выделить четыре самых ярко выраженных типа нервной системы, их соотношение и связь с темпераментом.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

Меланхолический темперамент, как видно из таблицы, определяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв.

У меланхолика слабый тип нервной системы и, следовательно, нестойкий перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения нервной системы. Остальные три типа нервной системы считаются сильными.

Флегматическим темпераментов, называется такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Инертная нервная система соответствует этому типу.

Сангвинический темперамент — другой сильный тип темперамента — характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные.

Холерический темперамент — третий сильный тип темперамента -неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам.

Почему понятия темперамент и тип нервной системы нельзя отождествлять?

Темперамент — это понятие психологическое, а тип нервной системы — физиологическое.

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Меланхолик -человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.

Флегматик - медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Сангвиник – живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик - быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями. флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку. сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку. холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

4.3. Самостоятельная работа по теме:

1. В приложении 1 представлены карикатурные зарисовки четырех видов темперамента. Соотнести вид темперамента и сюжет, представленный на картинке. Обосновать свой ответ.

2. Прохождение опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова (приложение 2)

3. Приведите примеры холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов (2-3 примера на каждый тип темперамента) из литературных произведений.

4.4. Итоговый контроль знаний:

Ответы на вопросы по теме занятия:

1. Сформулируйте понятие темперамента.

2. Как определяется тип нервной системы.

3. Дайте характеристику каждому типу темперамента?

4. Рассказать о учении И. П. Павлова, согласно индивидуальным особенностям поведения?

Решение тестовых заданий по теме:

1.Темперамент – это:

1) динамическая характеристика нервной системы.

2) отражение стиля деятельности.

3) тип нервной системы.

4) характеристика личности.

2.Назовите свойство темперамента, характеризующее быстрое и легкое приспособление к новым условиям: 1) пластичность.2) реактивность.3) лабильность.4) активность. 5) ригидность.3.Какие из перечисленных психологических особенностей считаются у человека врожденными? 1) стремления.2) способности. 3) характер. 4) темперамент. 4.Тип темперамента, характеризующийся низким уровнем поведенческой активности, медлительностью, невыразительностью мимики, высокой устойчивостью, стабильностью привычек и поведения:1) холерик.2) флегматик.3) сангвиник.4) меланхолик.5. Основные проявления темперамента:1) тип поведения человека.2) общая психическая активность.3) динамические особенности моторики человека.4) слабость или сила характера.5) динамика эмоциональности.

Ситуационные задачи.

1. Жил однажды один очень вспыльчивый мальчик. Как-то раз его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал вбивать в изгородь сада гвоздь каждый раз, когда он теряет терпение или ссорится с кем-нибудь. В первый день мальчик забил 37 гвоздей в забор. В последующие недели он научился контролировать себя, и число забитых гвоздей в заборе уменьшалось день ото дня - он обнаружил, что легче контролировать себя, чем забивать гвозди!
Наконец, настал день, в течение которого мальчик не забил ни одного гвоздя в забор. Радостный, он пошел к отцу и сказал ему, что в этот день не забил ни одного гвоздя! Тогда отец велел ему доставать гвоздь из забора всякий день, когда он не потерял терпения и не поссорился с кем-либо. Проходили дни и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что он достал все гвозди из забора.
Тогда отец привел мальчика к забору и говорит ему:
- Сын мой, ты вел себя хорошо, но смотри, сколько дырок теперь в заборе. Изгородь теперь уже не такая, как прежде. Когда ты ссоришься с кем-либо и говоришь что-нибудь плохое, ты оставляешь такую же рану, как эти. Ты можешь всадить нож в человека, и можешь достать его, но всегда остается рана.
Не важно, сколько раз ты извиняешься, рана остается. Рана словесная причиняет такую же боль, как и физическая.

1) Определите темперамент главного героя.

2) Может ли эта история быть адаптирована для реальной жизни?

3) Какие техники и методики вы посоветуйте человеку с таким темпераментом для более гармоничной жизни в социуме?

2.Основываясь на характеристиках типов темперамента, распределите перечисленные профессии так, чтобы они удовлетворяли все особенности человека с тем или иным темпераментом:

Радиомеханик, предприниматель, хирург, летчик, астроном, психолог, воспитатель, организатор, продавец, математик, ветеринарный врач, геолог, специалист по машинописи, автослесарь, повар, следователь, инженер, водитель.

Домашнее задание для уяснения темы занятия

1.Составить словарь понятий

2. Найтиметодики для изучения темперамента, помимо тех, что представлены в методички.

Наши рекомендации