Формирование команды менеджера
Глава 16 КОМАНДА МЕНЕДЖЕРА
Формирование команды менеджера
Эффективность управленческой команды
Роль менеджера в команде
Основанные на командной деятельности
рабочие процессы... позволяют обойти
«волчьи ямы» иерархического управления.
Джек Гордон, английский писатель
Вследствие значительного влияния внешней среды на работников организации все больше укрепляется мнение о том, что эффективная работа фирм должна быть основана на командной работе, способной обеспечить необходимую современным компаниям гибкость, стимулировать творчество и создать атмосферу сотрудничества и поддержки. По мнению экспертов, сегодня конкурируют не компании, а их команды.
По мере развития рыночной экономики усложняются задачи предприятий, фирм и организаций, менеджеры обнаруживают, что для достижения необходимых результатов и поддержания трудового энтузиазма нужно значительно повысить эффективность работы своих коллективов. В последние годы наукой и практикой управления выделены признаки эффективно работающих коллективов. Одним из важнейших становится создание из ближайших помощников главного менеджера некоего «мозгового центра» предприятия. Конечно, создать его нелегко — ведь менеджер должен отобрать членов будущей команды с учетом их навыков, умений и возможностей, обеспечить четкие правила их поведения и определить цели совместной работы.
Поддерживать эффективность работы команды тоже непросто. Но результатом будет хорошо налаженная эффективная командная работа, способствующая достижению поставленных целей и решению поставленных задач. Команда, которая показывает высокие результаты, позволяет улучшить планирование и контроль, сконцентрировать усилия работников на реализации конкретных проектов, повысить их мотивацию, улучшить коммуникации.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ МЕНЕДЖЕРА
Группа подчиненных работников — это еще не команда, а только набор людей, зачастую преследующих разные цели.
В общем смысле команда — это единое целое, коллектив людей-единомышленников, объединенных общей целью. Именно общность целей — главное условие формирования команды.
Команда потенциально может добиться гораздо большего, чем сумма достижений отдельных работников. Однако многим коллективам не удается задействовать даже малую часть своего потенциала. Часто взаимодействие в коллективе не приносит удовлетворения, запутано и неэффективно. Этот недостаток дорого обходится любой организации, потому что эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют использование ресурсов, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют свою деятельность и доводят дело до конца, невзирая на трудности.
Многие руководители имеют слабое представление о потенциальной ценности коллективного подхода, хотя именно коллективная работа может открыть огромные новые возможности. Коллектив является огромным стимулом, фактором поддержки и воодушевления: люди могут получать удовлетворение от членства в коллективе, ставить высокие цели, создавать для себя стимулирующую и творческую среду и т.д.
Сам по себе коллективный подход не является универсальным средством решения любых управленческих проблем — он лишь открывает путь для эффективной помощи людям, которым приходится взаимодействовать друг с другом при достижении совместных целей. Организация команды требует от каждого участника стремления к общему успеху, здесь нет места «набору очков» и завоеванию преимуществ для себя лично.
Менеджеры создают свои коллективы в силу нескольких причин:
• формирование коллектива — это признак решительного стиля управления;
• количество стрессовых ситуаций уменьшается, если решать проблемы сообща;
• возрастает инновационная способность;
• лучше решаются крупные и междисциплинарные проблемы;
• в коллективе зачастую более четко распределяются обязанности и определяется личный вклад каждого работника, устраняются межличностные трения;
• взаимодействие членов команды зачастую обусловливают со-зидательность и новизну;
• команды могут рисковать в большей степени, чем каждый ее-участник в отдельности, так как у команды больше навыков и ресурсов, ей легче предвидеть проблемы и свести к минимуму возможные затраты. Команда дает ее участникам определенные психологические и
материальные преимущества. Чем полнее команда удовлетворяет потребности своих членов, тем она крепче и жизнеспособнее. Людей, вступающих в команду, привлекают:
• безопасность: участники команды чувствуют себя в безопасности — о них заботятся;
• взаимопомощь: она дает ощущение принадлежности к коллективу;
• индивидуальность: команда поощряет индивидуальные особенности своих членов;
• гордость: участники команды разделяют чувство гордости за совместные достижения;
• признание: команда считается мощной и влиятельной социальной единицей.
Как же подобрать хорошую команду? Один из преуспевающих американских бизнесменов П. Хокен, автор нескольких бестселлеров на экономическую тему, советовал: «Нанимайте людей, которых вы уважаете. Никогда не берите на работу людей, на которых вы смотрите сверху вниз и о которых вы думаете хуже, чем о себе. Люди, с которыми вы работаете, — ... вот что составляет для вас "окружающую среду". Если вы хотите улучшить ее, не нанимайте первых попавшихся, а берите на работу только лучших». Менеджеры, которые формируют команду из своих же служащих, чаще всего используют социометрический метод: каждому члену коллектива ставится задача и предлагается выбрать двух партнеров для ее решения, конфиденциально сообщив свой выбор менеджеру. Затем начальник составляет схему предпочтений (она называется социо-граммой), которая четко отображает реальные отношения в коллективе. Руководителю остается выбрать лидера и приступить к формированию групп. Этот метод позволяет отобрать в команду самых уважаемых в коллективе людей, а значит, самых лучших работников; кроме того, руководитель получает полную картину социально-психологического климата в коллективе.
Американские ученые Р. Хизрич и М. Питере считают, что наиболее эффективным управление будет в том случае, если каждый член команды в душе предприниматель. Отсюда следуют четыре основных качества сотрудника управленческой команды: опора на собственные силы, стремление к независимости, жажда успеха, склонность к риску.
Команда может более или менее эффективно достигать свои цели в зависимости от численности и состава команды, групповых норм, сплоченности, конфликтности, статуса, функциональной роли ее членов и работы менеджера по управлению своей командой. Рассмотрим некоторые из этих факторов.
Численность команды. Теоретики управления уделили значительное внимание изучению этого вопроса. По мнению некоторых исследователей, идеальная группа должна состоять из трех — девяти человек. Другие зарубежные исследователи считают оптимальной численность группы в пять человек. По мере увеличения численности группы общение между ее членами усложняется и становится более трудным достижение согласия по вопросам, связанным с деятельностью группы и выполнением ее задач. Увеличение размера группы усиливает также тенденцию к неформальному разделению ее на подгруппы, что может привести к появлению несогласующихся целей и повышению конфликтности группы.
Состав. Под составом здесь понимается степень сходства личностей, их точек зрения и подходов при решении проблем. Важной причиной вынесения вопроса на решение группы является использование различных позиций для нахождения оптимального решения. Поэтому рекомендуется, чтобы группа состояла из лиц, имеющих различные точки зрения, — это принесет большую эффективность, чем в случае, если бы члены группы имели схожие точки зрения.
Групповые нормы. Как было выявлено, нормы, принятые в группах, оказывают сильное воздействие на поведение каждой личности и на направление, в котором будет работать группа, — достижение целей организации или противодействие им. Нормы призваны подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидаются от них, и оказывают такое сильное воздействие потому, что только при условии согласования своих действий с этими нормами каждая личность может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку.
Сплоченность. Это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. В высокосплоченных группах обычно возникает меньше проблем в общении, и они менее серьезны, чем в других группах. В таких группах меньше непонимания, напряженности, враждебности и недоверия, а производительность труда, качество принимаемых решений выше. Однако в случае, если цели фирмы и высокосплоченной группы не совпадают, это отрицательно скажется на работе фирмы в целом. Потенциальным отрицательным последствием высокой степени сплоченности является групповое единомыслие.
Групповое единомыслие. Это тенденция подавления отдельной личностью своих взглядов на какое-нибудь явление с тем, чтобы не нарушать сплоченность группы. Члены группы считают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности к команде, поэтому несогласия следует избегать. В атмосфере группового единомыслия первостепенная задача отдельной личности — поддерживать общее мнение при обсуждении какого-либо вопроса, даже при наличии иного убеждения. В результате решения, принятые такой командой, не всегда эффективны: команда старается принять усредненное решение, которое никого не заденет.
Конфликтность. Ранее упоминалось, что различие во мнениях обычно приводит к более эффективной работе группы. Однако оно также повышает вероятность конфликта. Хотя активный обмен мнениями полезен, он может привести к внутригрупповым спорам и другим проявлениям открытого конфликта, которые всегда пагубны. Причины конфликтов и методы их решения были рассмотрены ранее.
Итак, подбор конкретных людей для совместной работы — одна из наиболее сложных задач менеджера.
Люди не рождаются с верой, что они должны положить свою жизнь на алтарь фирмы. Заслужив их уважение, хороший лидер превращает группу людей в коллектив, который производит продукцию совместными усилиями.
Здесь противодействуют два момента: с одной стороны, люди хотят ощущать себя частью коллектива, что дает им чувство безопасности; с другой стороны, они стремятся сохранять свою индивидуальность, хотят отличаться от других.
Персональная ответственность всех членов хорошей команды заключается в том, чтобы создавать атмосферу, в которой потенциал команды может процветать. Ключевой фактор здесь — так называемое*поддерживающее развитие, которое может иметь место, если:
• есть общее понимание проводимых в жизнь целей;
• вносятся позитивные предложения, заслуживающие поддержки;
• есть уважение к другим и их идеям.
Помешать созданию коллектива может соперничество, основанное на нездоровом честолюбии.
Само по себе состязание, соперничество — вполне естественное явление. Честолюбивые сотрудники добиваются внимания, повышения в должности, продвижения по службе. Но соперничеству часто сопутствуют зависть, неприязнь, интриганство. Делу наносится ущерб, если сотрудники соперничают в одиночку, а не как команда.
Следует остерегаться следующих симптомов нездорового соперничества:
• к запросам других отделов сотрудники относятся небрежно или вовсе их игнорируют;
• вы все чаще слышите: «Это не мое дело»;
• разговоры в отделе носят характер сплетен и не имеют отношения к работе;
• сотрудники мрачные, неприветливые;
• тон разговоров недовольный;
• посетитель воспринимается как помеха делу, а не как важная составная часть рабочего процесса;
• текучесть кадров велика, часты прогулы. Формированию команды способствует наличие у членов группы умения слушать, сопереживать, находить точки соприкосновения, определять общие ценности и интересы; готовности помогать другим; четкости и ясности позиций; стремления уменьшить разброс мнений; открытости, гибкости. Препятствуют формированию команды желание доминировать или постоянно вступать в спор; безапелляционные заявления; негативные оценки идей других людей и т.п.
Стадии становления команды [129, с. 219]. Американский исследователь Б. Басе выделяет следующие четыре стадии процесса становления команды:
1) принятие членами группы друг друга. На этой стадии устраняются недоверие, настороженность и отчуждение в отношениях между работниками, появляется готовность сотрудничать;
2) развитие коммуникаций и выработка механизма принятия групповых решений. Расширение и интенсификация коммуникаций, откровенного общения делают группу способной к принятию коллективных решений;
3) формирование групповой солидарности. Эта стадия является логическим продолжением и следствием расширения коммуникаций, роста доверия и укрепления чувства групповой идентичности. Члены группы получают удовлетворенность от самого факта пребывания в ней и помогают друг другу;
4) стремление к максимизации группового успеха с помощью рационального использования индивидуальных способностей, возможностей и взаимопомощи, обеспечение неформального коллективного контроля за выполнением групповых заданий. Эта стадия характеризуется переносом акцента с межличностной солидарности и поддержки на общее дело.
По мере прохождения указанных стадий групповые отношения в команде достигают зрелости, позитивно сказываясь на эффективности труда.