Методы и способы разрешения конфликтов.
1 способ: Подавление конфликта;
2 способ: Уход от конфликты;
3 способ: Управление конфликтом;
4 способ: Применение различных методов
· Переговоров;
· Устранение конфликтной ситуации;
· Создание условий для взаимодействия между противоборствующими сторонами;
· Разработка общеорганизационных целей.
Основным способом разрешения конфликтных ситуаций является применение координационных механизмов, которые заключаются в организации структурных подразделений или должностных лиц, благодаря чему будет обеспечено иерархия полномочий, которая будет упорядочивать взаимодействие должностных лиц, принимать решение и управлять информационными потоками.
Кроме того в организации должна быть создана система социальной защиты. Эта система должна обеспечивать занятость работников, поддерживать жизнедеятельность и обеспечивать эффективность их труда.
Основные направления социальной защиты в организации:
Ø Максимальное обеспечение стабильности развития организации;
Ø Обеспечение профессиональной, социально-психологической, социально-бытовой адаптации персонала;
Ø Обеспечение минимального прожиточного уровня;
Ø Обеспечение справедливости и законности.
Принципы разрешения конфликтов:
1. Принцип признания новых идей. Обеспечивается путем применения инноваций практики деятельности инноваций;
2. Принцип готовности к риску. Обеспечивает выявление новых идей и их поддержания;
3. Принцип сотрудничества. Обеспечивает управление конфликтами и реализуется на основе конструктивности
Причины возникновения конфликтов:
1. Различие или пересечение интересов членов организации;
2. Различие в ценностях и ориентациях;
3. Различные формы экономического и социального неравенства;
4. Неудовлетворенность отношениями между отдельными структурными подразделениями организации;
5. Неудовлетворительные коммуникации (плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта);
Последствия конфликта:
1. Функциональные последствия. Конфликтующие стороны будут больше расположены к сотрудничеству. Люди чувствуют свою причастность к решению проблемы. Через конфликт многие члены группы могут разрешить свои проблемы. Проблема может быть решена, путем, который приемлем для всех сторон.
2. Безфункциональные последствия. Неудовлетворенность, плохое состояние духа, снижение производительности, рост текучести кадров. Меньшая степень сотрудничества в будущем. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами. Смещение акцента придания большего значения победе, чем решения реальной проблемы. Может возникать депрессия, стресс.
Конструктивный конфликт - обеспечивает поиск новых идей по разрешению организационных проблем.
Деструктивный конфликт – приводит к отвлечению сотрудников от выполнения служебных обязанностей, что в дальнейшей скажется на производительности труда и деятельности всей организации.
Лекция 23.05.12.
Тема: «Сущность и содержание антикризисного управления»
Вопрос 1: Понятие антикризисного управления и банкротства предприятия.
Вопрос 2: Формы и методы действия менеджеров в условиях кризиса и банкротства предприятия.
Вопрос 1: Понятие антикризисного управления и банкротства предприятия:
Антикризисное управление представляет собой систему мер, направленную на локализацию кризисных явлений на предприятии за счет выработки конкретных мероприятий, которые должны стабилизировать деятельность предприятия. Антикризисное управление вводится на предприятиях в соответствии с законом РФ о несостоятельности (банкротства предприятия).
Основные факторы, влияющие на несостоятельность предприятия:
1. Отсутствие экономической стратегии развития предприятия в рыночных условиях;
2. Низкая квалификация кадров, что влияет на обоснованность и объективность оценки деятельности предприятия;
3. Наличие социально-психологических стереотипов, не воспринимающих необходимость внедрения новых подходов в управлении предприятий;
4. Высокие темпы инфляционных процессов.
Основные меры антикризисного управления включают в себя:
1. Внедрение внешнего антикризисного управления имущества;
2. Принудительная ликвидация предприятия перед должниками по решению арбитражного суда;
3. Добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.
Эффективность антикризисного управления после признания предприятия банкротом во многом зависит от радикально направленных действий арбитражного управляющего, которому передаются функции внешнего управления имущества должника.
Арбитражные управляющие назначаются на конкурсной основе, а также может назначаться по инициативе предприятия самого должника.
Формы и методы действия менеджеров в кризисных условиях:
1. Защитная тактика, которая подразумевает сокращение издержек путем сокращения внутрипроизводственных структур, продажа технологического оборудования, внедрение новых технологий, внедрение маркетингов управления, поиск новых рынков сбыта;
2. Происходит замена действующих менеджеров среднего уровня управления (линейных руководителей), переобучение существующего аппарата управления, разработка новых концепций стратегии выхода из кризиса;
3. Сокращение выпуска некачественной продукции, принимается мера по снижению устаревших производственных мощностей, снижение текучести кадров, сокращение управленческих расходов, разработка и внедрение новых структур управления предприятием;
4. Предприятия финансируются за счет кредиторов при условии что основные показатели деятельности предприятия имеют положительную тенденцию, но при этом на предприятии проводится ряд мер: 1)Исследуется система антикризисного управления (оптимальность структур управления; Качественный состав персонала; Исследуется система мотивации персонала и социально-психологические проблемы; 2) определяется коэффициент обеспечения необоротных активов (соотношение оборотного, необоротного капитала); 3) Исследуется состояние бухгалтерской отчетности; 4) Определяется корень рентабельности деятельности предприятия; 5)Определяется ликвидность баланса предприятия, маневренность оборотного капитала.
Выбор стратегической направленного выхода из кризиса.
При разработки стратегических направлений антикризисного управления механизм управления должен состоять из отдельных блоков, представляющих своего рода модель, включающую в себя:
1. Систему антикризисного управления;
2. Механизм антикризисного управления;
3. Процесс антикризисного управления;
4. Процесс интеграции или дезинтеграции.
В основе стратегического плана входят элементы стратегического менеджмента и его функции:
1. Система стратегического планирования (бизнес-план);
2. Система коммуникации;
3. Система мотивации персонала;
4. Система организационной структуры управления;
5. Система принятия решений и контроля.
Основные проблемы стратегического управления:
1. Определение оригинального механизма реструктуризации предприятия;
2. Выработка принципиально новых подходов, выпуск новых товаров;
3. Совершенствование структуры капитала;
4. Ужесточение контроля за расходом денежных средств;
5. Организация управления с ценными бумагами, а также финансовыми средствами.
Принципы организации стратегического управления в условиях кризиса:
1. Принцип самоокупаемости предприятия;
2. Принцип внедрения новых технологий в управлении предприятия;
3. Принцип использования своих инвестиционных средств в локализации кризиса (за счет управления ценных бумаг);
4. Организация взаимодействия заинтересованных предприятий в деятельности предприятий.