Личностный комплексный социометрический тест О.Зворыкина».

Диагностика типа личности

По типу мышления и индивидуальным особенностям

Нервной системы по методике

Личностный комплексный социометрический тест О.Зворыкина».

Варианты ответов: 5 – да

4 – скорее да, чем нет

3 – что-то среднее

2 – скорее нет, чем да

1 – нет

  1. Характерно ли для вас стремление быть больше с людьми в свободное время.
  2. Часто ли у вас возникает желание развлечься одним из перечисленных способами: послушать музыку, почитать художественную литературу, посетить театр или художественную выставку.
  3. Делаете ли вы что-то на свой страх и риск.
  4. Понравилась бы вам работа, связанная с организаторской деятельностью.
  5. Свойственно ли вам выражать публично выговоры или одобрения на поступки окружающих.
  6. Сохраняете ли вы чувство юмора в сложных для вас жизненных ситуациях.
  7. Свойственно ли вам принимать во внимание интересы окружающих.
  8. Характерна ли для вас внезапная смена настроения.
  9. Характерно ли для вас быстрое принятие решения при определённых обстоятельствах.
  10. Как вы считаете у вас много друзей.
  11. Легко ли вы переключаетесь с одного вида деятельности на другой.
  12. Старательно ли и ответственно вы относитесь к порученному вам делу.
  13. Характерно ли для вас стремление предвидеть смену обстоятельств в интересном для вас кинофильме или романе.
  14. Трудно ли вам быть одиноким.
  15. Возникает ли у вас желание принять участие в разработке, создании чего-то нового, неизвестного.
  16. Волнует ли вас осознание того, что люди говорят о вас неприятные вещи.
  17. Склонны ли вы к мечтательности.
  18. Часто ли дела, которые вы выполняете, заканчиваются не так, как вы бы хотели, как вы задумали.
  19. Нравится ли вам мастерить что-то, шить.
  20. Волнует ли вас услышанная или прочитанная грустная история.
  21. Можете ли вы по необходимости выполнять неинтересную работу без снижения её качества.
  22. Характерно ли для вас обдумывать, анализировать прошедший день.
  23. Тяжело ли вам нарушать какие-то известные, признанные в обществе правила поведения, даже если вы уверенны, что не будете наказаны.
  24. Часто ли вы ладите с людьми.
  25. Часто ли вы бросаете начатое дело.
  26. Тяжело ли вы раздражаетесь.
  27. Упрекают ли вас родственники за инертное отношение к ним.
  28. Часто ли вы чувствуете, что люди вас не понимают.
  29. Сильно ли вам мешают старые навыки во время выполнения новой работы.
  30. Легко ли вы приходите в себя после ссоры.
  31. Теряете ли вы терпение, когда что-то долго объясняете.
  32. Часто ли вы игнорируете собственные интересы ради общего дела.
  33. Характерно ли для вас достичь большего, чем ваши друзья, знакомые.
  34. Нравятся ли вам весёлые вечеринки.
  35. Безошибочно ли ваше первое впечатление о человеке.
  36. Можете ли вы приглушить желание, которое мешает осуществлению задуманного дела.
  37. Нравится ли вам гулять одному.
  38. Тяжело ли вам налаживать деловые отношения с незнакомыми людьми.
  39. Нашли ли вы свою деятельность, профессию.
  40. Легко ли вам заговорить с незнакомым человеком.
  41. Чувствуете ли вы себя «не в своей тарелке» когда люди наблюдают за вашей работой.
  42. Характерно ли для вас начиная новое дело, глубоко раздумывать и взвешивать его возможные результаты.
  43. Сильно ли вы переживаете за выговоры и критику.
  44. Считаете ли вы себя человеком практичным.
  45. Легко ли вы увлекаетесь новой идеей.
  46. Смущаетесь ли вы, если вокруг вас концентрируется общее внимание.
  47. Удаётся ли вам сохранить спокойствие даже тогда, когда вас внезапно обидят.
  48. Вам больше нравится планировать, чем выполнять.
  49. Мешает ли вашей трудоспособности яркий свет, шум или другие раздражители.
  50. Тяжело ли вам скрывать свою неприязнь к какому-то человеку.
  51. Характерно ли для вас видеть то, на что другие не обращают внимание.
  52. Держите ли вы себя в руках в сложных ситуациях.
  53. Быстро ли вы включаетесь в работу.
  54. Стремитесь ли вы модно одеваться.
  55. Часто ли вы внутренне опровергаете доводы окружающих.
  56. Можете ли вы сидеть без дела.
  57. Разочаровывает ли вас несоответствие между вашими мечтами и действительностью.
  58. Ваши раздумья над какими-либо вопросами приводят к тому, что вы не замечаете окружающий мир.
  59. Возникает ли у вас неудовольствие оттого, что ваши знания меньше, чем могли бы быть.
  60. Часто ли вы говорите о собственных переживаниях окружающим.
  61. Удаётся ли вам не падать духом, когда на вас сваливаются неприятности.
  62. Характерно ли для вас стремление заставить других жить по тем же правилам что и вы.
  63. Есть ли у вас стремление избегать встреч с неприятными людьми.
  64. Часто ли знакомые и друзья обращаются к вам за помощью и советом по жизненным вопросам.
  65. Характерно ли для вас, перед тем как принять важное решение, отвлекаться и расслабляться.
  66. А здоровье у вас крепкое?
  67. Тяжело ли с вами подружиться.
  68. Часто ли вам не удаётся выполнить то, что вы обещали.
  69. Если вы уверенны в своей правоте, а с вами спорят, удаётся ли вам сохранить самообладание.
  70. Часто ли вы в личных делах руководствуетесь чувствами, а не разумом.
  71. Тяжело ли вам попросить о чём-то незнакомого человека.
  72. Представляете ли вы, что будете делать в ближайшие несколько лет.
  73. Долго ли вы переживаете, если у вас встречаются неприятности.
  74. Можете ли вы по собственной инициативе организовать вечер, экскурсию.
  75. Стремитесь ли вы к новым достижениям в сфере своей деятельности.
  76. Вы иногда отступали от идеи, которую защищали.
  77. Умеете ли вы скрывать свои чувства.
  78. Знакомы ли вам недоразумения с окружающими и сопротивление вашим желаниям.
  79. Отстаиваете ли вы взгляды и принципы в обстоятельствах, когда защита их может привести к серьёзным неприятностям.
  80. Часто ли вы обращаетесь к людям за советом.
  81. Всегда ли на вашем рабочем столе (письменном столе) порядок.
  82. Считаете ли вы, что могли б руководить работой в знакомой вам обстановке.
  83. Появляется ли у вас желание изменить свою деятельность.
  84. Умеете ли вы заводить корыстные знакомства.
  85. Характерно ли для вас придерживаться своей точки зрения.
  86. Отвечает ли деятельность, которой вы занимаетесь сегодня вашим склонностям.
  87. Чтоб спрятать растерянность в новых обстоятельствах приходилось ли вам проявлять чрезмерное оживление.
  88. Если у вас возникала какая-то творческая идея, стремились ли вы сначала изложить её на бумаге.
  89. Хорошая ли у вас память.
  90. Если к вам за помощью обращается незнакомый человек, характерно ли для вас помочь ему.
  91. Всегда ли вы выполняете свои обещания, даже если вам это не выгодно. 5 – да, это свойственно мне, 1 – нет, совсем не свойственно.
  92. У вас никогда не бывает мыслей, о которых вам не хотелось бы говорить окружающим. 5 – никогда не бывает, 1 – бывают.
  93. Считаете ли вы свои привычки хорошими. 5 – да, считаю, 1 – нет, не считаю.
  94. Вы никогда не передаёте сплетни. 5 – нет, никогда, 1 – да, иногда передаю.
  95. Всегда ли вы говорите правду. 5 – да, 1 – нет, не всегда.
  96. Вы иногда опаздываете в школу, на свидание, встречу. 5 – нет, никогда, 1 – да, иногда задерживаюсь.
  97. Среди ваших знакомых нет таких, которые вам не нравятся. 5 – нет, таких нет, 1 – встречаются такие.
  98. Вы никогда не говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь. 5 – никогда не говорю, 1 – иногда говорю.

Обработка результатов.

Прежде всего проверяются ответы на вопросы 91-98 – это шкала лжи. Если испытуемый поставил 5 оценок по 5 баллов, то ответы анкеты считаются сомнительными, но сё же подлежат обработке. Если оценок в 5 баллов больше 5, то результаты считаются недостоверными, весь тест следует переделать через какое-то время.

Подлежат обработке ответы на вопросы:

1-ый вертикальный столбик 10-80;

3-ий вертикальный столбик 12-82;

5-ый вертикальный столбик 14-84;

6-ой вертикальный столбик 15-85;

8-ой вертикальный столбик 17-87;

9-ый вертикальный столбик 18-88.

Ответы на вопросы 1-9,11,21,31,41,51,61,71,81,13,23,33,43,53,63,73,83,16,26,36,46,56,66,76,86,19,29,39,49,59,69,79,89,90 – это буферные вопросы и не подлежат обработке. Полученные баллы в вертикальных столбиках (1,3,5,6,8,9)которые подлежат обработке, суммируются по каждому столбику отдельно и заносятся в пустые клеточки под столбиками на бланке ответов.

1-ый верт.ст. – эмоциональность экстраверта Э-э

3-ий верт.ст. – теоретическое мышление экстраверта ТМ-э

5-ый верт.ст. – практическое мышление всех типов личности ПМ

6-ой верт.ст. – интуитивное мышление всех типов личности ИМ

8-ой верт.ст. – эмоциональность интроверта Э-и

9-ый верт.ст. – теоретическое мышление интроверта ТМ-и

Тип личности определяется по соответствию двух особенностей из перечисленных шести: доминанты личности (Д) и субдоминанты (СД). Выбор субдоминанты и доминанты осуществляется таким образом: выбрать из всех сумм баллов в столбиках наибольшую. Эта сумма характеризует доминанту. Если Д в первой паре столбиков (1,3), то СД – наибольшая сумма баллов, в другой паре столбиков (5,6). Если Д в другой паре столбиков (5,6), то СД – в первой паре (1,3). Если же Д в третьей паре столбиков (8,9), то СД – во второй паре столбиков (5,6).

Соотношение Д и СД определяет тип личности:

1 тип (ТМ-э – ИМ) – умственно-интуитивный экстраверт

2 тип (ИМ – ТМ-э) – интуитивно-умственный экстраверт

3 тип (ТМ-и – ИМ) – умственно-интуитивный интроверт

4 тип (Э-э – ИМ) – эмоционально-интуитивный экстраверт

5 тип (ИМ – Э-э) – интуитивно-эмоциональный экстраверт

6-ой тип (Э-и – ИМ) – эмоционально-интуитивный интроверт

7-ой тип (ТМ-э – ПМ) – умственно-рассудительный экстраверт

8-ой тип (ПМ – ТМ-э) – рассудительно-умственный экстраверт

9-ый тип (ТМ-и – ПМ) – умственно-рассудительный интроверт

10-ый тип (Э-э – ПМ) – эмоционально-рассудительный экстраверт

11-ый тип (ПМ – Э-э) – рассудительно-эмоциональный экстраверт

12-ый тип (Э-и – ПМ) – эмоционально-рассудительный интроверт

Бывают такие случаи когда:

1)Д одна, а СД две (в столбиках одной пары равные числа) тогда определяются два типа личности Д+СД1, Д+СД2.

2)Д-две, а СД-одна, тогда:

а) если два Д в одной паре, то определяется два типа личности Д1+СД, Д2+СД.

б) если Д1 в первой паре столбиков, а Д2 в другой паре столбиков, тогда определяется два типа личности Д1+Д2(которая выступает субдоминантой) и Д2+Д1(которая тоже выступает субдоминантой).

в) если Д1 в первой паре столбиков, а другое Д в третьей паре, тогда ищем СД во второй паре столбиков и определяем два типа личности Д1+СД, Д3+СД.

г) если одно Д во второй паре столбиков, а другое Д в третьей паре столбиков, то определяем один тип Д3+Д2(которое выступает доминантой).

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ 1-ГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

(УМСТВЕННО-ИНТУИТИВНЫЙ ЭКСТРАВЕРТ)

Общая социальная характеристика.

Этот тип личности распространённый. Человек этого типа имеет хорошие природные задатки, и если индивидуальные условия формирования (семья, школа, коллектив) были благоприятными, то такой человек может быть очень ценным для общества. Он имеет стойкое мировоззрение, достаточно высокие моральные качества, большие творческие возможности, трудолюбие, настойчивость. Сфера его работы – наука (чаще технические), руководство изготовительной деятельностью.

Психофизиологическая характеристика.

Доминанта человека этого типа - теоретическое мышление, субдоминанта – интуитивное мышление. Человек этого типа – экстраверт, как правило, сангвиник по темпераменту (иногда флегматик). Он имеет стойкую эмоциональную систему, умеренную смену настроения. Восприятие окружающей среды мало отражается в мимике и речи. Познавательные процессы характеризуются хорошо развитым теоретическим мышлением, которое совместно с интуицией даёт огромные возможности для работы в отрасли науки и других сферах, где нужна ориентация в сложных обстоятельствах, способность принимать решения на основе опыта и интуиции.

Характер.

Характер человека кроме природных качеств отражает социальные условия его формирования и деятельности. В зависимости от этого может быть разный уровень товарищества, проявление самолюбия при общем низком гоноре и относительно высоком честолюбии. Особенностью является сильно развитая воля, высокое трудолюбие и добросовестность. У человека этого типа наиболее развиты аналитические способности, творческие потребности и потребности в труде.

Личностные качества.

Человек этого типа является новатором. Для людей этого типа основным является дело, которому они посвятили себя, и убеждения, которыми они руководствуются. Самолюбие и честолюбие контролируются и не мешают окружающим. Внешне эти люди жизнерадостные и дружелюбные, хотя по своей сути не получают огромного удовольствия от постоянного общения с людьми и испытывают потребность побыть наедине со своими мыслями. Для людей этого типа характерно негативное отношение к развлечениям, хотя внешне они этого не показывают.

Период формирования в школе.

Ученики этого типа обычно пользуются авторитетом у одногодок и часто становятся их лидером. Учителя должны интересоваться учениками этого типа, чтобы рассчитывать на них и через них влиять на класс. Уже в школе при благоприятных условиях представители этого типа вырабатывают стойкие интересы на будущую жизнь и деятельность. Требуют внимания и признания со стороны учителей, а так же индивидуального подхода.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ 2-ГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

(ИНТУИТИВНО-УМСТВЕННЫЙ ЭКСТРАВЕРТ).

Общая социальная характеристика.

Этот тип личности встречается не так часто и имеет свои особенности. Это человек, который увлекается и может увлечь своими идеями других. В благоприятных условиях социального формирования (семья, школа, коллектив) из этого человека может получиться очень нужный специалист в отрасли науки или работник искусства, журналист. Успех работы в названных отраслях определяется не только способностью выдвигать новые идеи, понимать сложные ситуации, а и умение сосредоточить силы на разработке выдвинутых идей.

Психофизиологическая характеристика.

Доминанта этого типа – интуитивное мышление, субдоминанта – теоретическое мышление. Это экстраверт, как правило, холерик по темпераменту, имеет сильную, но неуравновешенную нервную систему, восприятие окружающей среды отражается на мимике и речи. Характерная особенность этого типа – внезапное возникновение той или иной идеи как результат определённых подсознательных процессов. Человек такого типа изучает определённые вопросы и размышляет над ними, но решение, как правило, возникает не через логический результат исследования, а результат деяте6льности.

Характер.

Характер человека этого типа больше, чем в других типах, наравне с врождёнными качествами отражает индивидуальные, социальные условия его формирования. В нём соединены сдержанность и дружелюбие, некоторая замкнутость и бурное проявление себя в условиях, когда действия человека связаны с обеспечением защиты и реализации своих идей. У людей этого типа достаточно развито честолюбие, интуиция даёт им возможность усваивать сущность явлений быстрее, чем это может сделать мышление. Как правило, люди этого типа живут в мире своих идей, они часто думают над тем, что случалось в прошлом, только не над тем, что происходит сейчас.

Личностные качества.

Для людей этого типа характерно не только увлечение теми или иными идеями, а и внезапное безразличие к ним, переключение н6а новые идеи. Это часто мешает им достигнуть успехов в той или иной деятельности. Про людей этого типа говорят, что они несдержанны, чересчур увлекаются своими идеями. Для успеха в жизни этот тип личности должен воспитать целенаправленность, последовательность, умение доводить свои идеи до осуществления.

Период формирования в школе.

Ученики этого типа имеют проблемы в обучении: не всегда могут сосредоточиться на учебном материале и увлекаются другими вопросами. Они много мечтают и фантазируют. Лучший метод воспитания – использовать их заинтересованность и давать поручения, которые помогают углубить их интерес к проблеме в той или иной отрасли. По своим природным качествам школьники этого типа в будущем могут работать в области науки и искусства, взрослым нежно помогать им, найти сферу будущей деятельности ещё в школе, иначе неопределённость может затянуться на много лет.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ 3-ГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

(УМСТВЕННО-ИНТУИТИВНЫЙ ИНТРОВЕРТ).

Общая социальная характеристика.

Это достаточно редкий и необычный тип личности. При благоприятных условиях социального формирования в соединении с природными задатками и способностями, характерными для данного типа, человек этого типа может сделать огромный вклад в науку. Его высокие интеллектуальные возможности, оптимально проявляясь, формируют склонность к научной деятельности (учёный-теоретик) или деятельности в искусстве (критик).

Психофизиологическая характеристика.

Доминанта человека этого типа – теоретическое мышление, субдоминанта – интуиция. По темпераменту чаще флегматики. Наличие черт интроверта и интуиции создаёт условия, которые помогают человеку сосредоточиться и углубиться в природу явлений, фактов, теорий. Суждения таких людей отличаются высоким уровнем критичности и большим творческим воображением. Высокий уровень мировоззрения, наличие хорошо развитого абстрактно-теоретического мышления в соединении с интуицией характеризуют такого человека как творческую личность, способную решать вопросы актуальной действительности и современной науки.

Характер.

Характер такого человека несёт в себе черты интровертности. Человек этого типа выбирает одиночество, мысли его больше заняты идеями и теориями, чем окружающими людьми. Наряду с высокими творческими потребностями и возможностями этому типу характерно наличие довольно высокого уровня самолюбия, которое они скрывают от окружающих. У человека этого типа совсем нет гонора.

Личностные особенности.

Благодаря своей интровертности человек этого типа отдаёт предпочтение труду наедине. Он сдержан, уверен в себе и своих суждениях, хотя иногда бывает под влиянием эмоциональных переживаний и старательно охраняет себя от негативных эмоций.

Период формирования в школе.

Обычно ученики такого типа стараются держаться в стороне. Это школьники, которые хорошо учатся, их интересы и склонности редко меняются. Они, выбирая свой жизненный путь, свою будущую специальность, полностью в неё углубляются, совершенствуются, становятся хорошими специалистами.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 4-ГО ТИПА ЛИЧНОСТИ (ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИНТУИТИВНЫЙ ЭКСТРАВЕРТ).

Общая социальная характеристика.

Природное любопытство, оптимизм, высокая активность наряду с творческими способностями при благоприятных условиях делают этот тип личности общественно полезным, ценным. Артистичность, утончённый вкус, наблюдательность открывают перед человеком этого типа широкие возможности успешной деятельности в сфере искусства. Преобладание развития наглядно-образного мышления даёт возможность тонко чувствовать произведения искусства, проникать во внутренний мир человека, понимать глубину человеческих отношений. При наличии определённых творческих возможностей человек этого типа может успешно проявить себя и в науке, оставаясь при этом артистической натурой, которая всё своё свободное время посвящает искусству.

Психофизиологическая характеристика.

Доминанта человека этого типа – эмоциональность, субдоминанта – интуитивное мышление. По темпераменту это чаще холерик с сильно подвижной, но неуравновешенной нервной системой. Для человека этого типа характерно разнообразие эмоциональных переживаний, у него бывают причуды, проявление радости или пессимизма, но, как правило, продолжительность переживаний небольшая – они прекращаются также внезапно, как и появляются. Человек такого типа – экстраверт, он получает удовольствие от общения с людьми и работы для людей.

Характер.

Человек этого типа активный, дружелюбный, имеет сильно развитое чувство коллективизма, человечности, жизнерадостности. Он может увлечь других своей уверенностью, но не имеет сильной воли и настойчивости, решительности и терпеливости, и это мешает ему достигнуть успеха.

Личностные качества.

Соединение эмоциональности и интуиции придаёт личности этого типа своеобразные черты. Как человек эмоциональный он не может просто констатировать то, что подсказывает ему интуиция. Человек этого типа хорошо разбирается в людях, чувствует их негативные и позитивные качества, особенности. Он имеет реалистичный взгляд на вещи, при этом испытывает удовольствие, действуя по своей интуиции. Дружелюбный, но не постоянный, быстро увлекается, но и быстро теряет интерес.

Период формирования в школе.

Наклонности ребёнка этого типа проявляются уже в школе. Его ценят за оптимизм, жизнерадостность, ему доверяют. Ученики этого типа с удовольствием принимают участие в художественной самодеятельности, дискотеках, кружках. Учителю надо только смотреть за тем, чтоб такой ученик не отвлекался от главного, не начинал выполнять несколько дел одновременно. Нужно воспитывать в нём силу воли, настойчивость, для того, чтоб в будущем его творческие способности проявились в полной мере.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ 5-ГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

(ИНТУИТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКСТРАВЕРТ).

Общая социальная характеристика.

Этот тип личности не очень распространён, но интересный и значимый по своим социальным и психологическим качествам. Человек этого типа обычно имеет разносторонние способности и интересы. Он стойкий в своих убеждениях, оптимистичный, в профессиональной деятельности является активным творческим сотрудником. Сфера его деятельности – искусство и наука. В своей деятельности постоянно стремится к творческим достижениям и максимальной отдаче. Хорошая коммуникабельность, высокая жизненная активность, творческие возможности определяют его профессиональную направленность. Наибольшее удовольствие получает от деятельности, где он чувствует свою полезность для людей.

Психофизиологические характеристики.

Доминанта людей этого типа – интуитивное мышление, субдоминанта – эмоциональность. По темпераменту – сангвиники или холерики, у него сильный тип нервной системы, высокое разнообразие эмоциональных переживаний. Этого человека не просто вывести из себя. Сильный характер и оптимизм дают ему возможность легко преодолеть много трудностей. Стремление к творчеству обусловлено богатым творческим воображением, хорошей памятью, интуитивным характером мышления.

Характер.

Человек этого типа имеет хорошие задатки. При благоприятных условиях жизни и формирования получает возможность максимального развития. Он имеет высокую потребность работать и получать знания, быстро формируется в социальном отношении, становится общественно полезным членом общества. Карьеризм и напыщенность ему не свойственны, хотя он стремится к лидерству. В отношениях с людьми внимателен и терпелив, в отношении к себе - требователен и самокритичен.

Личностные качества.

В своих жизненных взглядах, принимая какое-либо решение, человек этого типа опирается, прежде всего, на интуицию, которая является его доминирующим качеством. Высокая жизненная энергия, эмоциональность и темперамент подчинены этой особенности. Но эмоциональность тоже накладывает отпечаток на его характер. Человек этого типа увлекается многими вещами, часто ввязывается в рискованные дела, не раздумывая о последствиях. К однообразному, долго продолжительному труду с углублением в детали, не способен, быстро теряет к нему интерес. Интересы широкие, но поверхностные. В душе такой человек чаще азартный игрок. Если познавательной деятельностью такого человека является наука, и она имеет высокую профессиональную подготовку, эмоциональность её в определённом возрасте и через годы научного труда меняются на теоретическое мышление и человек может перейти в такой тип личности, который называется интуитивно-умственный, т.е. чисто научный.

Период формирования в школе.

Ученики этого типа привлекают своей жизнерадостностью. Они легко находят друзей, любознательны, много читают. С одинаковой лёгкостью принимают участие в общественно-полезных делах и срывах уроков. Бывают несерьёзные, невнимательные. Учителям следует обратить внимание на таких учеников. У них следует развивать внимание, трудолюбие, усидчивость.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ 6-ГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

(ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИНТУИТИВНЫЙ ИНТРОВЕРТ).

Общая социальная характеристика.

Люди этого типа личности встречаются не часто. Основная и профессиональная деятельность – искусство, математика и гуманитарные науки. В благоприятных условиях формирования интровертность – основная черта этого типа не усиливается до нежелательной глубины, но создаёт высокий уровень творческого упорства, настойчивости, способности к планомерному, целенаправленному труду. Человек этого типа личности не приспособлен к организаторской, административной деятельности, которые связаны с необходимостью постоянного общения с разными людьми. В тех сферах деятельности, которые близки их склонностям, человек легко адаптируется, активный, трудолюбивый.

Психофизиологическая характеристика.

Доминанта человека этого типа – эмоциональность, субдоминанта – интуитивное мышление. По темпераменту это, в большинстве случаев, меланхолики, иногда флегматики. У человека большая стойкость эмоций. Основные особенности формирования его жизненных взглядов и характера связаны с высокой, хотя и скрытой эмоциональностью. У человека этого типа предметно–образное мышление, его жизненные впечатления яркие и эмоциональные. Он наблюдателен, наделён высокой способностью творческого воображения, склонен к анализу окружающих явлений.

Характер.

Человек этого типа личности внешне спокойный, сдержанный, уверенный в себе. В общении с людьми следит за собой и за партнёрами. Старается не отличаться от других, больше наблюдает, чем действует. Вся его эмоциональность направлена внутрь, он открывает свои чувства только близким, переживания прячет в себе. Человек этого типа склонен преувеличивать свои неудачи, иногда бывает зажигательным. Характерными его чертами является честолюбие и самолюбие.

Личностные черты.

Разнообразие стремлений и идей иногда мешают такому человеку найти себя, определить свои интересы в выборе профессии. Но определив цель он сосредотачивает свои усилия на её достижение. Умение мобилизировать свою творческую энергию, настойчивость, опору на высокий эмоциональный заряд, благоприятствует выполнению задуманного. Уровень интровертности или принадлежности к мужскому или женскому полу вносят ряд особенностей в характер человека данного типа.

Период формирования в школе.

Школьный период является очень важным в формировании этого типа личности. Мечтательность, замкнутость в своём воображаемом мире, раздражительность и обидчивость, очень характерны для подростков этого типа. Он самолюбив, часто не уверен в себе, тяжело воспринимает поражения, нетактичность и смех могут оттолкнуть его, замкнуть ещё глубже. Внешне это выражается в молчаливой недоступности и высокомерии – признаки трудных детей. Дружит с некоторыми одногодками, в кругу симпатичных ему друзей стремится стать лидером. Держится в стороне от общественной жизни, но если найти к нему правильный подход, завоевать его доверие – легко сделать его надёжным помощником учителя. Благосклонность и понимание в отношениях с учеником помогают преодолеть его отчуждённость, сделать его активным, уверенным в себе. Это является существенным фактором в воспитании, в дальнейшем формировании такого ребёнка как полноценной, счастливой личности.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ 7-ГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

(УМСТВЕННО-РАССУДИТЕЛЬНЫЙ ЭКСТРАВЕРТ).

Общая социальная характеристика.

Этот тип личности является одним из наиболее распространённых и ценных для общества. Хорошие природные качества и благоприятные условия индивидуально-социального окружения ведут к формированию стойкого мировоззрения, высоких моральных качеств, ума, трудолюбия, практичного трезвого подхода к жизни. Открывают перед человеком возможности успешного труда практически во всех сферах и на всех уровнях деятельности материальной и духовной жизни, особенно там, где надо выступать в роли воспитателя, учителя, организатора, врача, работника культуры. Благодаря настойчивости и трудолюбию человек этого типа может иметь успех и в научной деятельности. Его возможности ограничены лишь в сфере искусства.

Психофизиологическая характеристика.

Доминанта человека этого типа – теоретическое мышление, субдоминанта – практическое мышление. Развитое практическое мышление отличает этот тип от первого типа личности. Это экстраверт и сангвиник по типу темперамента (иногда флегматик), у него сильный тип нервной системы, стойкая эмоциональная система с замедленной сменой настроения. Соединение теоретического мышления с трезвым практическим подходом открывает перед таким типом личности широкие возможности в разных видах деятельности, в зависимости от личной настойчивости, приобретённой профессиональной подготовки и накопления опыта.

Характер.

Характер человека этого типа личности отражает не только природные качества, а и условия социального формирования и деятельности. В благоприятных условиях формирования человек такого типа подчиняет врождённые творческие возможности, практичный подход общественно-профессиональным заданиям. У него достаточно развитое чувство коллективности, человечности, товарищества, в некоторой мере настойчивости, гордости, трудолюбия, добросовестности, аккуратности.

Личностные качества.

Для человека этого типа характерна большая природная энергия. Он обращает мало внимания на свои чувства, особенно в сложных жизненных ситуациях, которые требуют точного и быстрого принятия решения. Такому человеку, как правило, не свойственны колебания и сомнения, он всегда находит выход из сложных ситуаций. Ко всем жизненным вопросам относится серьёзно, стремится быть с людьми.

Период формирования в школе.

Ученики этого типа личности в большинстве случаев составляют основное ядро класса. Они лучше подчиняются школьным правилам, серьёзно относятся к занятиям, усердно учатся, принимают активное участие в общественной жизни школы. При правильном подходе учителя к ним могут стать их опорой во всех мероприятиях. В выборе профессии люди этого типа прислушиваются к советам родителей, учителей, взрослых. Это делает особенно ответственной роль учителя в проявлении и развитии более глубокого интереса к той или иной деятельности с целью предупреждения случайного выбора.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ 8-ГО ТИПАЛИЧНОСТИ

(РАССУДИТЕЛЬНО-УМСТВЕННЫЙ ЭКСТРАВЕРТ).

Общая социальная характеристика.

Этот тип личности достаточно распространённый. Основные его качества – это трудолюбие, настойчивость, воля, тщательность в соединении с определёнными организаторскими способностями. Как правило, эти качества способствуют успехам в организационно-административной деятельности. На производстве и в других сферах практической деятельности это пунктуальный, организованный работник с большим чувством ответственности.

Психофизиологическая характеристика.

Доминанта этого человека – практическое мышление, субдоминанта – теоретическое мышление. Он – экстраверт, в большинстве случаев сангвиник по темпераменту, с уравновешенными первой и второй нервными системами. Эмоциональная сфера стойкая, без резких смен настроения, в экстремальных условиях деятельности его воля, решительность, смелость, мобилизируют практическое мышление, помогают принять самое оптимальное решение для выхода из любой неблагоприятной ситуации.

Характер.

Характер человека данного типа личности, кроме биологически обусловленных способностей, характеризуется сильной мерой социальной направленности. В самых оптимальных условиях формирование характера такого человека направлено на тесное общение с людьми. У него высокий уровень коллективности, гуманности, товарищества, настойчивости в достижении поставленной цели, в трудовой деятельности – высокая активность, упорство. В роли формального лидера коллектива проявляет чувство гордости за его успехи.

Личностные качества.

Для людей этого типа характерна инициативность, активность, оптимизм. Он практично мыслит и его, прежде всего, интересует решение какого-либо задания, в деятельности ищет реальный оптимальный конечный результат. Личностная направленность такого человека как организатора обуславливает наличие волевых качеств и наклонностей к авторитарному стилю руководства.

Период формирования в школе.

Ученики этого типа могут принимать на себя функцию неформального лидера в классе. Задача учителя дать таким ученикам возможность активного участия в общественной жизни школы, использовать их способности для проведения разных мероприятий. Такой ученик поможет в налаживании отношений одноклассников между собой и с учителем. В выборе профессии такие ученики стараются сами решать дальнейший путь, учитель может только посоветовать им, как реализовать свои интересы и стремления в будущей деятельности.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ 9-ГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

(УМСТВЕННО-РАССУДИТЕЛЬНЫЙ ИНТРОВЕРТ).

Общая социальная характеристика.

Этот тип личности является довольно редким и интересным. Для него характерно противоречие между стремлением общения с людьми, коллективом, обществом, с одной стороны, и неумением отвечать взаимностью на признание окружающих, отчуждением, ориентацией на собственные внутренние желания, с другой. Это противоречие бывает таким сильным, что человек не в состоянии найти себя, определить свою жизненную позицию. Ему тяжело и с людьми и без них. Он не может долгое время оставаться в одиночестве, и в то же время быстро устаёт в обществе других людей. Это качество мешает успешной работе человека этого типа, который, имея такие творческие способности, не знает, как ими воспользоваться. Для него важна психологическая совместимость с людьми, которые работают вместе с ним, спокойная и доброжелательная атмосфера в коллективе. В таких условиях человек такого типа может проявиться во всех сферах материального и духовного производства.

Психофизиологическая характеристика.

Доминанта человека этого типа – теоретическое мышление, субдоминанта – практическое мышление. Высокий уровень интровертности существенно влияет на тип личности, чем выше уровень интровертности, тем больше стремление человека к самоуглублению, замкнутости, отчуждению, отрыву от людей. Человек такого типа с высоким уровнем интровертности, по темпераменту почти всегда меланхолик, имеет слабый тип нервной системы, большую силу продолжительности переживаний. В случае меньшей интровертности, у человека такого типа больше развито стремление быть среди людей, он дружелюбный, более гибкий. По уравновешенности и течению нервных процессов он приближается к темпераменту холерика, который проявляется в реакции ответа на действия, которые он наблюдает в отображении чувств и переживаний через речь и мимику. Теоретическое мышление в соединении с практическим, определяет высокую критичность восприятия, логичность суждений, рациональность, умение вникнуть в суть явлений. Все эти качества совместно с определёнными творческими наклонностями открывают перед таким типом личности возможности для научной деятельности (например, в языкознании, точных науках), а так же в таких отраслях, где нужно умение быстро определять суть дела, определять ошибки (например, в профессии редактора). В сфере искусства, тщательной деятельности возможности этого типа ограничены.

Характер.

Человек этого типа определяется природной скромностью, вспыльчивостью. В благоприятных условиях формирования эта черта характера не становится решающей, в неблагоприятных – может стать болезненной, даже патологической. Человек такого типа честолюбив, иногда гонорист. У него стойкое мировоззрение, высокие моральные качества, отличается человечностью.

Личностные качества.

Принимает близко к сердцу, как похвалу, так и выговор, напряженно переживает поражения, стараясь внешне не показать этого. У него обострённое чувство справедливости, требователен к себе и другим. Увлечения такого человека постоянные и глубокие, хотя и бесчисленные.

Период формирования в школе.

В школе самоуглубление ученика, интерес к собственной внутренней жизни не всегда заметен. При внимательном, благосклонном отношении учителя, человека этого типа можно привлечь к общественному труду, помочь ему преодолеть робость и скромность. Важно уже в этом возрасте преодолеть нежелательное развитие интровертности с целью избежания её негативного влияния на характер и поведенческую реакцию человека в будущем. Но не нужно быть очень осторожным, чтобы не оттолкнуть ученика, не сделать его одиноким.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ 10-ГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

(ЭМОЦИОНАЛЬНО-РАССУДИТЕЛЬНЫЙ ЭКСТРАВЕРТ).

Общая социальная характеристика.

Этот тип личности ярко проявляется дружелюбностью, стремлением к общению с людьми, коллективом, тщательностью, добросовестностью, практичностью, рассудительностью. Есть широкие возможности для успешной работы в тех отраслях материального и духовного производства, где перечисленные качества важны (например, в сфере обслуживания). Иногда человеку этого типа не хватает инициативности, творческой активности, он консервативен, с какой-то долей конформизма, не способен по-новому подойти к тому или иному явлению, факту, избавиться от обычных представлений, общепринятых положений. При предстоящем выборе профессии внимание обращается, прежде всего, на дружелюбие, умение общаться с людьми.

Психофизиологическая характеристика.

Доминанта человека этого типа – эмоциональность, субдоминанта – практическое мышление. Он экстраверт, сангвиник по темпераменту, у него сильный тип нервной системы, подвижность восприятия, живой отклик на действия. Человеку этого типа присущи разнообразные эмоциональные переживания, но, как правило, не очень сильные и продолжительные. Экстравертность такого типа очень высокая она определяет много черт характера, мыслей, взглядов, настроение, поступки. Наличие у человека этого типа практического мышления делает его реалистичным, с трезвым взглядом на будущее. Эмоциональность развивает чувствительность, способность к сопереживанию. К такому человеку часто обращаются за сочувствием, помощью, практическим советом.

Характер.

Человек этого типа личности очень дружелюбный, откровенный, непосредственный. Ему свойственна жизнерадостность, оптимизм, природность в поведении. Он легко общается с людьми, ему не нравится одиночество. Человеку такого типа присущи совестливость, аккуратность, но не всегда присущи инициативность и творческая фантазия.

Личностные качества.

Благодаря развитой эмоциональности человек этого типа чувствительный и импульсивный. Ему легко обрадоваться и встревожиться, он реагирует на радости и горе окружающих. Как правило, у человека этого типа личности нет честолюбия и он, чувствует себя плохо, если отличается от окружающих во взглядах или поступках.

Период формирования в школе.

В воспитании ученика этого типа прежде всего учитываются его способности к исследованию хороших или плохих примеров. Это качество и нужно учитывать при выборе учеником профессии. Важно убедить его в том, что наилучшие результаты, наибольшее удовольствие он получит в тех сферах деятельности, где необходимо непосредственное общение с людьми.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ 11-ГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

(РАССУДИТЕЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКСТРАВЕРТ)

Общая социальная характеристика.

Этот тип личности присущ преимущественно женщинам. Положительными чертами этого типа являются дружелюбие, коллективизм. Трудовая активность зависит от соответствия характера работы способностям человека. Наиболее успешно способности реализуются в таких сферах деятельности, которые связаны с общением. Это – сфера общественного производства, разнообразная практическая деятельность, в которой человек может сразу увидеть результаты своего труда, оценить их реальную пользу. Человек этого типа легко вживается в производственный и трудовой коллективы, активный, совестливый, быстро специализируется. Человек этого типа играет положительную роль как производитель материальных благ.

Психофизиологическая характеристика.

Доминанта человека этого типа – практическое мышление, субдоминанта – эмоциональность. Человек этого типа экстраверт, как правило, сангвиник (иногда холерик). Наличие практического мышления делает человека практичным, реалистичным, наличие эмоциональности благоприятствует яркому отражению окружающего в речи, мимике, причиняет некоторую несдержанность, особенно в молодые годы. Соединение практического мышления с эмоциональностью и экстравертностью определяет оптимальную сферу деятельности этих людей. Практическое мышление включает предметное и образное мышление. Наличие образного мышления в соединении с эмоциональностью поясняет стремление к искусству, особенно прикладному, любовь к ручной работе, которая реализуется в производственной деятельности или художественной самодеятельности.

Характер.

Человек этого типа дружелюбен, но иногда в общении с людьми руководствуется не только чувствами симпатии, а и практическими интересами. Коллективизм, старательное отношение к работе, большое чувство долга характеризуют этого человека в работе. Моральное лицо, стойкость мировоззрения, в значительной степени зависят от окружения, в котором он живёт и работает, т.к. он легко поддаётся общественному влиянию, формируется под влиянием непосредственно связанных с ним людей. Иногда человеку этого типа не хватает самокритичности, он бывает категоричным, нетерпеливым к непонятным ему суждениям и взглядам. Гонористость и честолюбие выражены не очень сильно.

Личностные качества.

Человек такого типа не интересуется абстрактными идеями, имеет практические, реалистические намерения. В своей жизни может совмещать разносторонние интересы. Стремится, как правило, хорошо одеваться, умело организовывать свою жизнь, притом делает это со вкусом. В общении часто сентиментален, всегда готов прийти на помощь, взять на себя организационные функции, особенно в бытовых и праздничных мероприятиях.

Период формирования в школе.

Школьники этого типа не всегда учатся успешно и требуют постоянного контроля и наблюдения со стороны учителей. Выступают лидерами как положительных, так и негативных действий. Благодаря соединению практического мышления с высокой эмоциональностью бывают хорошими организаторами. Если у учителя нет с ним контакта, то эти школьники распространяют свои природные эмоциональные способности на организацию различных каверз. Если же учитель смог достичь с такими учениками взаимопонимания, то они выступают его помощниками в проведении различных мероприятий, имеют лучшие успехи. Таких учеников следует привлекать к общественной работе, к занятиям в кружках, в художественной самодеятельности. В некоторых случаях это может быть ключом в поисках подхода к личности ученика.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ 12-ГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

(ЭМОЦИОНАЛЬНО-РАССУДИТЕЛЬНЫЙ ИНТРОВЕРТ)

Общая социальная характеристика.

У людей этого типа много положительных качеств – трудолюбие, ответственность, усидчивость, настойчивость, добросовестность, разные творческие задатки. Но свойственные им природная замкнутость, отчуждённость в определённых социальных условиях, даже при наличии перечисленных положительных качествах, могут привести к слабой социальной отдаче, к тому, что творческие и деловые возможности индивида не реализуются. В коллективе такой тип личности определяется низкой активностью, неумением общаться с людьми, отсутствием инициативы. Необходимым условием для повышения активности и трудовой инициативы человека является похвала, поддержка его успехов, привлечение к самоутверждению.

Психофизиологическая характеристика.

Доминанта человека этого типа – эмоциональность, которая внешне не проявляется, субдоминанта – практическое мышление. Интровертность очень высокая, она и определяет много черт характера, поведенческие реакции в тех или иных ситуациях. По темпераменту в большинстве случаев меланхолик или флегматик. Для них характерно небольшое разнообразие переживаний. Но почти всегда их сила и продолжительность значительная. В речи, мимике чувства и переживания практически не проявляются. Уравновешенность восприятия может колебаться от значительной, в основном у флегматиков, до менее стойкой – у меланхоликов.

Характер.

Люди этого типа замкнуты, недружелюбны, тяжело сходятся с людьми, держатся независимо, молчаливы, часто обижаются и сомневаются. Они не раскрывают своих чувств другим, даже близким людям, и те иногда обвиняют их в холодности и нечуткости. Эти обвинения не всегда справедливы, т.к. эти люди способны на глубокие и сильные чувства, а их равнодушие и безпристрастность только кажутся такими из-за заторможенности чувств, неумения их выразить.

Личностные качества.

Люди такого типа достаточно трезво оценивают события, которые происходят, но постоянно сравнивают реальное с желанным, и отдают предпочтение последнему. Гонористость и честолюбие не свойственно этому типу, им всё равно, что думают о них другие. Их не волнует карьера, она им безразлична.

Период формирования в школе.

В школе учителя должны уделять много внимания ученикам такого типа. Необходимо терпеливо и настойчиво развивать активность таких учеников, привлекать к разным общественным мероприятиям, давать поручения, в которых ребёнок проявил бы свои возможности. Важно своевременно помочь преодолеть замкнутость, отчуждённость для проявления положительных качеств, творческих возможностей.

Бланк ответов

Э-э   ТМ-э   ПМ ИМ   Э-и ТМ-и   Л
     
                       

Наши рекомендации