Влияние сложности заданий на величину интерференции
Как бы ни были просты задачи, используемые при изучении интерференции, их всё-таки можно варьировать по сложности. Исходя из вышесказанного, можно утверждать: чем сложнее основная задача, тем менее испытуемому будет «мешать» задача игнорирования. Ибо чем сложнее эта задача, чем напряженнее её решает испытуемый (и, соответственно, трансформирует связанное с этой задачей поверхностное содержание), тем дольше она, в силу этого, удерживается на поверхности сознания. Но, значит, тем реже она будет «ускользать» из него. Из тех же соображений: как только игнорируемая задача сменит Основную в поверхностном содержании сознания, то чем сложнее задача игнорирования, тем дольше она будет находиться на поверхности и, тем самым, тем больше будет «мешать» решению основной задачи.
Речь, правда, идёт только о заданиях, относительно легко выполняемых испытуемыми. И только — об их сравнительной сложности между собой. Игнорировать сверхсложные задачи, требующие от испытуемого осуществления занимающих много времени осознанных операций, не составляет труда: испытуемый легко принимает решение не делать мощных сознательных усилий. Трудно игнорировать лишь те задачи, выполнение которых происходит настолько автоматически, что практически не требует целенаправленных усилий.
На такие переменные, как сложность интерферирующих задач, Исследователи далеко не всегда обращали должное внимание. Тем не менее, если под высказанным углом зрения просмотреть литературу, посвященную различным интерференционным феноменам, мы обнаружим удивительную для психологии согласованность результатов.
1. Струп-феномен. Рассмотрим, как влияют вариации сложности основного и игнорируемого задания на величину интерференции в феномене Струпа '. (Следует учесть, что другие факторы, влияющие на интерференцию, мы пока не анализируем.).
Увеличение сложности основной задачи. Величина интерференции падает при:
различении не цветов, а оттенков цвета;
' Более подробно см. Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии, с. 221 -225.
— различении (в многочисленных модификациях) не цветов, а геометрической формы (использовались, например, карточки различной конфигурации, на которых были написаны названия геометрических фигур, не соответствующих конфигурации карточки); определении ориентации предъявленных фигур, количества букв в словах «четыре», «пять», «шесть» и т. п.;
— совмещении двух основных заданий (например, от испытуемого требовалось одновременно с нажатием клавиш, соответствующих цвету струп-стимулов, разговаривать с экспериментатором);
— усложнении процесса называния цвета (например, в условиях, когда собственная речь испытуемого подается ему в наушники с небольшой временной задержкой);
— Оригинальный пример: Я. Ледовая (в своей курсовой работе) создала оригинальную модификацию теста Струпа для лиц, знакомых с нотной грамотой: испытуемые должны были вначале давать названия нотам обычного нотного текста, а затем называть их в случае, когда они обозначались на нотном стане вместо кружка словом, соответствующим другой ноте: например, на месте, обозначающем ноту «фа», написано буквами «си». Величина интерференции оказалась меньше у тех испытуемых, кто дольше выполнял задание называть обычные ноты, т. е. у тех испытуемых, для кого основное задание было труднее.
Увеличение сложности задачи игнорирования. Величина интерференции возрастает при:
— усложнении задачи чтения для испытуемых (величина интерференции выше у детей, у менее образованных взрослых испытуемых и т. п.). Я сам наблюдал, как шестилетняя девочка, достаточно уверенно называющая цвет цветовых пятен, но при этом едва умеющая читать по слогам, практически вообще не смогла справиться с задачей называния цвета струп-стимулов;
— повышении осмысленности использованного текста, окрашенного в разные цвета (меньше всего интерференция у бессмысленных слогов, чуть больше — у слов, а наибольшего значения эта величина достигает при использовании связного текста '; интерференция меньше для случайных четырёхзначных чисел, на которые не следует обращать внимание, чем для четырёхзначных
' Л. Е. Осипов, разработавший модификацию с применением связного текста, отмечает, что величина интерференции равна 86% от стандартного эффекта Струпа — такого не удавалось получить ни в одной другой модификации.
чисел, обозначающих известные для испытуемого даты, например— 1812,1917).
При одновременном увеличении сложности основной задачи и уменьшении сложности игнорируемой интерференция практически полностью исчезает:
— так, ещё сам Дж. Струп установил, что задача чтения слов, когда не следует обращать внимание на то, какими цветами эти слова написаны, практически никакой интерференции не вызывает. По данным Струпа, различие между чтением 100 слов, написанных чёрной краской, и 100 слов, написанных разными красками, составляет всего около 1 с. Однако чтение слов — существенно более сложная задача, чем называние цвета. Это становится очевидным, если сравнить трудности научения решению обеих задач в онтогенезе. Показательна и скорость поиска струп-элементов на карте Струпа: если надо, например, найти синий цвет, то это происходит на порядок быстрее, чем если требуется найти слово «синий».
2.3апоминание с дистрактором. Влияние дистракторов на воспроизведение огромно. Тем не менее, при одних дистракторах удержание осуществляется легко, а при других — с большими трудностями. Так как задача удержания в памяти может быть выполнена испытуемым при одновременном игнорировании отвлекающей задачи, то затруднения в процессе запоминания с дистрактором относятся к явлениям мнемической интерференции.
Увеличение сложности основной задачи. Величина интерференции тем меньше, чем осмысленнее (т. е. сложнее!) материал, подлежащий запоминанию. Так, например, И. Шипош повторил эксперимент Петерсонов, но для запоминания предъявлялся не бессмысленный цифро-буквенный стимульный материал, а набор пословиц. Эффект забывания после 18 секунд обратного счёта тройками в этих экспериментах вообще не проявился! Пословицы воспроизводились и опознавались без всяких затруднений'.
Увеличение сложности задачи игнорирования. Величина интерференции (т. е. ухудшение воспроизведения под воздействием дистрактора) тем больше, чем сложнее дистрактор2. Например, более сложные арифметические операции сильнее мешают воспроизведению, чем простые.
' Плихтова Я., Шипош И., Арохова О., Халмиова О., Поташова А. Интерфункциональный подход в исследовании памяти человека. // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983, с.35.
2Клацки Р. Память человека. М., 1978, с. 128.
3. Рефракторный период, т. е. задержка реакции на второй из двух быстро следующих друг за другом сигналов.
— Сложность обеих задач можно повышать путём увеличения числа возможных сигналов, которые предъявляются испытуемым в первом или втором случае. Обобщая соответствующие экспериментальные данные, О. Нойманн отмечает «парадоксально грациозное взаимодействие»: эффект задержки уменьшается как при усложнении основной (второй) задачи, так и при уменьшении сложности первой задачи'. По данным А. А. Крылова, эффект задержки вообще исчезал, если первой задачей было реагировать на световую вспышку (зажигание сигнальной лампы), а вторая — основная — задача была существенно более сложной:
испытуемый должен был реагировать на чётность предъявленной цифры2. Величина интерференции (рефрактерности) имеет тенденцию к увеличению также с таким усложнением игнорируемой задачи, как рост временной неопределенности первого стимула3.
4. Реверсивные изображения. Известно, что усложнение одного из значений изображения облегчает возможность удержания его в поле внимания.
— В известном двойственном изображении Э. Рубина «лица — ваза» внимание испытуемых более устойчиво удерживается на лицах, но, как заметил Ч. Осгуд, стоит украсить вазу орнаментом, как задача удержания внимания на вазе станет более простой 4.
5. При дихотическом предъявлении на одно ухо осмысленной (более сложной) информации возникают затруднения в слежении за бессмысленной (менее сложной) информацией, подаваемой на другое ухо. Пусть, например, испытуемый должен вторить сообщение «Таня уронила буря кот сапоги», а в это время на другое ухо подается сообщение «Муха книга зебра в реку мячик». Испытуемый обычно повторит: «Таня уронила в реку мячик», хотя нередко замечает свою ошибку, останавливается и приносит извинения5.
'Neumann О. Informationsselektion und Handlungssteuerung. Inaug.-Diss. Bochum, 1980, p. 85.
2 Крылов А. А. Человек в автоматизированных системах управления. Л., 1972, с. 174.
3См. Гордеева Н. Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М.,1995,с.251.
4 Осгуд Ч. Перцептивная организация. // Хрестоматия по ощущению и вниманию. М., 1978, с. 293.
5См., например, Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974, с. 341-349.
Как и предполагалось, во всех рассмотренных (и во многих других!) случаях величина интерференции падает при усложнении основной задачи и возрастает при усложнении игнорируемой.