Определение темы и актуальности исследования
При формулировании темы не следует стремиться к «глобальным» формулировкам типа «Психологические закономерности профессионального самоопределения» (это тема добротной докторской диссертации). Чем ниже уровень исследования, тем конкретнее должна звучать тема и отраженная в ней проблема. По негласным правилам количество слов в названии темы не должно превышать двенадцати.
Актуальность (проблема) исследования часто определяется противоречием, возникшим в результате изменения представлений об изучаемом явлении или противоречием в самом рассматриваемом объекте.
Например, Е. А.Климов еще в 1983 г. выделял следующие проблемы (противоречия), порождающие необходимость профориентации и профконсультации: 1) расхождение между потребностью общества в определенных кадрах и личными планами людей; 2) противоречие между недостаточной информированностью человека о мире профессий и требованием сознательности и самостоятельности выбора; 3) противоречие между потребностями человека в деловых советах и недостатком (а подчас и отсутствием) подлинно компетентных советчиков; 4) противоречие между незнанием учащихся о правилах выбора профессии и необходимостью обязательного выбора хоть «чего-то» и «как-то»; 5) противоречие между профессиональными планами человека и его стойкими личными качествами; 6) противоречие Между планами подростка и планами его родителей; 7) противоречие между высоким теоретико-методологическим уровнем отечественной педагогики и психологии и неразработанностью прикладах вопросов профконсультации (в настоящее время наблюдается °братное противоречие: между множеством методик и заброшен-н°стью содержательно-смысловой основы профконсультационной Работы); 8) противоречие между высокими требованиями воспи-ания молодежи в школе к уровню культуры труда на производ-
стве и реальным уровнем этой культуры в конкретных случа настоящее время и здесь ситуация несколько изменилась: совред ная российская школа все меньше соотносится с культурой,! производстве и говорить нечего); 9) противоречие между ваниями трудовых постов и стойкими личными качествами дей; 10) противоречие между требованиями плановости экс мики и тенденциями к стихийному профессиональному самс ределению (в настоящее время, наоборот, противоречие ме стихийным, диким рынком труда и стремлением хоть как-то; рядочить самоопределение) (см.: Климов Е.А., 1983, с. 21 —; Можно выделить следующие общие варианты peai ной (объективной) актуальности данного исследоват
1) недостаток эмпирических фактов;
2) необходимость новых классификаций и теоретических i
щений;
3) недостаток конкретных теоретических моделей (гипс
концепций, теорий), отвечающих современному уровню ра
тия профориентации;
4) необходимость критического осмысления (анализа) cj
ствующих взглядов, установок, обобщений, теорий, а также|
шествующих методов и конкретных методик;
5) недостаток практических и экспериментальных методик|
решения конкретных профориентационных задач;
6) необходимость более строгого обоснования гипотезы,
рии, экспериментального или практического метода, метол
7) необходимость постановки (и обоснования!) новой пр
мы, выдвижения новой гипотезы;
8) необходимость проведения конкретного исследования <
дачей практических рекомендаций;
9) необходимость оказания психологической помощи, вс
ствия (преобразование сознания, психологическая поддер|
психологическая профилактика);
10) необходимость развития (и саморазвития) конкреЦ
психологов, совершенствования внутренних средств их пр
сиональной деятельности (в том числе профобучение и пер
готовка) и т.п.
Поскольку исследование можно рассматривать и как вз действие самого исследователя с элементами изучаемой а то правомерно говорить и о личной актуальности (значимС данного исследования для профконсультанта. Определение | личной актуальности хотя и не включается в формальную туру работы, но позволяет психологу лучше понять смысл исследовательской деятельности.
1 Естественно, предлагаемые варианты актуальности, а впоследствии и| анты объектов, предметов, целей и т.д. носят обобщенный характер и в ко! ных исследованиях должны быть несколько уточнены.
Возможная личная (субъективная) актуальность данного исследования для самого психолога:
1) бескорыстное служение науке, человечеству;
2) стремление к славе: а) ситуационной; б) отсроченной, пред
лагающей «вхождение в историю»;
3) соображения карьеры, материального благополучия;
4) самоутверждение: а) в собственных глазах; б) в глазах зна-
ч11мых людей (включая врагов);
5) деятельность «по инерции» (от скуки, от неопределенности,
от страха, просто потому, что «больше ничего делать не умеет»);
6) самообман как бегство от более сложных и интересных ва
риантов организации исследования;
7) одновременное решение личных проблем (преодоление труд
ностей контакта, неврозов и т.п.), т.е. актуальность преобразова
ния собственного сознания;
8) подлинный познавательный интерес, активное и «здоро
вое» любопытство и т.п.
В качестве примера в приложении представлены образцы тем профориентационных исследований.