Голубой:удовлетворение
В323 г. до нашей эры умер в Коринфе мужчина, которого ты знаешь. Он не снискал всемирной известности ни богатством, ни властью, ни каким–либо открытием. Его идеалом была противоположность какого–либо престижа. Все, к чему он стремился, была духовная и материальная независимость. Диоген из Си-нопа был проницателен, остр на язык, находчив и обладал сильной волей. Он мог бы стать удачливым купцом или политиком. Однако он жил в бочке и отдал свою кружку тому, кто пил из ладоней. Когда Александр Македонский спросил его о том, что он мог бы для него сделать, Диоген попросил его отойти в сторону и не загораживать солнце.
Диогена мы знаем как философа из группы киников. Как мало бы не было правдивого в этих анекдотах, с уверенностью можно сказать, что то, что он проповедовал и что сделало его бессмертным – это самоограничение и удовлетворенность.
Самоограничение – это четвертое чувство самовосприятия, которое также необходимо четырехцветному человеку, как и первые три. Он никогда не подчиняется насилию, но всегда приспосабливается к существующим возможностям. Он не только уверен в себе, чтобы требовать, у него найдутся силы и необходимая самооценка, чтобы отказаться или отдать другому. Если он увидит, что необходима помощь, то не святой четырехцветный человек укроет своим плащом бедного, как это сделал святой Мартин. Он скромен, миролюбив и заботлив в своем удовлетворении собой.
Ненормальная, преувеличенная скромность, самоотречение, самоотказ и даже любое самопожертвование – настоящая помощь не воспринимается, как жертвование, – эта неестественная скромность противна четырехцветному человеку, ибо он видит ее ханжескую, часто даже вымогательную нечестность. ("Я не могу без тебя жить.")
Ему также чужды самоиедовольство, непрерывная жажда большего, т.к. он живет не в пустыне, а полной жизнью, сегодняшним днем, а не иллюзиями.
Самооценка
Естественность и возможность самовыражения четырехцветного человека состоит в искусстве поддерживания внутреннего равновесия благодаря этим четырем чувствам собственного достоинства.
Самооценка | Цвет-символ |
Самоуважение ("благородный человек") (естественность, верность убеждениям, поведение соответствует убеждению) | зеленый |
Свобода ("Ганс в счастье") (использовать имеющиеся возможности) | желтый |
Уверенность в себе ("Робинзон") (готовность к действию: приложение своих сил и способностей | красный |
Удовлетворенность ("Диоген") (готовность отречься и отдать другому) | голубой |
Как мы уже убедились в предыдущих главах, для каждого из четырех нормальных самовосприятий имеются ненормальная самопереоценка и самонедооценка.
Я хотел бы эти три факта представить в этом месте в виде таблицы. При этом я прошу тебя подумать над тем, кого из своих знакомых ты мог бы с наибольшей
вероятностью отнести к той или иной графе. Кого ты знаешь, кто переоценивает себя в своем высокомерии, или кто мучается от тайного самоедства и кажется поэтому разочарованным? Попытайся отнести в один из двенадцати разрядов кого-нибудь из близких окружающих тебя людей, наиболее подходящих для этого.
Цвет зеленый | Нормальное самовосприятие= самоуважение (благородный человек) | Самопереоценка+ самопреувеличение | Самонедооценка- сомнение в себе |
желтый | свобода (Ганс в счастье) | самообольщение | самопринуждение |
красный | уверенность в себе (Робинзон) | самопревозношение | жалость к себе |
голубой | удовлетворенность (Диоген) | самоотказ | самонедовольство |
А куда бы ты отнес самого себя? Не определяешь ли ты свое место в одной из граф самопере– или недооценки? Или ты считаешь, что обладаешь четырьмя нормальными чувствами самовосприятия?
Какие нормальные чувства развиты в тебе хорошо? В каких случаях ты более склонен к тому или иному отклонению?
Не бросилось ли тебе в глаза, как быстро и легко ты считаешь других либо выскочками, либо ангелами во плоти?
Ты можешь не сомневаться в том, что другие давно почувствовали, как ты к себе относишься; переоцениваешь ли ты себя или наоборот, скромен ли ты.
Твои слова, твой голос, твои глаза, твоя жестикуляция, твоя одежда и сотни других сигналов воспринимаются каждым неосознанно. Эти проявления регистрируются каждым взрослым, каждым ребенком, каждой собакой и интуитивно складываются в оценку. Все эти "сигналы о личности" не только выдают то, чем ты
хочешь казаться, но и то, каков ты в действительности; они раскрывают твои самоощущения.
Выключи, например, звук у телевизора, когда кто-нибудь говорит, или понаблюдай за людьми, которых ты не знаешь. Попытайся из мимики и жестикуляции, из походки людей сделать вывод, как у них обстоит дело с четырьмя чувствами самовосприятия. Так ты сможешь научиться прислушиваться к своим ощущениям и создавать для себя более осознанное и ясное представление о людях.
Может быть и нет более важной способности, чем эта: правильно узнавать и понимать другого человека.
Ну, мой дорогой четырехцветный человек, действи- ' тельно ли ты четырехцветный? Конечно, ты имеешь для этого все возможности, поскольку ты способен на все свое мужество, чтобы быть беспощадно честным по отношению к самому себе.
Ты можешь спросить: "А Люшер сам с собой честен? А он способен на то, что требует от меня? Кто вообще с собой честен до конца?"
Сделай как я: Пытайся и не сдавайся! Ибо: Честность, как и другие качества, о которых мы говорим, это не трофеи, которые мы единожды завоевали и которые мы можем теперь спокойно носить, разглагольствуя по этому поводу, в стеклянной реторте.
Твоя и моя честность зависят от того, насколько мы можем в сложной ситуации сохранять внутреннее равновесие. То же самое происходит и с другими качествами. Все качества и способности только тогда и так долго эффективны, пока и как ты их используешь. Так что, действуй! "Сегодня первый день из оставшихся в твоей жизни".