Социометрической исследование
Социометрия – это социально-психологический метод исследования системы личных взаимоотношений в группе, организации, предусматривающий вызванный исследователем выбор испытуемыми других членов группы для различных сфер совместной деятельности. Сущность социометрии сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между сотрудниками, то есть к выявлению системы эмоциональных отношений в организации. Это выявление достигается путем осуществления каждым участником опроса определенных выборов из всего состава организации по заданному критерию. Все данные о таких выборах заносятся в особую таблицу – социоматрицу. После этого рассчитываются различного рода социометрические индексы.
«С кем бы вы хотели провести вместе выходной?»
№ | Кто выбирает | Кого выбирают | Количество отданных выборов | |||||||||
(ФИО/код) | + | - | Всего | |||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
Получено выборов | + | |||||||||||
- | ||||||||||||
Всего |
На основе полученных ответов по данному критерию все испытуемые делятся на пять групп:
v«Звезды» - сотрудники, имеющие наибольшее количество положительных выборов, как правило, пять и более - сотрудники №2, 3, 6,7
v«Принятые» или «предпочитаемые» - сотрудники, имеющие 3 – 5 положительных выборов - сотрудники № 1, 4, 5, 8.
v«Пренебрегаемые» - сотрудники, имеющие 1 – 2 положительных выбора - таких сотрудников в коллективе не выявлено.
v«Изолированные» - сотрудники, лишенные выборов - таких сотрудников в коллективе не выявлено.
v«Отверженные» - сотрудники, имеющие наибольшее количество отрицательных выборов или сильное преобладание отрицательных над положительными - - таких сотрудников в коллективе не выявлено.
«В случае реорганизации учреждения, с кем из сослуживцев вы хотели бы попасть в один отдел?»
№ | Кто выбирает | Кого выбирают | Количество отданных выборов | |||||||||
(ФИО/код) | + | - | Всего | |||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
Получено выборов | + | |||||||||||
- | ||||||||||||
Всего |
На основе полученных ответов по данному критерию все испытуемые делятся на пять групп:
v«Звезды» - сотрудники, имеющие наибольшее количество положительных выборов, как правило, пять и более - сотрудники №2, 3, 6, 7, 8.
v«Принятые» или «предпочитаемые» - сотрудники, имеющие 3 – 5 положительных выборов - сотрудники № 1, 4, 5.
v«Пренебрегаемые» - сотрудники, имеющие 1 – 2 положительных выбора - таких сотрудников в коллективе не выявлено.
v«Изолированные» - сотрудники, лишенные выборов - таких сотрудников в коллективе не выявлено.
v«Отверженные» - сотрудники, имеющие наибольшее количество отрицательных выборов или сильное преобладание отрицательных над положительными - - таких сотрудников в коллективе не выявлено.
«Если бы у вас была возможность, кого из сотрудников вы перевели бы в другой отдел?»
№ | Кто выбирает | Кого выбирают | Количество отданных выборов | |||||||||
(ФИО/код) | - | + | Всего | |||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
Получено выборов | - | |||||||||||
+ | ||||||||||||
Всего |
На основе полученных ответов по данному критерию все испытуемые делятся на пять групп:
v«Звезды» - сотрудники, имеющие наибольшее количество положительных выборов, как правило, пять и более - сотрудник № 1
v«Принятые» или «предпочитаемые» - сотрудники, имеющие 3 – 5 положительных выборов - сотрудники № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
v«Пренебрегаемые» - сотрудники, имеющие 1 – 2 положительных выбора - таких сотрудников в коллективе не выявлено.
v«Изолированные» - сотрудники, лишенные выборов - таких сотрудников в коллективе не выявлено.
v«Отверженные» - сотрудники, имеющие наибольшее количество отрицательных выборов или сильное преобладание отрицательных над положительными - - таких сотрудников в коллективе не выявлено.
«Кого бы вы не хотели пригласить провести вместе выходной?»
№ | Кто выбирает | Кого выбирают | Количество отданных выборов | |||||||||
(ФИО/код) | - | + | Всего | |||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
-//-//- | ||||||||||||
Получено выборов | - | |||||||||||
+ | ||||||||||||
Всего |
На основе полученных ответов по данному критерию все испытуемые делятся на пять групп:
v«Звезды» - сотрудники, имеющие наибольшее количество положительных выборов, как правило, пять и более - сотрудники №2, 3, 6, 7.
v«Принятые» или «предпочитаемые» - сотрудники, имеющие 3 – 5 положительных выборов - сотрудники №1, 4, 5, 8.
v«Пренебрегаемые» - сотрудники, имеющие 1 – 2 положительных выбора - таких сотрудников в коллективе не выявлено.
v«Изолированные» - сотрудники, лишенные выборов - таких сотрудников в коллективе не выявлено.
v«Отверженные» - сотрудники, имеющие наибольшее количество отрицательных выборов или сильное преобладание отрицательных над положительными - - таких сотрудников в коллективе не выявлено.
Далее следует рассчитать социометрические индексы (таблица ), которые включают:
§ Ипо – индекс потребности в общении;
§ Ист – индекс социометрического статуса;
§ Ист+ - индекс положительного статуса отдельного члена коллектива;
§ Ист- - индекс отрицательного статуса отдельного члена коллектива;
§ Исм – индекс психологической совместимости;
§ Иэ – индекс эмоциональной экспансивности;
§ Иге – индекс группового единства;
§ Игр – индекс групповой разобщенности;
§ Игс – индекс групповой сплоченности;
§ Ибв – индекс благополучия взаимоотношений.
Таблица 5 - Расчет социометрических индексов
ФИО/код | Ипо | Ист | Ист+ | Ист- | Исм | Иэ |
57,14% | 85,71% | 242,86% | 157,14% | 85,71% | 185,71% | |
114,29% | 200,00% | 300,00% | 100,00% | 157,14% | 214,29% | |
142,86% | 142,86% | 271,43% | 128,57% | 100,00% | 214,29% | |
114,29% | 57,14% | 228,57% | 171,43% | 142,86% | 200,00% | |
171,43% | 57,14% | 200,00% | 200,00% | 57,14% | 200,00% | |
171,43% | 171,43% | 285,71% | 114,29% | 100,00% | 200,00% | |
114,29% | 114,29% | 257,14% | 142,86% | 128,57% | 228,57% | |
57,14% | 85,71% | 242,86% | 157,14% | 57,14% | 214,29% | |
Иге | 3850,00% | |||||
Игс | 2625,00% | |||||
Ибв | 100% |
Тестирование сотрудников коллектива и выявление деловой роли каждого осуществляется при помощи батареи тестов; результаты заносятся в сводную таблицу (таблица 6) по которой пишутся выводы.
Тесты которые необходимо использовать: тест на выявление темперамента Айзенка, репрезентативная система, адаптивность (превалирующие инстинкты), стиль поведения в конфликте, уровень конфликтности личности, групповые роли, мотивационные факторы, нервно-психическая направленность.
Таблица 2.8 - Сводные результаты тестирования персонала
ФИО/ Код | Темперамент | Адаптивность | Стиль в конфликте | Уровень конфликтности личности | Групповые роли | Мотивация (факторы) | Репрезентативная система | Нервно-психическая направленность |
Пс1 | флегматик | генофильный | приспособление | Очень низкий | завершитель | мотивационные | кинестетик | экстраверт |
Пс2 | сангвиник | исследовательский | компромисс | Низкий | генератор идей | мотивационные | аудиал | экстраверт |
Пс3 | сангвиник | либертофильный | избегание | Очень высокий | организатор работы | мотивационные | визуал | экстраверт |
Пс4 | холерик | исследовательский | избегание | Очень низкий | мотивационные | визуал | интроверт | |
Пс5 | меланхолик | либертофильный | приспособление | Очень низкий | мотивационные | аудиал | интроверт | |
Пс6 | холерик | исследовательский | компромисс | Средний | мотивационные | визуал | экстраверт | |
Пс7 | холерик | либертофильный | избегание | Очень низкий | мотивационные | аудиал | экстраверт | |
Пс8 | меланхолик | генофильный | компромисс | Средний | мотивационные | кинестетик | интроверт |
Ниже приведен тест на групповые роли, все остальные тесты следует найти в специальной литературе.
ТЕСТ «ГРУППОВЫЕ РОЛИ»
В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению. Занесите баллы в прилагаемую таблицу.
1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу:
А. Я быстро нахожу новые возможности.
Б. Я могу работать хорошо со множеством людей.
В. У меня хорошо получается выдвигать новые идеи.
Г. У меня получается помогать другим людям выдвигать их идеи.
Д. Я способен очень эффективно работать, и мне нравится интенсивная работа.
Е. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам.
Ж. В привычной обстановке я работаю быстро.
З. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного действия.
2. У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это то, что:
А. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не проведено.
Б. Я даю слишком большую свободу людям, точку зрения которых я считаю обоснованной.
В. У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группе не появляются новые люди.
Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм коллег.
Д. Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен.
Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе.
Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего в группе.
З. Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получится.
3. Когда я включен в работу с другими:
А. Я влияю на людей, не подавляя их.
Б. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может.
В. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять время и не упустить из виду главную цель.
Г. У меня всегда есть оригинальные идеи.
Д. Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах.
Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предположениям.
Ж. Окружающим нравится моя холодная рассудительность.
З Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.
4. В групповой работе для меня характерно, что:
А. Я очень заинтересован в том, чтобы хорошо знать своих коллег.
Б. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства.
В. У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные предложения.
Г. Я думаю, что у меня есть дар выполнить работу, как только ее план нужно приводить в действие.
Д. У меня есть склонность избегать очевидного, а предлагать что-то неожиданное.
Е. Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства.
Ж. Я готов устанавливать контакты и вне группы.
З. Хотя меня интересуют все точки зрения, я не колеблясь, могу принять собственное решение, если это необходимо.
5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:
А. Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.
Б. Мне нравится находить практические решения проблемы.
В. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений.
Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений.
Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое.
Е. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы.
Ж. Мне нравиться сосредотачивать собственное внимание на выполнении поставленных задач.
З. Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и творческие способности.
6. Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное время и с незнакомыми людьми:
А. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не выработаю свою линию поведения.
Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне несимпатичен.
В. Я попытаюсь найти людей, между которыми я смогу разделить на части это задание, и таким образом уменьшить объем работы.
Г. Мое врожденной чувство времени не позволит мне отстать от графика.
Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идти прямо к цели.
Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям.
Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если увижу, что группа не справляется.
З. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности продвижения к цели.
7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:
А. Я всегда показываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс.
Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции.
В. Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство.
Г. Мне очень быстро все надоедает, и я надеюсь только на одного-двух человек, которые могут воодушевить меня.
Д. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели.
Е. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят мне на ум.
Ж. Я понимаю, что я требую от других сделать то, что сам сделать не могу.
З. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить мою точку зрения.
ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ
№1
вопрос | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
№2 | ||||||||
вопрос | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
№3 | ||||||||
вопрос | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
№4 | ||||||||
вопрос | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
№5 | ||||||||
вопрос | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
№6 | ||||||||
вопрос | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
№7 | ||||||||
вопрос | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
№8
Вопрос | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
Обработка и интерпретация результатов.
1. Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже «образцом-ключом», вписывая по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответа в таблице ответов.
2. Найдите сумму баллов по каждому из I – VIII столбцов.
3. Выделите те столбцы-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще выполняете в группе.
«Образец-ключ» для обработки и интерпретации ответов
Роли Вопросы | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Г | Е | В | З | Ж | Б | А | Д | |
Б | Д | Ж | Г | А | Е | В | З | |
А | В | Г | Ж | З | Д | Е | Б | |
З | Б | Д | В | Г | А | Ж | Е | |
Е | Г | З | А | Б | В | Д | Ж | |
В | Ж | А | Д | Е | Б | З | Г | |
Ж | А | Е | Б | Д | З | Г | В | |
Сумма |
№1
Роли | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Вопросы | ||||||||
Сумма |
Номер 3
№2
Роли | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Вопросы | ||||||||
Сумма |
Номер 3
№3
Роли | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Вопросы | ||||||||
Сумма |
Номер 2
№4
Роли | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Вопросы | ||||||||
Сумма |
Номер 5
№5
Роли | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Вопросы | ||||||||
Сумма |
Номер 7
№6
Роли | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Вопросы | ||||||||
Сумма |
Номер 8
№7
Роли | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Вопросы | ||||||||
Сумма |
Номер 3
№8
Роли | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Вопросы | ||||||||
Сумма |
Номер 7
I – председатель. Функции: впитывает все возможные мнения и принимает решения. Свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный. Тип: спокойный стабильный тип личности, нуждается в высоко мотивированной группе.
II – формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое. Свойства: динамичный решительный напористый. Тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, умелой группе.
I и II – два противоположных подхода к общему управлению группой.
III – генератор идей. Функции: источник идей. Свойства: умен, богатое воображение, креативность. Тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет принимать его идеи.
IV – оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль. Свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности. Тип: рассудительный волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.
V – организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения. Свойства: организатор, волевой, решительный. Тип: волевой тип личности, нуждается в предложения и идеях группы.
VI – организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы. Свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность. Тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы.
VII – исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой. Свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный. Тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.
VIII – завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца. Свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность. Тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности.
Документы:
В качестве отчета по данному этапу следует представить все таблицы и рисунки, полностью заполненные, а также анализ по каждому из них. На основе проведенного анализа пишется аналитическая записка с подробным описанием всех мер, направленных на совершенствование социально-психологического климата коллектива.