Общая характеристика мотивации

МОТИВАЦИЯ

Готовность человека и его желание выполнять свою работу – один из ключевых факторов успеха организации. Человека нельзя “включить”, он не машина, и “выключить”, когда необходимость в его труде отпадает. Механическое принуждение к труду не может дать высокого положительного результата. Если хорошо знать и понимать:

· что движет человеком;

· что побуждает его к действиям;

· к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно так построить управление, что человек самбудет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно.

Вывод: путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИИ

Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

Чтобы понять сущность мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:

· что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия;

· каково соотношение внутренних и внешних сил;

· связь мотивации и результатов деятельности человека.

Но прежде рассмотрим основные категории:

Потребности – то, что человек испытывает, когда ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо.

П о т р е б н о с т и
Первичные Вторичные
Физиологические (вода, пища, сон, дыхание, сексуальные потребности) Психологические (в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности кому-либо или чему-либо)
Врожденные, заложены генетически Осознаются с опытом: различаются в большей степени, чем первичные

Пока потребность существует, она дает о себе знать и “требует” своего устранения. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. Устранение потребности не предполагает, что она устраняется навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя могут менять форму конкретного проявления, степень настойчивости, влияние на человека.

Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека. Он находится “внутри” человека, имеет персональный характер.

Поведение человека определяется не одним мотивом, а их совокупностью -мотивационной структурой, в которой мотивы могут находиться в определенном соотношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Мотивационная структура обладает определенной стабильностью, но может меняться под воздействием воспитания, образования.

Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.

Существует два типа мотивирования (по задачам, которые оно решает):

· «Торговая сделка».

Путем внешних воздействий на человека вызвать определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату.

Если нет у двух сторон точек взаимодействия, то процесс мотивирования не сможет состояться.

· Формирование определенной мотивационной структуры человека.

Развить, усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы. Это: воспитание, образование. Здесь нужны большие усилия, знания, способности.

В современной практике управления организации стремятся сочетать эти два типа.

Мотиваторы – отдельный пример или способ мотивирования: поощрение – непоощрение, наказание – ненаказание, принуждение – непринуждение.

Стимулы – рычаги воздействия или носители “раздражений», которые вызывают действие определенных мотивов.

Это: предметы, действия других людей, обещания - все то, что может быть предложено человеку в качестве компенсации за его действия.

Стимулирование – процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. Это одно из средств мотивирования.

Потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, поэтому менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворять свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целейорганизации.

Вознаграждение – это все, что человек считает ценным для себя. Но понятие ценности у людей специфичны, а, следовательно, различна оценка вознаграждения и его относительной ценности.

Наши рекомендации