Карта наблюдения социально-психологической адаптации детей к школе

I. Эффективность учебной деятельности
Учебная активность Усвоение знаний (успеваемость)
Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отве­чает правильно Правильное безошибочное выполнение школьных заданий (средний балл «5» - «4,6»)
На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются Небольшие помарки, единичные ошибки (средний балл «4,5» - «4»)
Редко поднимает руку, но отвечает правильно Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой (средний балл «3,9» - «3,6»)
Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопросов Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок (средний балл по этому предмету - «3,5» и ниже)
Пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или сов­сем не отвечает, часто пере­писывает готовое с доски Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий: много исправлений, зачеркиваний (непостоянство оценок, средний балл - «3,5» и ниже)
Учебная активность отсутствует (не включается в учебный процесс) Плохое усвоение программного материала по всем предметам: грубые ошибки, большое их количество (низкая успеваемость по всем основным предметам, средний балл - ниже «3,5»)
II. Усвоение школьных норм
Поведение на уроке Поведение на перемене
Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных коллективных играх
Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока Активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры  
Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищем Активность ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс)
Часто наблюдаются скованность в движениях, позе, напряженность при ответе Не может найти занятия, переходит от одной группы детей к другой
Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает Пассивный, движения скованные, избегает других детей
Не выполняет требований учителя: большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы) Часто нарушает нормы поведения, мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда ему делают замечание (не владеет собой)
III. Успешность социальных контактов
Отношение к учителю Взаимоотношения с одноклассниками
Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним Общительный, легко кон тактирует с людьми
Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится вы полнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети
Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам Сфера общения ограниченна: контактирует только с некоторыми ребятами
Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт
Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему)
Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании Проявляет негативизм по отношению к одноклассникам, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят)
IV. Эмоциональное благополучие
Хорошее настроение, часто улыбается, смеется
Спокойное эмоциональное состояние
Эпизодическое проявление сниженного настроения
Отрицательные эмоции: а) тревожность, огорчение, иногда страх; б) обидчивость, вспыльчивость, раздражительность
Признаки эмоционального неблагополучия: а) отдельные депрессивные проявления, начинает плакать без всяких причин; б) агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, повышает голос
Устойчивые нарушения настроения: а) преобладание депрессивного настроения; б) проявление агрессии (вспышки гнева, злости) по отношению к другим детям (может ударить, что-то сломать, затеять драку) и по отношению к учителю

Наши рекомендации