Любимые герои, сюжеты, образы 1 страница. В каждом мифологическом сюжете, сказке, художественном произведении достаточно четко выражены фрагменты
В каждом мифологическом сюжете, сказке, художественном произведении достаточно четко выражены фрагменты, находящиеся под архетипами творения, осуществления и растворения. Творение это появление действующих лиц, первичное знакомство с ними, расстановка сил. Осуществление это основное действие, взаимодействие героев, борьба, сражение; и, наконец, растворение это финал, ретроспективный взгляд, взгляд извне, итог, вывод, мораль.
Каждый ребенок с наибольшим вниманием слушает и перечитывает определенные фрагменты любимых историй. По тому, как окрашена их модальность, можно судить об их акцентуации в психике ребенка и его подсознании. Однако, и сами конкретные герои мифов, сказок, легенд несут на себе отпечатки того или иного архетипа. Например, мудрый советчик в сказке, серый волк, баба-яга обычно относятся к архетипу творения — их советы неожиданны и неразвернуты. К фазе осуществления относятся те, обычно вспомогательные герои сказок, у которых есть постоянная функция и которые заняты одним и тем же изо дня в день занятием, и чья профессия является как бы лицом персонажа и основным содержанием всего того, что он делает. Такова, например, избушка на курьих ножках, чья функция — служить обиталищем для бабы яги и поворачиваться «к лесу задом, а к гостю передом», если он произнесет соответствующий приказ. К той же модальности осуществления относятся и чудовища, охраняющие вход во дворец принцессы. Им нужно сказать правильное слово, и тогда они не бросятся на героя и останутся на своих местах. В мифе о Прометее, прикованном к скале, и орле, прилетающем раз в день клевать его печень, также ощущается сюжет фазы осуществления, хотя и в мрачноватом варианте, то есть в данном случае к модальности осуществления добавляется субмодальность растворения. Что касается фазы растворения, то к ней относятся чудовища, например, многоголовый Змей-горыныч, который обозначает сначала свою субмодальность как растворения в пределах модальности осуществления (выступая в роли профессионального палача), а затем эта субмодальность становится его модальностью, когда в основном сюжете он погибает от руки героя. Сюжет же волшебной сказки в целом (который, если следовать мысли В. Я. Проппа, представляет собой тему инициации героя, превращения его в полновластного мужчину-мага, владыку мира), находится в рамках фазы творения, поскольку герой из неумелого Ивана-дурака, попадая в самые неожиданные, непредсказуемые и заранее неизвестные ему ситуации, то есть постоянно находясь под влиянием архетипа творения, творится сам, и постепенно становится совершенно иным, могущественным, знающим и многое умеющим магом, а в завершение сказки получает еще и царство в подарок — это ли не апофеоз фазы творения! Неожиданные чудеса, говорящая щука и живая вода, многие другие атрибуты сказки также свидетельствуют о ее принадлежности в целом к архетипу творения. Как правило, к архетипу творения относится не только добрый волшебник, который творит всевозможные положительные чудеса, пользуется неожиданными средствами, находит неожиданные выходы из сложных хитроумных положений, в которые попадает герой, но и злой волшебник, который затевает коварную интригу, ставит подножки, действует из-за угла, занимается провокациями, предательством и т. д. Помощники злого волшебника, у которых есть определенные роли, определенные качества, которые исполняют его приказы, находясь в менее творческом режиме, обычно находятся под управлением архетипа осуществления.
Вопросы к читателю. Нравится ли вам ритуальное повторение сказочного сюжета, когда герой троекратно сталкивается с похожими и различающимися в несущественных деталях ситуациями? Попробуйте определить основные модальности времени следующих популярных героев: Винни Пух, Пятачок, Иа-Иа, Крошка Ру, Кенга, Малыш, Карлсон, Буратино, Карабас-Барабас, папа Карло, Питер Пэн, Венди, Крокодилица, Мэри Поппинс, Гаргантюа, Пантагрюэль, Паганель. Какие из этих героев нравятся вам больше других? Рассмотрите этот вопрос с точки зрения модальностей.
Таланты и творчество
На фазе творения творчество понимается как спонтанное, предполагает создание новых идей и методов, оно должно быть ни на что не похожее, не вписывающееся в известные рамки, может быть, даже ломающее их, само того не замечая; нередко непонятно, кому оно нужно и как его можно использовать. Окружающих оно может ставить в тупик, а может приводить в состояние крайнего восхищения, порабощать и заставлять реализовываться. Обычно оно еще достаточно сырое, непроработанное, может быть даже грубое, но весьма энергичное, производит впечатление свежести, неповторимости, небывалости. Здесь человек как бы не думает ни о чем, у него есть некий абстрактный заказ или нет совсем ничего, и он некритично принимает все, что идет ему в голову, иногда захлебываясь в потоке своего вдохновения и подолгу из него не выныривая. Такого рода творчество при слишком большой преданности человека к нему иногда заканчивается душевной болезнью. Некоторые люди считают, что творчество в любом случае есть вариант душевной болезни. Какова, по мнению читателя, модальность последнего утверждения?
Творчество фазы осуществления — это нечто гораздо менее буйное, это река, вошедшая в берега, текущая в пределах бетонных ограждений, это нечто серьезное, не противоречащее определенным установленным законам и правилам, но, тем не менее, несущее с собой элемент новизны, новые варианты преодоления препятствий, вариации в установленных пределах. Они могут быть интересны, они гораздо более съедобны, более привычны, а главное, функциональны. У этого творчества всегда есть конкретная цель, и его результативность может быть измерена по его эффективности в плане достижения поставленной цели. Если человек на фазе творения совершенно не уверен в результатах своего творчества, то на фазе осуществления у него есть никогда не стопроцентная, но девяностопроцентная или хотя бы пятидесятипроцентная уверенность в том, что его изобретение будет использовано в рамках достаточно ясно представляемой им цели. На фазе осуществления человек думает не только о творчестве, но и об инструментах, которые он использует, и набор его инструментов также достаточно точно определен. Например, поэт, пишущий стихотворение на фазе творения, выбирает или интуитивно находит размер и, возможно, основное звучание стихотворения, его основную идею, может быть, ключевую рифму, а на фазе осуществления он уже пишет его черновик, вмещая его в найденный размер и ритм.
На фазе растворения творчество есть нечто изысканное. Оно заключается, например, в доведении до совершенства известных уже методов, их исчерпании и последующей профанации, когда видно, что метод уже сделал все, что мог, и выше уже не поднимешься. Тем самым, творец создает изысканно тонкое произведение, доступное лишь элитарным слоям, имеющее, возможно, мудрый философский смысл, но одновременно исчерпывающее тот творческий метод, с помощью которого оно создается. Это творчество эстетов, декадентов, которое, кажется, никуда не ведет, а в действительности ставит точку на определенном творческом методе или подходе. Кроме того, к фазе растворения относится творчество, откровенно уничтожающее материалы реальности. Таковы фарс, сатира, обнажение тайных пружин объекта с целью его уничтожения. Таковы последние страницы детектива, где открываются истинные причины действия, обнаруживается преступник, его мотивы, тайные средства, им использованные, и умирает сама детективная история.
Читателю предлагается самому продумать три фазы развития таланта или дарования.
Вопросы к читателю. К какой модальности относится популярный в наше время жанр песенного римейка? Нравится ли вам оперетта? К какой модальности времени относится сам ее жанр? Какое место в детективном романе вам нравится больше всего — завязка, само действие (расследование) или раскрытие тайны? Если вы любите разгадывать кроссворды, то какая часть этого процесса вам нравится больше других — начало, продолжение или завершение? Какая часть жизни вам представляется наиболее творческим периодом? Какая часть вашей жизни представляется вам наиболее интересной? Попробуйте оценить ее модальность.
Мышление
Для фазы творения характерно оригинальное мышление, когда мысли возникают как бы ниоткуда и не вытекают логически из того, что было раньше. Оно склонно к ассоциациям и метафорам, которые также являются неожиданными для самого человека. В своем мышлении человек отталкивается от чего-то, но двигается при этом в неизвестном направлении, не имея при этом конкретной цели, и результат, которого он достигнет, ему самому не ясен, не очевиден и им никак не планируется. Это мышление неконтролируемое, иногда это свободный полет фантазии, иногда где-то смутно брезжит направление мышления, но никак не его конечная цель. Сказанное не означает, что это мышление творческое в истинном, в лучшем смысле этого слова. Это может быть полный хаос обрывков мыслей, с которыми человек не может справиться и которые, наоборот, топят исходную мысль и никуда при этом не ведут. Но предвидеть его логику и угадать, куда человек направится далее, в любом случае трудно или вовсе невозможно.
Для фазы осуществления характерно дисциплинированное мышление, находящееся в определенных рамках: логики, последовательности, цели, использующее определенные средства, методы и находящееся в некоторых отношениях в жестких рамках. Например, человек ограничивает себя определенной темой, или он собирает материалы с целью обоснования некоторого тезиса, и т. п. Это мышление, возможно, производит впечатление неоригинальности, но оно достаточно эффективно с точки зрения внешнего наблюдателя, убедительно (по крайне мере, внешне), логично и ограниченно. В некоторых отношениях это хорошо, поскольку не дает мысли чересчур разбрасываться, а в некотором отношении человек сам себе ставит крышку, потолок, выше которого подняться не может, и боковые стенки, выйти из которых тоже не может и, в общем-то, не хочет, поскольку не считает это целесообразным. Иногда эти стенки невидимы, и тогда они становятся препятствием, если же они видимы, и человек ставит их себе сознательно, то они могут быть и мощным инструментом концентрации мысли. Таково, например, мышление адвоката, произносящего речь в оправдание своего подзащитного.
Для фазы растворения характерно мышление, разрушающее самое себя, свои собственные конструкции, приводящее к противоречию исходные тезисы, разрушающее не только исходную посылку, но и собственную логику, деструктивное, ищущее тонкостей и обращенное на прошлое. Здесь характерна саморефлексия, попытка уловить тонкости там, где на фазе осуществления они совершенно не были видны, попытка соединить воедино творение объекта, его реализацию и распад, смоделировать этот процесс в мысленных образах. Это мышление с удовольствием обобщает, ищет общую глобальную этику развития, скрытую за внешним очевидным содержанием судьбы объекта или человека. Само слово «судьба» тоже относится по своему основному содержанию к модальности растворения. От мышления в фазе растворения не следует ждать светлых горизонтов и логики, свойственной фазе осуществления. Здесь возможны парадоксы, но это не творчески ведущие вперед неожиданности, свойственные фазе творения, а парадоксы, уничтожающие самую тему обсуждения. Это мышление иногда кажется ядовитым, отравляющим самое себя и действительно, его цель — это преодоление процесса мышления, иногда вывод человека за рамки логики в область чистого понимания, не связанного с мыслью, но больше ориентированного на мистическое ощущение. Не нужно думать, что мышление в фазе растворения опровергает лишь логику, то есть левополушарную составляющую мышления, оно опровергает также и образы, доводя любое сравнение, любую метафору до крайности, абсурда, до границы своей приложимости и переходя эту границу. Внешне оно может казаться неразумным, но у него также есть своя функция. Эту функцию условно можно назвать очищением ноосферы, то есть очищением сферы смыслов, которые волнуют человечество и кажутся ему разумным. Пройдя через фазу растворения, они теряют свое значение и становятся мусором, который затем ассимилируется ноосферой и становится средой для возникновения новых мыслей, новых образов.
Вопросы к читателю. Какой тип мышления кажется вам самым трудным? Часто ли ваши окружающие жалуются на то, что вы мешаете им говорить, передергиваете их мысли, плохо их понимаете? Вызывают ли ваши мысли вдохновение у ваших партнеров? Стремятся ли они их развить и продолжить? Склонны ли вы отвергать чужие мысли, что называется, с порога, или вы ждете, пока они получат должное развитие? Вспомните мысли, которые волновали вас десять лет назад. В какой они были модальности?
Воля и инициатива
Одна из самых главных ошибок и источников недоразумений в человеческом общении это неправильное выражение и неправильное понимание модальностей инициатив человека и его партнера. Чаще всего эти модальности воспринимаются самим человеком как нечто само собой разумеющееся, но не обозначаются явно; о них можно судить лишь по косвенным признакам. Ситуация осложняется еще и тем, что, как правило, в поведении человека есть две модальности: одна, которую он имеет в виду, и вторая, которая звучит в непосредственном выражении его воли, то есть то, как ее воспринимает социально ориентированный партнер, не обращающий внимание на психологическое состояние человека. Внимание к психологической и социальной модальности своего и чужого поведения чрезвычайно важно для любого человека, который хочет в совершенстве овладеть искусством общения и влияния на других людей.
Воля в модальности творения чаще всего носит грубоватый и лапидарный характер. Она обозначает основное направление, в котором человек проявляет свою инициативу собирается направить свою энергию, но не более того. Развитие этой воли, этой инициативы он нередко оставляет партнеру или предполагает, что займется ей когда-нибудь позже (читай, когда включится фаза осуществления), или вообще не имеет в виду ничего, никакого продолжения, а через минуту его воля получает совершенно иное направление, никак не связанное с предшествующим. Иметь дело с таким человеком непросто, особенно, если вы воспринимаете его волю, как проявленную в модальности осуществления, то есть предполагаете, что вслед за тем, как человек сказал «а», он скажет и «б» и т. д., перебрав алфавит если не до конца, то хотя бы до середины. «Вот я слушаю тебя, и мне хочется одного: удавиться!» — говорит жена своему занудливому мужу, явно злоупотребляющему фазой осуществления. Только очень наивный и неопытный человек воспримет эти слова буквально, то есть как то, что женщина действительно отправится в магазин, купит там веревку и мыло и приступит к осуществлению своего ужасного плана. То есть в данном случае воля имеет подчеркнутую модальность творения, что выражается в некоторой экзотичности инициативы, а субмодальностью тут будет, естественно, растворение. Если же женщина, желая отомстить любимому, в горе от его измены действительно, реально покончит с собой и оставит записку: «Ты, один ты, виноват в моей смерти», — то обнаружив труп и эту записку, несчастный возлюбленный окажется в модальности растворения, но в субмодальности творения, если эта записка, это сообщение будут для него полной неожиданностью. Этот пример автор приводит, в частности, для того, чтобы читатель понимал, что модальность и субмодальность не следует путать. Модальность относится к основному содержанию события, а субмодальность — к стилю, в котором оно оформляется.
Характерной для модальности творения является инициатива, начинающаяся словом «пусть», за которым следует краткая инструкция или воля, направленная, как правило, на другое лицо или на Божью волю. «Пусть кто-нибудь, наконец, займется воспитанием этого ребенка. Пусть президент скажет решительное «нет» коррупции. Пусть правительство наладит мою личную жизнь!» — типичные образчики инициативы в модальности творения. Другой пример — родитель, который в гневе приказывает своему ленивому ребенку наконец взяться за уроки: «Немедленно за стол!» В данном случае смена модальности на осуществление и конкретные инструкции, какие уроки и в какой последовательности ребенок должен делать, были бы явным снижением темы.
Для инициативы, проявленной в фазе творения, характерна ее неожиданность и не характерно стремление человека как-то предвидеть результаты своей инициативы и даже пути ее разворачивания — это он оставляет на потом или предполагает, что этим займутся другие. «Пойдем, что ли, вечером прогуляемся!» — предлагает муж жене. Куда прогуляемся, как следует одеваться и прочие подробности он предоставляет ей, и если супружеская пара дружная, то жена прекрасно его понимает и подхватывает инициативу уже в модальности осуществления. «Значит, так. Надевай синий костюм, галстук в полосочку, идем к Смирновым, они давно нас приглашают». Читатель может отметить комплементарность не только по смене модальностей с фазы творения на осуществление, но и с инь на ян. В первой реплике муж выступает в янской роли, жена слушает его в иньской, во второй реплике они меняются ролями, муж слушает и подчиняется, выступая в иньской роли, жена командует в янской. Такого рода комплементарные согласования, отличающие дружные пары, воспринимаемые окружающими как единое целое, являются основой (а также признаком) единства двух человек, которое очень редко возникает спонтанно на фазе творения пары и чаще всего вырабатывается в течение длительной и со вкусом проживаемой и прорабатываемой фазы осуществления парного коллектива.
Если воля в фазе творения может ни с чем не считаться, то для воли в фазе осуществления характерны отчетливые рамки, в которых заключена его инициатива. Если даже это не выражено явно, то он это подразумевает. Так, строгая мама на вопрос вырастающей дочери, что она может одеть на выпускной вечер, отвечает: «Надевай, что тебе нравится». Когда же дочь предстает перед ней в миниюбке, она с возмущением говорит: «Ну, это же невозможно!» «Почему? — удивленно спрашивает дочь, — ты же сказала, что я могу одеть что угодно?» — «Но в рамках приличия!» — отвечает ей мама. Рамки приличия, в понимании мамы, являются довольно жесткими ограничителями, в пределах которых она и размещает свою волю, не обозначая их каждый раз специально, но, безусловно, всегда имея в виду.
Инициатива, проявленная в рамках фазы осуществления, обычно, так или иначе, связана с тем ритмом, в котором находится объект, с его жизнедеятельностью и отношениями с окружающей средой. Во всяком случае, человек все это имеет в виду, формируя и выражая свою волю. Другой вопрос, насколько удачно у него это получается. Ситуация, когда инициатива, по мысли человека, направлена на поддержание или улучшение функционирования объекта, то есть находится в модальности осуществления, а фактически приводит к его разрушению, обыгрывается во многих юмористических и комических ситуациях. «Василий Иваныч, ты чего на стол в сапогах лезешь? Хоть бы газетку подстелил!» — «Да я и так достану, Петька!» — отвечает Василий Иваныч, вкручивая лампочку.
Воля в модальности растворения предполагает разрушение уже действующей ситуации, снятие пафоса, качественную модификацию, связанную с ослаблением или снижением значимости того, что происходит, и, возможно, переводом ситуации на более тонкий план. Невинная фраза в диалоге: «И какую же в общем и целом вы преследуете цель?», — резко переводит собеседника из фазы осуществления в фазу растворения. Если он отвечает на этот вопрос, то он подчиняется воле собеседника, если же он все-таки хочет продолжить свое изложение в фазе осуществления, то он должен предпринять достаточно решительные шаги, чтобы вернуться обратно.
Типичная инициатива в модальности растворения снижает значимость функционирования объекта как такового и либо ставит последнему «палки в колеса», либо обесценивает его деятельность, например, прибегая к глобально-ретроспективному или философскому взгляду. Так, начальник, решив отправить престарелого сотрудника фирмы на заслуженный отдых, может просто написать приказ о его увольнении, а может вызвать его к себе и предложить сменить сферу приложения усилий: «Много ты, Петрович, на своем веку сделал, пора уже с молодежью опытом поделиться, рассказать в подробностях о своем жизненном пути. Займись, пожалуй, этим, а мы тебе время освободим».
Вопросы к читателю. Какой стиль управления вами наиболее эффективен, а какой вызывает лишь протест или негодование? Как вы склонны проявлять свою волю: на работе, дома, в кругу друзей, наедине с самим собой? Оцените модальность ваших волевых изъявлений. Как вы считаете, в каком стиле начальник должен воздействовать на подчиненных? Мать на детей? Как фактически управляют вами окружающие? Определите соответствующие модальности. Какие приказы вам больше нравится исполнять: неожиданные, ожидаемые, внутренне противоречивые, наделенные скрытым значением или лишенные его?
Энергия
На фазе творения человек получает энергии больше, чем ему нужно, — и по количеству, и по ассортименту, и не слишком ее ценит. Он знает, что если ему чего-то не хватает, то скоро придет замена, и притом интересная. Он склонен расточать энергию во все стороны, не беспокоясь о том, что она может у него кончиться или пойти потребителю не впрок. Он не будет ругать вас, если вы не расплатитесь с ним в срок (деньги к нему, если понадобятся, придут с другой стороны), но если выбудете систематически с ним жадничать (например, его ревновать), то сами того не заметите, как потеряете его общество. Он любит энергию свежую и обучающую, но не дисциплинирующую. «Не люблю брать деньги взаймы: берешь чужие и на время, отдаешь свои и навсегда», — это не его позиция (вопрос к читателю: чья?). Он если что-то берет, то оно сразу становится его личной собственностью, а если отдает, то щедро и сразу забывает о том, что оно когда-то ему принадлежало. Так бьет только что пробитая нефтяная скважина: во все стороны, фонтаном, не думая ни о том, сколько нефти еще в глубине, ни о том, за какие деньги ее можно будет продать.
На фазе осуществления отношение человека к энергии совершенно иное. Он ощущает себя в рамках устойчивого гомеостаза, то есть цикличного обмена энергией, материей и информацией с окружающей средой, ничего даром он не получает и не склонен отдавать. На высоком уровне он может научиться трансмутировать энергию, переводить ее из одного вида в другой, но она никогда не приходит нему бесплатно и не уходит без последствий (что типично для фаз творения и растворения соответственно). На фазе осуществления человек четко делит энергию и внутреннюю, на которой существует он сам, и внешнюю, с которой он работает, и стремится точно встроить их в свой гомеостаз.
Так же относится он и к своим обязательствам по отношению к внешнему миру и внешней по отношению к объекту среде. Та энергия, те усилия, которые должен выдать он сам или объект, за который он отвечает, будут выданы тогда, когда нужно и приблизительно в срок.
Для фазы осуществления характерно уважительное отношение человека к энергии. Он знает, что то, что он получит, он может израсходовать, но никакой даровой дополнительной помощи не будет, и поэтому, если он будет ее транжирить, это очень быстро скажется на нем самом и на той работе, которую он делает. Поэтому он здесь аккуратен, бережлив, по крайней мере, ощущает необходимость в этом.
Для фазы растворения характерно разбазаривание энергии объекта, и не той, которую он выделяет для обмена со средой, а его собственной личной энергии. Он как бы истекает кровью, и эту энергию охотно и жадно (или с отвращением и вредом для себя) поглощает окружающая среда. Странным образом на фазе растворения объект не высоко ценит свою личную энергию, которую хранил как зеницу ока, на фазе осуществления, и которая гарантировала его целостность, возможность его нормального существования, но человек на этой фазе обращает внимание на более тонкие энергии, связанные с объектом, и уделяет им основное свое внимание. На его глазах происходит как бы трансмутация или сублимация: низкие энергии превращаются в высокие, пусть даже ценой разрушения объекта.
Таким образом энергия, свойственная объекту на фазе осуществления, на фазе растворения меняется, становится более тонкой и как бы связывающей воедино все фазы его бытия. Оказывается, что она пронизывает все его существование от рождения до распада и невидимым образом руководит или шефствует над всеми этими фазами. Например, размышляя на склоне лет над своей жизнью, человек формирует представление о судьбе как о единой тонкой направляющей его жизнь силе, которая когда-то его готовила к этой жизни, затем давала возможность трудиться, направляла на различные поприща, и теперь эта сила становится более понятной и как бы материализуется для человека; можно сказать, что утончается его сознание, его понимание, а энергия, которая волновала его раньше, становится для него чересчур грубой и малоинтересной. Течение плотной энергии на фазе растворения ослабляется, энергия течет скорее из объекта в окружающую среду, чем наоборот, и человек видит в этом глубокий смысл. Зато тонкая энергия (с его точки зрения, более важная и более интересная), наоборот, концентрируется вокруг него, становясь результатом трансмутации плотной энергии (впрочем, и эта тонкая энергия рассеивается в пространстве, он не в силах удержать и ее). К субмодальности растворения относится энергия критики, энергия чистки, которая также должна быть более тонкой, чем энергия, на которой функционирует объект, иначе она его попросту разрушит. В модальности растворения находится энергия, разрушающая объект, которая на низшем уровне является грубой и хаотически разрушительной, не считающейся ни со структурой объекта, ни с его качествами, ни с его судьбой; на более тонком уровне она является тонкой и незаметной и как бы точит его незаметно изнутри. Так к человеку подкрадываются инфекционные болезни, слабость иммунитета, аллергия и т. п.
Вопросы к читателю. Энергию какой модальности вы ощущаете ярче всего? Подумайте о ситуациях, в которых вы совершенно начисто лишаетесь энергии. Какой модальности энергия ощущается в этих ситуациях? Какой модальности энергия при этом предполагается от вас? Подумайте также и о субмодальностях.
Первый признак отсутствия энергии — это скука. Подумайте о наиболее типичных встречающихся в вашей жизни скучных ситуациях. Какой модальности энергией они обладают? Какой модальности энергии не хватает вам в этом время? В каких ситуациях вы чувствуете максимальный энтузиазм? Оцените их модальность. Какие ситуации заведомо повергают вас в уныние и вселяют чувство безнадежности?
Якоря
Якоря — это ситуации, события, яркие впечатления, которые когда-то произошли в жизни человека и остались у него в подсознании определенными магнитами, так или иначе, привлекают к себе внимание человека: иногда прямым, а иногда ассоциативным путем. Некоторые якоря человеком осознаются (таковы воспоминания о травматических событиях, травматическом опыте), некоторые полусознательны, некоторые не осознаются вовсе, а проявляются лишь в виде определенных настроений, возникающих не вполне понятно, по какой причине. Такие якоря очень удобно отслеживать и диагностировать по тем модальностям, с которыми они связаны. Даже не зная события, определив его принадлежность к тем или иным частным архетипам, мы можем воссоздать его приблизительный облик, по крайней мере, на абстрактном уровне, что для психологических целей иногда оказывается вполне достаточно.
Что такое якоря в модальности творения? Это яркие ситуации, которые произвели когда-то большое впечатление на человека и происходили в отчетливой модальности творения. Например, это ситуация, когда ребенок сделал что-то очень хорошее, и на него неожиданно со всех сторон сыплются радость, одобрение и поздравления взрослых. В фазе творения бывают и отрицательные якоря, когда по совершенно неожиданным и непонятным для человека причинам на него сыплются всевозможные неприятности, угрозы, разочарования и тому подобное. Здесь важна не интенсивность неприятных событий, а именно их непредсказуемость, не связанность с какой-либо определенной причиной, и субъективно это выражается в том, что человек чувствует себя невиновным. Типичный отрицательный якорь — это ситуация, в которой человек, как он считает, ни в чем не виноват, но, тем не менее, подвергается суровым наказаниям.
Позитивный якорь фазы осуществления — это, например, привычка к устойчивому сосредоточенному занятию или чередованию напряженной работы с адекватным для человека отдыхом и расслаблением. Это ситуации, когда человек очень ярко видит, сколь важно иметь с миром отношения баланса и их поддерживать. Наоборот, негативный якорь фазы осуществления связан с разочарованием человека в этой фазе, с ситуациями, когда, несмотря на все его старания и попытки установить со средой устойчивый баланс, равновесные отношения, у него ничего из этого не получается, и, например, фаза осуществления по непонятным для него причинам превращается в фазу растворения, а рядом находится счастливчик из фазы творения, который ничего не делает, и, тем не менее, судьба осыпает его дарами. К негативным якорям фазы осуществления относится также воспоминание человека об очень тяжелом и неблагодарном периоде его жизни, когда все силы уходили на поддержание этой жизни, жизнь была скудной, тяжелой, но необыкновенно устойчивой во всех своих неприятностях и какой-то дурной силой балансировалась и устанавливалась как незыблемый закон. Таково воспоминание некоторых людей о тяжелом детстве, в котором они были лишены необходимых для ребенка радостей и свобод и которое фактически заключалось в том, что на ребенка в насильственном порядке надевали модальность осуществления, заставляя его работать как взрослого и предлагая ему такие формы вознаграждения, которые для него не стоили почти ничего. Но, тем не менее, влияние среды и семьи было достаточно сильным для того, чтобы ребенок не мог из него вырваться. В фазу творения его не пускали, в фазу растворения выход был лишь через такие жертвы, на которые ребенок пойти не решался (например, убежать из дома или отравиться). Однако чаще всего такая мысль в его голову и не приходила, так как его сознание было полностью подавлено и ограничено той средой и тем менталитетом, который устанавливался его родителями и старшими сверстниками.