И в индивидуальной профконсультации
Сама «Формула профессий» рассматривается как основа построения «Схемы анализа профессий». В традиционной «Формуле профессии» выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности (см. Климов Е.А., 1990), которые выделяются по следующим основаниям:
1) типы профессий — по предмету труда: природа — П; техни
ка — Т; человек — Ч; знаковые системы — 3; художественный
образ — X;
2) классы профессий — по целям труда: гностические — Г;
преобразовательные — П; изыскательные — И;
3) отделы профессий — по средствам труда: ручные — Р; меха
нические — М; автоматические — А; функциональные, т.е. воз
можности и функции организма, а также теоретические сред
ства — Ф;
4) группы профессий — по условиям труда: бытовой микро
климат — Б; открытый воздух — О; необычные — Н; моральная
ответственность — М; экстремальные условия — Э.
Например, с помощью «Формулы профессий» можно было бы так «закодировать» профессию «повар»: предмет труда — природа (П) и художественный образ (X), цели труда — преобразовательные (П) и изыскательные (И), средства труда — ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда — необычные (Н).
К сожалению, при практическом использовании «Формулы профессий» в традиционном варианте в классе иногда возникали недоразумения. Например, при анализе профессии «токарь» ученик спрашивает: «Какой предмет труда у токаря?» Ответ «техника» его не устраивал, так как сообразительный ученик тут же возражал: «У токаря техника — это средство труда, а что является предметом, из «Формулы» непонятно...» Или, например, профессия «водитель автобуса». Из приведенной «Формулы» неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель «преобразует» транспортное средство в пространстве, значит вызвать у них в лучшем случае улыбку. Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е. А. Климовым вариант «Формулы». Ниже представле-
на построенная на идеях Е. А. Климова «Схема анализа профессии»(табл. 6).
Табл ица
Схема анализа профессии (вариант работы с группой в игре «Угадай профессию»)
Место
Место для первого примера профессии - «таксист» |
для кодирования
Характеристики профессий |
загаданной
профессии
(для игры «Yraaaftj
профессию»)
Предмет труда:
Взрослые Техника |
1 — природа (животные,
растения)
2 — материалы и заготовки
3 —дети
4 — взрослые
5 — техника
6 — знаковые системы (тексты,
информация в компьютерах...)
7 — художественный образ
Цели труда:
Транспортирование Обслуживание |
1 — контроль, оценка, диагноз
2 — преобразовательная
3 — изобретательная
4 — транспортирование
5 — обслуживание
6 — собственное развитие
Средства труда:
Механические Функциональные |
1 — ручные и простые
приспособления
2 — механические
3 — автоматические
4 — функциональные (речь,
мимика, зрение, слух...)
5 — теоретические (знания,
способы мышления)
6 — переносные
или стационарные средства
1 Обращаем внимание, что кодировать профессию следует только словам^ как это показано во второй колонке таблице. Если кодировать профессию нон рами характеристик, то при отгадывании возникают сложности восприятия иЙ формации и игра может не получиться.
Продолжение таблицы 6
Характеристики профессий | Место для первого примера профессии — «таксист» | Место для кодирования загаданной профессии (для игры «Угадай профессию») |
Условия труда: 1 — бытовой микроклимат 2 — большие помещения с людьми 3 — обычный производственный цех 4 — необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность) 5 — экстремальные условия (риск для жизни и здоровья) 6 — работа на открытом воздухе 7 — домашний кабинет, лаборатория, мастерская | Экстремальные | |
Характер подвижности в труде: 1 — преимущественно сидя 2 — преимущественно стоя 3 — множество разнообразных движений 4 — длительная ходьба 5 — вынужденные статичные позы 6 — высокая избирательная подвижность определенных групп мышц | Сидя | |
Характер общения в труде: 1 — минимальное общение (индивидуальный труд) 2 — клиенты, посетители 3 — обычный коллектив (одни и те же лица...) 4 — работа с аудиториями 5 — выраженная дисциплина, субординация в труде 6 — небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций) | Клиенты |
Продолжение таблицы | ||
Характеристики профессий | Место для первого примера профессии — «таксист» | Место для кодирования загаданной профессии ■для игры «Угада профессию») |
Ответственность в труде: 1 — материальная 2 — моральная 3 — за жизнь и здоровье людей 4 — невыраженная ответственность | Жизнь и здоровье | |
Особенности труда: 1 — возможность работы по совместительству 2 г- большая официальная зарплата 3 — льготы 4 — «соблазны» (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации...) 5 — изысканные отношения 6 — встречи со знаменитостями 7 — частые загранкомандировки 8 — командировки по стране 9 — завершенный результат труда (можно полюбоваться) 10 — высокий престиж профессии 11 — явно выраженная общественная полезностьтруда | «Соблазны» Знаменитости | |
Типичные трудности и неприятности: 1 — нервное напряжение 2 — профзаболевания 3 — распространены мат и сквернословие 4 — повышенный риск судимости 5 — невысокой престиж работы 6 — очень маленькая зарплата 7 — общественно презираемый (осуждаемый) труд | Нервы Профзаболевания Сквернословие |
206
Окончание таблицы 6
Характеристики профессий | Место для первого примера профессии — «таксист» | Место для кодирования загаданной профессии (для игры «Угадай профессию») |
Минимальный уровень образования для работы: I — без специального образования (после школы) 2 — краткосрочные курсы 3 — начальное профессиональное образование (СПТУ) 4 — среднее профессиональное образование (техникум) 5 — высшее профессиональное образование (вуз): - незаконченное высшее - бакалавриат - магистратура 6 — ученая степень (аспирантура, академия...) 7 — дополнительное профессиональное образование | Начальное Профессиональное |
Вариант использования схемы в работе с классом (в игре «Угадай профессию») предполагает следующий порядок работы с группой (или с классом):
1) участникам процедуры самим предлагается рассказать о ка
кой-нибудь хорошо известной им профессии;
2) после того как обнаруживается, что они ее «вроде бы зна
ют», но конкретно рассказать о многих ее особенностях не могут
(им нужны «конкретные вопросы»), преподаватель предлагает схему
анализа профессии, в которой и содержатся опорные пункты для
рассказа о любой профессии;
3) преподаватель предлагает выписать эту схему в тетрадях (на
это уходит примерно 35 — 40 мин);
4) начинается собственно игра «Угадай профессию»: все делят
ся на пары (можно играть и втроем), каждый загадывает профес
сию (а еще лучше конкретную специальность), кодирует ее в своей
тетради, потом все обмениваются тетрадями и по закодирован-
ньщ характеристикам пытаются отгадать ее (можно отгадывать с
тРех попыток).
Варианты использования схемы в индивидуальной профконсулщ тации.
I. Когда клиент вообще не знает, какую выбрать профессш
общий порядок работы следующий:
1) знакомство со схемой (лучше иметь отпечатанную схему):;
самых общих чертах клиенту объясняется смысл схемы и сразу:
на примере 1 — 2 профессий показывается, как с помощью схед
можно их анализировать;
2) игра с клиентом (консультант и клиент загадывают
другу профессии и пытаются отгадать их — см. выше);
3) клиент обозначает на отдельном листке бумаги наибол^
привлекательные для себя характеристики пока еще неизвестно
профессии (как бы обозначает с помощью схемы свои «поже
ния»);
4) организуется совместное отгадывание (консультант и к.
ент на отдельных листочках выписывают по 5 —7 профессий,
ответствующих «желательным» характеристикам);
5) организуется последующее обсуждение (совместный выб
варианта, наиболее соответствующего «пожеланиям» клиента).]
II. Когда клиент хочет уточнить свой уже сделанный выбс
порядок работы следующий:
1) знакомство клиента со схемой (на примере анализа 1-
профессий);
2) после знакомства со схемой клиент сразу же загадывает се
избранную профессию, а профконсультант пытается ее «отгадат
(из 5 — 7 вариантов);
3) организуются совместное обсуждение и возможная корре
ция представлений клиента о своей профессии.
Заметим, что эффективность использования сх| мы анализа п р о ф е с с и й (особенно в индивидуальных щ консультациях) заметно повышается, если психолог-профконс> тант предварительно проанализирует самостоятельно несколь десятков различных профессий. Это важно для выработки навь отгадывать профессию по выделенным характеристикам. Опыт i пользования данной схемы показывает, что она, даже несмс на свою простоту, достаточно эффективна и, главное, позволя организовывать реальное взаимодействие с клиентом, естест но, при условии, что психолог-консультант не пытается постоя но навязывать ему своего мнения.