Литературе (по Г.Альтшуллеру)

Уровень новизны   Состояние фантастической идеи
Первый уровень   Идея (ситуация, сюжет) использована повторно "один к одному" или перекрывается более полной идеей
Второй уровень   Прототип изменен, но нет качественно новой идеи
Третий уровень Прототип изменен так, что появляется качественно новая идея
Четвертый уровень Новая идея, не имеющая близких прототипов в литературе

Современный исследователь М.Гафитулин в статье «Уровни творчества, или рождение новизны» предлагает всем желающим определить свой уровень творчества по достаточно оригинальной методике оценки новизны. Автор дает простое, на первый взгляд, задание, которое ранее уже неоднократно было апробировано им в аудитории.

Прообразом способа оценки творчества по новизне для М.Гафитулина послужила статья Г.С.Альтшуллера "Краски для фантазии" (Там же, с.301), в которой приводится шкала оценки научно-фантастической литературы, представленная в предыдущей таблице.

8.8. Проверьте свой уровень креативности!

(Творческое задание М.Гафитулина)

Внимание!

Строго следуйте инструкции!

Не читайте следующую страницу!

Авторский комментарий дается по следующей схеме:

1. Уровень творческой деятельности по критерию "новизна".

2. Название каждого уровня по основной деятельности в нем.

3. Целевая направленность деятельности творца по каждому уровню.

4. Способы диагностирования творческой деятельности по ее результату: что произошло относительно прототипа.

5. Способы получения (рождения) новизны для соответствующего уровня.

6. Девиз каждого уровня.

Представим сокращенный вариант авторской методики.

Уровень.

Репродуктивный.

Новизны нет.

Деятельность направлена на повторение прототипа (ранее известного: замысла, образца, идеи, методики и т.п.).

Что сделано? – Повтор прототипа. Выполненное полностью копирует прототип.

Как достигается? – Копированием прототипа без каких-либо его изменений.

Девиз уровня: "ТАК МОЖЕТ КАЖДЫЙ!"

Пример выполнения задания на 1 уровне:

Уровень.

Репродуктивно-творческий.

Новизна есть.

Деятельность направлена на самостоятельное небольшое изменение прототипа (ранее известного: замысла, образца, идеи, методики и т. п.), первоначальный образец существенным образом не меняется.

Что сделано? – Элементоизменение прототипа. Выполненное повторяет прототип, но с незначительными изменениями, не приводящими к его новому качеству.

Как достигается? – Новизна достигается за счет изменения (замены, добавления или удаления) одного или двух параметров прототипа (размера, формы, цвета, положения и др.), выделения какой-либо частности.

Девиз уровня: "ТАК МОЖЕТ БОЛЬШИНСТВО!"

Примеры выполнения задания на 2 уровне:

Уровень.

Творческо-репродуктивный.

Новизна есть.

Деятельность направлена на значительное изменение прототипа (ранее известного: замысла, образца, идеи, методики...), существенным образом меняется первоначальный образец.

Что сделано? – Видоизменение прототипа. Выполненное базируется на прототипе (знании об известном), значительном его изменении, что приводит к новому качеству. Происходит выход за рамки задания.

Как достигается? – Новизна достигается за счет:

– снятия ложных ограничений, которые отсутствуют в данных условиях, но мысленно подразумеваются;

– выполнения известного другим способом, другими средствами;

– расширения сферы применения известного (многофункциональность);

– включения прототипа как части целого, т.е. объединение прототипа с таким же либо с чем-то другим;

– разрешения противоречия: прототип есть и его нет.

Девиз уровня: "ТАК МОГУТ ТОЛЬКО НЕКОТОРЫЕ!"

Примеры выполнения задания на 3 уровне:

Уровень.

Творческий.

Новизна есть.

Деятельность направлена на создание по собственному замыслу ранее неизвестного (объективно или субъективно нового), оригинального.

Что сделано? – Родоизменение прототипа. Новая идея. Выполненное не имеет прототипа.

Как достигается? – Новая идея за счет:

– замены исходной функции прототипа, т.е. исчезают признаки первоначального образца и появляются новые элементы для реализации новой функции;

– высокого уровня обобщения и выхода на методологический уровень.

Девиз уровня: "ТАК МОЖЕТ ТОЛЬКО ОДИН!"

Примеры выполнения задания на 4 уровне:

"КВАДРАТ",

"X2",

"ПРЯМОУГОЛЬНИК С ОДИНАКОВЫМИ СТОРОНАМИ"

Методика, предложенная М.Гафитулиным, имеет непосредственное отношение к знаменитой методике ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач). При этом задания подобного рода не теряют своей актуальности для тестирования и развития креативности специалистов любого профиля.

Наши рекомендации