Определение системы основных управленческих функций
Определение системы основных управленческих функций является наиболее важной и сложной задачей теории управления. Общепризнанным является положение о функциональной
природе управленческой деятельности, тем не менее отсутствует целостная система функций руководителя. Создание ее связано с целым рядом трудностей.
1. Большое число и многообразие управленческих функций,
затрудняющие их систематизацию.
2. Четко не определен их набор. В одних случаях выделяют
наиболее важные функции, которые уже были определены в
«административной школе», в других — и иные многочислен
ные функции (психотерапевтическая, арбитражная).
3. Разная степень обобщенности функций. Это ведет к тому,
что в общем перечне рядом находятся функции заведомо раз
ного уровня, а это создает путаницу.
4. Взаимосвязь и взаимопроникновение функций затрудняет
их выделение.
5. В деятельности руководителя существуют базовые функ
ции (первичные) и производные от них (вторичные). Это, на
пример, функция организатора. Она интегрирует в себе ряд
других: планирование, принятие решения, контроль, мотиви
рование.
6. Различие функций по их направленности. Это — социо-
технический характер любой организационной системы и на
личие в ней качественно различных компонентов: людей и тех
нологий.
7. Система функций зависит от содержания конкретной дея
тельности и должностного положения руководителя в «конти
нууме управления».
Если в основу системы управленческих функций положить несколько критериев, то трудности можно преодолеть. Критерии эти определяются содержанием деятельности руководителя и зафиксированы в понятии «основные измерения управленческого труда» (понятие «измерение» здесь не тождественно его значению, использованному в подходе Г. Юкла).
Классифицируются управленческие функции по четырем категориям, группам.
Первая группа — деятельно-административные функции.
Вторая группа — кадровые функции.
Третья группа — производственно-технологические функции.
Четвертая группа — производные (синтетические) функции (интеграционная, стратегическая, представительская, консультативная и др.).
Каждая из этих функций включает в себя два плана реализации: индивидуальную деятельность руководителя по их осуществлению и общеорганизационную (подключение иных структур управляемой организации). Рассмотрение каждой функции должно включать в себя ее индивидуальный и общеорганизационный аспекты.
Глава 3 ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Сущность организации
Понятие «организация» имеет два основных значения: во-первых — это сама деятельность управления, т. е. процесс согласования индивидуальных деятельностей в плане достижения определенных общегрупповых целей; во-вторых, организация — это определенная структура, состоящая из основных компонентов и стабильных связей между ними.
Основа построения организации — сочетание двух главных принципов: иерархического («вертикального») и координационного («горизонтального»). Первый отражен в понятии «континуум руководства», представляющего всю управленческую вертикаль от низших уровней руководства до высшего. Содержание управленческой деятельности зависит от иерархического уровня руководителя. Координационный принцип — это функциональное разделение труда, закрепленное в системе должностных обязанностей руководителя. Учет функционального разделения необходим для характеристики содержания деятельности руководителя (что, как и зачем он делает) и его взаимодействий с другими подразделениями. Без этой «гори-
зонтальной составляющей», во многом определяющей коммуникативное пространство организации, практически невозможно понять коммуникативную функцию руководителя, лежащую в основе межличностных взаимодействий в организации.
Выбор структуры и ее содержание является важнейшей задачей деятельности руководителя. Он является основой специальной организационной функции. Структура создается на основе результатов планирования. В теории управления А. Чанд-леромсформулирован тезис, ставший сегодня ее аксиомой: «Стратегия определяет структуру».
В начале XX в. М. Вебер выдвигает концепцию «идеальной бюрократии». Ее иногда считают одной из наиболее полезных идей в истории человечества. Проведенный М. Вебером анализ бюрократических структур является уникальным описанием сущности современных организаций. Его концепция базируется на ряде основополагающих принципов:
— четкое разделение труда и квалифицированные специа
листы в каждой области;
— иерархичность уровней управления (подчиняемость ниж
них уровней вышестоящим уровням и контроль с их стороны);
— наличие системы правил и стандартов для выполнения
должностных обязанностей членами организации;
— организация — система должностей, а не объединение
людей;
— подбор исполнителей, обладающих квалификацией, не
обходимой для выполнения определенных должностных обя
занностей.
К числу главных недостатков этой концепции относятся следующие:
1) чрезмерная значимость стандартных норм и правил;
2) решение возникающих проблем на основе прецедентов в
прошлом;
3) инерционность в согласовании планов и принятии реше
ний;
4) замедленная реакция на изменения (внешние и внутрен
ние);
5) иммунитет к инновациям;
6) неспособность к саморазвитию.
Иерархические структуры
Недостатки классической бюрократической организации вызывают необходимость устранения присущей ей излишней централизованное™ и передачи некоторых функций иным подструктурам. Процесс распределения функций по отдельным блокам организации называется департаментализацией (функциональной специализацией). В основе главного, иерархического типа структур организации лежит соединение идеи иерархии с понятием департаментализации. Его наиболее известная разновидность — линейно-функциональная организация управления, основой которой является шахтный принцип построения. Организация разделяется по специализированным видам работ (производству, финансам, маркетингу, персоналу и др.). Затем по каждому из них формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая организацию сверху донизу. По вертикальным линиям передаются управленческие полномочия, образующие сеть скалярных цепей управления.
Линейно-штабная структура управления — другая разновидность структур, которой тоже присуще иерархическое строение. Любые из ее уровней предполагают (при сохранении общей иерархии) дополнение по горизонтали и координируются так называемыми штабами, которые успешно реализуют управленческие функции.
Эти два типа структур широко распространены именно в силу своей эффективности. Но управление крупной фирмой трудно (а главное — вредно) пытаться «втиснуть» в 5—6 функциональных подразделений. Им при этом придется координировать слишком большие участки работ, для чего потребуется множество дополнительных уровней. Линейная скалярная цепь станет громоздкой и неэффективной. Поэтому возникает
новый принцип — дивизиональных структур (от лат. divisio — отдел). Согласно ему организация (сохраняя иерархичность структуры) разделяется на элементы и блоки другими, новыми способами (по видам товаров и услуг, по географическим регионам).
В основу класса иерархических структур, разновидности которого были рассмотрены, положен признак субординации.