Для сохранения нужной Вам доброжелательности визави полезно
знать, что*:
- субъекта можно привести в хорошее расположение духа, пойдя ему
на некие уступки, которые по существу заметно меньше, чем кажутся на
первый взгляд;
- при всяком подходящем случае активно признавайте правоту
партнера, что может быть полезно даже тогда, когда он в чем-то не
прав;
- чем критичнее к себе Вы отнесетесь при ошибке, тем более
обезоруживается противник;
- учтивость обхождения не приуменьшит ясности ни просьбы, ни
приказа, но явно воспрепятствует возникновению у партнера подспудного
сопротивления;
- весьма нехорошо на атмосферу делового разговора воздействует
презрительное отметание аргументов собеседника без всякого желания
понять их настоящий смысл;
- когда высказывается всецело неприемлемая для Вас позиция, не
стоит отвергать ее огульно, лучше сказать, что Вам она пока что
непонятна.
*Выстраивая композицию контакта учитывают, что*:
- в выборе тактики и техники беседы надо учитывать своеобразие
мышления собеседника и его психофизические особенности (к примеру,
женщине целесообразно показать, что сделано, а не как делается);
- в любом общении надобно предусмотреть как "взлеты" (с
концентрацией внимания визави), так как - и "спады" (для организации и
закрепления его мыслей и ассоциаций) разговора;
- беседу следует периодически перемежать обоснованными паузами,
чтобы давать возможность передохнуть и закрепить достигнутое;
- умело расставляемые паузы иной раз могут оказать заметно
большее влияние, чем общий поток слов;
- темп подачи материала и размещение остановок определяются с
учетом психологии партнера, при этом наиболее эффективен "квантовый"
(т.е. дозируемыми порциями) посыл фактуры;
- не очень приятные моменты и факты желательно чередовать с
благоприятными, а начало и конец беседы должны быть несомненно
позитивными;
- по мере приближения к завершению, насыщенность контакта чаще
всего рекомендуется повысить;
- желательно не допускать впечатления, что собеседник сдался или
заметно отступил от собственных позиций.
*Желая убедить партнера в чем-то*:
- старайтесь выявить у собеседника все пункты внутреннего
колебания, или же те, где разыгрывается борьба мотивов, и именно на
них сконцентрируйте свое воздействие;
- воздействуйте лишь теми аргументами, какие человек способен
воспринять;
- не ограничивайтесь голым приведением фактов и доводов, а четко
раскрывайте весь их смысл;
- сначала попытайтесь дать ответ на аргументы визави, а после уж
высказывайте собственные доводы;
- не игнорируйте противные резоны, а загодя предполагая их
продумайте свои контраргументы;
- всегда имейте про запас один хороший аргумент, на тот случай
если объект в момент принятия решения вдруг станет колебаться;
- полезно придавать отдельным утверждениям форму нейтрального
вопроса (иной раз риторического, а то и на обдумывание...), тогда ваш
визави не ощутит стороннего давления и связанного с ним глубинного
контекста и сможет воспринять подобную подачу как собственное мнение;
- воздерживайтесь от вопросов, на кои собеседник может ответить
"нет" (когда субъект публично сообщил о своем мнении, оно становится
довольно стойким ко всем последующим атакам на него...);
- склоняя человека на свою сторону, смотрите ему между глаз и
представляйте именно ту реакцию, которую вы ожидаете от собеседника;
- не отступайте до тех пор, пока партнер неоднократно и отчетливо
не повторит решительное "нет";
- отслеживайте невербальные реакции объекта подстраивая
собственное поведение к его психическому состоянию (так, если визави
заинтересовался предлагаемой проблемой, он вынет сигарету изо рта или
склонит голову набок; теряя интерес к беседе он станет разрисовывать
бумагу либо забросит ногу на подлокотник кресла; в момент принятия
решения партнер поглаживает подбородок, а оказавшись в затруднении и
неуверенности - почесывает ухо, щеку или нос, а также потирает
глаза...).
*В манипулировании фактами используют такие способы, как*:
- замешивание клеветы на правде;
- подсовывание ложного факта или намека к сообщению о реальных
событиях;
- отвлечение внимания (игрою на эмоциях или побочной фактурой...)
от важных данных;
- подмена фактов эмоциями;
- выстраивание ложных выводов из верных фактов;
- ложные обобщения (общие выводы на частном факте);
- пренебрежение временными и логическими связями между фактами;
- использование многозначных слов;
- ложные ссылки на авторитеты;
- игра на ассоциациях ("почтение к науке"...);
- игра на самолюбии ("Как Вы конечно знаете...").