Тема: Общие сведения о воспитании ребенка в семье, его склонности и интересы
Вопросы к ребенку:
1. С кем ты живешь?
2. Есть ли у тебя брат, сестра? Они старше или младше тебя? Есть у тебя дедушка, бабушка? Где они живут?
3. Какие игрушки есть у тебя дома, где они лежат?
4. С кем ты ходишь гулять, с кем играешь? Кто тебе покупает книги, игрушки, гостинцы?
5. Как ты себя ведешь дома – хорошо или плохо? Когда ты плохо себя ведешь, что ты делаешь?
6. Что тебе не разрешает дома делать папа? Если ты плохо делаешь, что скажет папа, за что и как он тебя наказывает? А мама? А другие (бабушка, дедушка)?
7. Кого ты дома больше всех слушаешься, а с кем чаще капризничаешь?
8. Кому больше всех жалуешься, если тебя обидят?
9. Кому больше всех рассказываешь о своих делах?
10. Помогаешь ли дома маме, папе, младшему брату, сестре и т.д.? Чем помогаешь (убираешь свою постель, убираешь за собой игрушки)?
11. Есть ли у вас дома цветы? Кто их поливает?
12. Есть ли у вас дома какие-нибудь животные? Кто за ними ухаживает?
13. Ходишь ли ты в кино, цирк, зоопарк, театр? Как часто и с кем?
14. Есть ли у вас дома телевизор, компьютер? Какие ты смотришь телепередачи? В какие компьютерные игры ты играешь?
15. Какие у тебя дома есть любимые игрушки и книжки?
16. Чем ты любишь заниматься дома: рисовать, петь, танцевать, строить из кубиков, лепить, рассказывать сказки (истории), придумывать интересные игры?
17. Есть ли у тебя друзья во дворе? Как давно ты с ними дружишь? Почему ты с ними дружишь? Что вы вместе делаете, чем занимаетесь?
Схема беседы с родителями
Тема: Общие сведения о воспитании ребенка в семье, его склонности и интересы
Вопросы к родителям:
1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения.
2. Состав семьи. Профессии родителей. Образование отца и матери. Материальное положение и бытовые условия семьи.
3. Какой ребенок по счету в семье?
4. С какого времени ребенок посещает дошкольное учреждение?
5. Как долго находится в данной группе детского сада?
6. Какие болезни перенес ребенок?
7. Какие травмы перенес ребенок?
8. Какие игры, игрушки, материалы для занятий есть у ребенка? Где и как они хранятся (есть ли специальный уголок, комната)?
9. С кем чаще остается ребенок дома? Кто с ним гуляет, играет? Кто приносит ребенку игрушки, книги?
10. Единодушны ли все члены семьи в подходе к ребенку, в том, что ему разрешают, запрещают?
11. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье (поощрения, внушения, выговоры и др.)?
12. Кого в семье ребенок больше всего слушается?
13. С кем чаще капризничает?
14. Кому чаще жалуется на обидчиков?
15. С кем чаще делится своими впечатлениями?
16. Какие навыки самообслуживания имеются у ребенка (самостоятельность в уборке игрушек, постели и др.)?
17. Помогает ли ребенок по дому (участвует в домашней уборе, в накрывании на стол, ухаживании за животными, поливает растения, помогает в уходе за малышами)?
18. Назовите любимые игры и игрушки ребенка, любимые сказки и книжки, занятия.
19. Какие из перечисленных занятий выполняются ребенком успешнее всего: рисование, лепка, пение, танцы, сооружение построек из кубиков, придумывание игр, рассказывание сказок (историй), игра на компьютере?
20. Назовите лучших друзей вашего ребенка (по двору, детскому саду).
21. Какие качества и способности вашего ребенка Вы особенно цените?
22. От каких дурных привычек Вы хотели бы отучить своего ребенка?
Рекомендации для родителей
Советы родителям – делать или не делать?
Делайте!
1. Радуйтесь Вашему малышу.
2. Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.
3. Когда малыш сможет Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.
4. Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
5. Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
6. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
7. Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
8. Говорите с малышом короткими фразами.
9. В разговоре с малышом называйте как можно больше предметов.
10. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
11. Говорите медленно
12. Будьте терпеливы.
13. Сначала спрашивайте «что». «Почему» спросите, когда малыш подрастет.
14. Каждый день читайте ребенку.
15. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
16. Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
17. Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
18. Поощряйте игры с другими детьми.
19. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
20. Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
21. Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
22. Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.
23. Если ребенок начал что-то коллекционировать – кораблики, машинки, крышки от бутылок – или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
24. Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.
25. Регулярно водите ребенка в библиотеку.
26. Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
27. Не теряйте чувство юмора.
28. Играйте с ребенком в разные игры.
29. Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Не делайте!
1. Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
2. Не задавайте слишком много вопросов.
3. Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
4. Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
5. Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки, проводить в порядок комнату.
6. Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это».
7. Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше скажите просто: «Она синяя».
8. Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
9. Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
10. Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.
11. Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания: всех логических связей; всех Ваших чувств («мама устала»); абстрактных рассуждений и объяснений.
12. Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
13. Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
Задание 3: Проанализируйте характеристику основных показателей оптимального психического развития детей в разные возрастные периоды: младенческий, ранний, дошкольный возраст
Ориентировочные показатели развития детей первого года жизни
Воз-раст (в мес.) | Сенсорное развитие | Эмоции | Движения руки | Общие движения | Подгото-витель-ные этапы активной речи | Понима-ние речи | Навыки |
Фиксация взгляда на лице взрослого и ярких предметах | Первая улыбка в ответ на общение со взрос-лым | Попытка удержать голову, лежа на животе | |||||
1. следит взглядом за движу-щимся предметом 2.прислу-шивается к звукам | Длитель-но улыба-ется при общении со взрос-лым | ||||||
1.Слуховое сосредото-чение 2.Зритель-ное сосредото-чение | комплекс оживле-ния | Случайно наталкивается руками на игрушку, висящую над грудью | Удерживает голову. Лежит на животе, опираясь на предплечье | Начало гуления | |||
Находит источник звука | Громко смеется | Захватыва-ет подвешен-ную над грудью игрушку | Поддержи-ваемый под мышки, хорошо опирается ногами, пытаясь выпрямить их | Гуление | |||
1.Различает интонации 2.Отличает чужих от своих | Четко берет игрушку из рук взрослого | 1.Перево- рачивается на живот 2. Устойчиво стоит при поддержке под мышки | Подолгу гулит | ||||
Свободно берет игрушку из разных положений и долго занимается с ней | 1. Переворачивается с живота на спину 2. Пытается ползать | Начало лепета | Хорошо ест, снимая пишу губа- ми с ложки | ||||
Играя с погремушкой, стучит, размахива-ет ею | 1.Хорошо ползает 2. Ровно стоит при поддержке за обе руки | Подолгу лепечет | На вопрос «Где?» находит предмет, располо-женный в одном и том же месте | ||||
Игрушками занимается долго | 1.Сам садится и ложится 2.Сам встает, держась за барьер | Громко повторно произно-сит различ-ные слоги | По просьбе взрослого выполняя-ет заученные движения: «Ладуш-ки», «Дай ручку», «До свидания» | 1. Пьет из чашки, которую держит взрослый 2.Ест кусочек хлеба, который сам держит в руке | |||
Занимается по-разному с предмета-ми в зависимос-ти от их свойств: катает, вынимает и вкладывает | 1.Пересту-пает вдоль барьера 2.Ходит при поддержке за обе руки | Подражая взросло-му, повторяет за ним разнооб-разные звуки и слоги | На вопрос «Где?» отыскива-ет предметы, находя-щиеся в разных местах | ||||
Действия с предметами (открыва-ние, закрыва-ние, вкладывание) приобретают характер устойчи-вых занятий | Стоит самостоятельно. Ходит за каталкой | 1.По просьбе взрослого находит и дает игрушку 2.0твечает на заигрыва-ние «Догоню-догоню» | |||||
Овладевает новыми действия-ми: накладыва-ет один предмет на другой, снимает и надевает кольца пирамидки и т.д. | Ходит при незначи-тельной поддержке взрослым | Произно-сит первые слова-обозначе-ния: «ав-ав», «кис-кис», «дай, «мама» и др. | По просьбе взрослого выполняя-ет знакомые ему действия: «покати мяч», «покачай Лялю» и т.д. | ||||
Самостоятельно ходит | Произно-сит 6-10 слов | Самостоя-тельно пьет из чашки |
Таблица составлена на основе разработок Н.М.Аксариной и К.Л.Печера.