Типологических групп (по 40 человек), сформированных с помощью экспертов
Балл | Количество испытуемых, набравших данный балл, в группе | Общее количество испытуемых, набравших данный балл по опроснику | |
«автономных» | «зависимых» | ||
I | |||
I | |||
I | |||
Па =40 Ха =12,1; σа2 = 3,84 | П3 = 40 Xз = 8,0; σз2= 5.23 | П = 80 X = 10,0; σ2 = 8,63 |
Для суммарной оценки валидности опросника по критерию внутренней согласованности обычно вычисляют точечный бисериальный коэффициент корреляции. Известно (Г.С. Прыгин, 2003), что показатель внутренней согласованности теста (опросника) является существенной мерой его однородности. Степень однородности помогает охарактеризовать область поведения индивида, которая представлена в тесте, и, в связи с этим, имеет прямое отношение к установлению содержательной валидности данного теста.
С точки зрения математики применение именно этого коэффициента корреляции основано в данном случае на том, что одна из переменных («автономность-зависимость») изменяется дихотомически, а другая – по шкале порядка (количество баллов, набранных по опроснику каждым из учащихся). Формула для вычисления этого коэффициента корреляции имеет вид
(Прыгин Г.С., 2003):
, (3)
где Ха – средний балл по группе «автономных»; Х3 – средний балл по группе «зависимых»; σ – среднее квадратическое отклонение по всей выборке П – общее количество «автономных» и «зависимых» учащихся; Па – число членов группы «автономных»; Пз – число членов группы «зависимых».
Подставляя (из таблицы 2) соответствующие значения в формулу (3), мы получили коэффициент корреляции, оценивающий опросник в целом. Он оказался равным R = 0,70, то есть достаточно высоким и значимым на уровне р ≤ 0,001. Следовательно, опросник обладает достаточно высокой степенью валидности по содержанию.
На следующем этапе валидизации опросника определялась конструктная валидность (Прыгин, 2003). Для нашего опросника она находилась путем вычисления коэффициента корреляции между баллами, которые получают испытуемые по опроснику, и показателями оценочных суждений (рейтинга) экспертов. Мы вычислили коэффициент ранговой корреляции по каждой учебной группе (для полного состава групп, включая и «срединных» учащихся) между экспертными рангами и рангами испытуемых по опроснику, причем первый ранг присуждался тому испытуемому в группе, который набрал максимальное количество баллов.
Таблица 3