Прозелитизм (обман при вербовке, эзотерический разрыв) 1 страница
Выше уже упоминалось, что для того чтобы секта существовала, необходимы новые люди, без прихода которых любая секта неизбежно угасает. Для Свидетелей же Иеговы, как мы уже выяснили, проповедование является ключевой обязанностью, призывам к выполнению которой, собственно, и посвящена вся идеологическая, воспитательная, организационная и иная деятельность организации. Обязанность "свидетельствовать", уже подробно рассмотренная нами выше, целиком и полностью направлена на поиск и привлечение в секту новых членов. Как отмечает Дворкин А.Л., "Свидетелей Иеговы" знают прежде всего по их активной пропагандистской деятельности. Они чаще, чем члены многих других сект, ходят по домам, пристают к людям на улицах, раздают свои листовки и журналы, навязчиво предлагают изучать вместе Библию и приглашают на свои собрания" [43]. Разумеется, обязанность проповедовать в любой ситуации и выполнять заданную организацией почасовую норму, многочисленные отчёты, эффективные меры контроля и самоконтроля – всё это является неотъемлемым условием прозелитической деятельности.
Однако неотъемлемым – не значит единственным. В этой связи Дворкин разъясняет: "В сентябрьском номере иеговистского журнала для внутреннего употребления "Наше царственное служение" за 1996 год находятся подробные инструкции по вербовке, в том числе и требование узнать имя, адрес, телефон человека, проявившего хотя бы малый интерес к разговору. Руководство "Как завести и продолжить разговор на библейскую тему" (1994 г.) рассматривает варианты втягивания посещаемых жильцов в беседу, в том числе при использовании прямой лжи о своей конфессиональной принадлежности… Все результаты разговора записываются в специальные карточки – "Записи служения по домам", где указываются адреса посещённых домов и квартир. Если возможно, фиксируются имена и фамилии жильцов, а также их реакция на пристающих к ним сектантов и подаренную литературу. Благодаря такой кропотливой работе тотальный учёт всех жителей районов, в которых действует секта. При этом собирается также информация о жильцах, времени, когда их можно застать дома, их здоровье, интересах. Степень активности "свидетеля" и, следовательно, его стремление к спасению оцениваются руководством иеговистов по данным этих карточек. Иным словом, как "вербовка", всю эту деятельность не назовёшь" [44].
Позволим себе в этой связи некоторые уточнения. Обязательным отчётным бланком, используемым при хождении по домам, является "Отчёт о проповедническом служении". Обязательными для заполнения графами в нём являются указание даты посещения, книги и брошюры, оставленные в посещённых квартирах, часы проповеднического служения, подписки, отдельные журналы и повторные посещения. В конце каждого месяца необходимо сдать данный отчёт. Таким образом, информация о здоровье, предпочтениях и интересах жильцов не входит в этот бланк. Это не означает, разумеется, что сектанты игнорируют данную информацию. Их целью является узнать о человеке как можно больше, однако не с целью учёта, а затем, чтобы легче было подстроиться к нему, найти подход и, затем, втеревшись в доверие, с большей эффективностью проводить вербовочную деятельность. Поэтому количество информации, получаемой иеговистами от вновь вовлекаемых лиц, увеличивается по мере роста интереса последних к проповеди. Так, в бланке отчёта об изучении уже есть поля для заметок, куда можно вносить любые показавшиеся сектанту важными сведения. Существуют также подробные инструкции по заполнению данных отчётов. Они приводятся в книге "Организованы проводить наше служение". - С. 103-105:
"Хотя изучение Библии обычно проводится по меньшей мере один раз в неделю, отчет о нем дается лишь один раз в месяц. В конце каждого месяца, пожалуйста, оформи листок Отчета об изучении для каждого домашнего изучения Библии, которое ты проводил с течение месяца с людьми, которые не являются посвятившимися, крещенными Свидетелями. Полностью и точно заполнив каждый листок, запиши общее число этих изучений Библии в рамку справа внизу на Отчетном листке проповеднического служения. Число, которое ты указываешь на Отчетном листке проповеднического служения, должно совпадать с числом сданных тобой листков Отчета об изучении. Важно отдавать точный отчет о "часах проповеднического служения". Это, в основном, то время, которое ты проводишь в служении по домам, в свидетельствовании на улице, при повторных посещениях, на домашних изучениях Библии или при любом другом неформальном или публичном свидетельствовании людям, который не являются посвятившимися, крещенными Свидетелями… Время в проповедническом служении начинает считаться, когда ты приступаешь к свидетельскому делу, и кончается, когда ты завершаешь свой последний визит. Время, использованное в течение проповеднического служения на легкую закуску или обед, не следует считать. Подсобным, общим и специальным пионерам, а также миссионерам поставлена цель часов. Возвещатели собрания равным образом поощряются ставить интересы Царства на первое место и напрягать все усилия в служении, чтобы, соответственно своим личным обстоятельствам, достигать как можно большего… Каждый месяц твой личный отчет о проповедническом служении вносится в карточку собрания для отчетов возвещателя, которая хранится как часть документов собрания. Если ты не будешь в своем собрании менее трех месяцев, то, пожалуйста, регулярно посылай свои отчеты о проповедническом служении своему собственному собранию".
Однако тщательная проработка вверенного участка и учёт проживающих на нём лиц – тоже всего лишь часть иеговистской вербовочной деятельности. Не менее пристальное внимание уделяется методам вербовки. По сути, именно они, а не изучение Библии, являются ключевой темой большинства иеговистских собраний, в частности, Школы теократического служения, являющейся местным отделением расположенной в Пенсильвании Школы теократического служения Галаад. Как уже говорилось выше, главными печатными изданиями, используемыми на Школе, являются учебник "Учимся в школе теократического служения" и ежемесячный бюллетень "Наше царственное служение" (НЦС). Оба они полностью посвящены инструкциям относительно того, как найти подход к людям и заставить их "выслушать без предубеждений благую весть". При этом регламентируется всё: умение втереться в доверие к людям и расположить их к себе, включая конкретные фразы, которые иеговисты обязаны произносить в разговоре с другими людьми, время с точностью до минуты, отведённое на произнесение этих фраз, даже мимику и выражение лица, которое должно у них быть при этом. Интересно, что об этом указывается даже в проиеговистских источниках. Так, Иваненко С. пишет: "В "Руководстве" для занимающихся в этих школах подробно рассказывается, как готовиться к проповедническому служению, поддерживать контакт со слушателями, правильно жестикулировать, иметь подходящую одежду и опрятную внешность" [45] Возьмём, к примеру, учебник "Учимся в школе теократического служения", 2002 г., содержит такие главы, как "Плавная речь", "Паузы", "Изменение интонации", "Естественность", "Умение владеть собой", "Использование плана", "Говори с убеждённостью", "Эффективное использование вопросов", "Приводи веские доводы", "Стремись достичь сердца" и т.д. Всего таких глав 53. Приведём отрывок из одной из них:
"Затронув какую-то тему, ты, возможно, заметишь, что у изучающего изменилось выражение лица или тон голоса… Не оставляй это без внимания. Подобные изменения можно назвать проявлениями внутреннего человека.
Хорошо продуманные вопросы помогут тебе вычёрпывать сердце человека. Например, можно спросить: "Как вы относитесь к…?" "А что вас убедило в…?" "Как бы вы отнеслись, если бы…?". Но будь осторожен, чтобы не засыпать человека вопросами… "Вычерпывание" сердца – кропотливая работа, которая не терпит спешки. В большинстве случаев, прежде чем люди будут готовы делиться своими чувствами, между ними должны установиться доверительные отношения, а это требует времени. Но и тогда нужно быть осторожным, так как человек может посчитать, что ты спрашиваешь о том, что тебя не касается. Проницательность поможет тебе правильно реагировать на слова человека. Помни: твоя цель – понять его и определить, какая именно библейская информация ему нужна. Немедленно подавляй в себе желание показать человеку, что он неправ... Если ты хорошо знаком со своими слушателями, покажи, что ты принимаешь во внимание их обстоятельства… Богоугодный страх – это ещё одно чувство, которое ты должен помочь людям развивать… Например, ты можешь указать на физические и эмоциональные последствия, к которым приводит отказ – пусть даже на короткое время – от мудрости Иеговы… Помогай людям проводить самопроверку" (С.259-261).
Итак, в данном отрывке наглядно показаны основные методы иеговистов: максимально собрать сведения о том, что интересует человека, заведя ради этого доверительные отношения с ним, однако не возбуждая излишних подозрений. Затем дать ему информацию, которую он, исходя из своих личностных особенностей, заведомо готов будет воспринять. Чтобы не настроить жертву против себя, надо некоторое время "подыгрывать" ей, не показывая своего истинного отношения к её мнению и убеждениям ("подавлять в себе желание показать человеку, что он неправ"), что на обыденном языке называется не иначе как лицемерием. Затем, достаточно подготовив жертву, пытаться удержать её в нужном русле при помощи страха. Показательна также фраза "покажи, что ты принимаешь во внимание их обстоятельства". Итак, важно не принять во внимание обстоятельства людей, а только показать им, что ты это сделал, опять же только для того, чтобы подготовить человека к более охотному восприятию пропаганды.
Конечно, применить на практике все эти советы (а точнее, не подлежащие оспариванию инструкции) может далеко не каждый человек. Именно поэтому, как уже говорилось, "учащиеся" обязаны разыгрывать сценки, наглядно показывающие образцы вербовки. Участвуя в подготовке многочисленных заданий, начинающий иеговист рано или поздно приобретает необходимые навыки.
Стоит заметить также, что инструкции по вербовке содержатся не только в данном учебнике, но и в других иеговистских изданиях. Вот некоторые из них:
"Организованы проводить наше служение", 1990 г. - С. 87: "Чтобы облегчить возвещателям участие в служении по домам, принимаются меры для свидетельствования в конце недели и также в будние дни. В некоторых местностях стало очень трудно заставать людей дома в дневное время. Столкнувшись с такой ситуацией, некоторые собрания с хорошим успехом организовали в своих участках вечернее свидетельствование".
"Организованы проводить наше служение", 1990 г. - С. 87-88, 94-96, 108, 158: "В наше время Свидетели Иеговы с большим успехом обращаются к людям в их магазине или на их месте работы. Таким образом было возможно свидетельствовать людям в первый раз, несмотря на то, что у них дома кто-нибудь уже регулярно наносил визиты... Чтобы успешно помогать другим принять истину, ведущую к жизни, ты должен повторно посещать интересующихся лиц... У многих Свидетелей Иеговы есть замечательные возможности говорить о благой вести с людьми, которых они каждый день встречают на работе или в школе... нам нужно только ухватиться за них, воспользоваться обычным разговором для свидетельствования. Нам нужно быть готовым при каждом подходящем случае говорить с другими... Общее прорабатывание территории собрания входит под надзор служебного надзирателя... Если ты имеешь личный участок, то ты конечно несешь ответственность за то, чтобы застать в нем как можно больше людей. Для этого необходимо снова сходить туда, где не было никого дома... Может быть, что некоторых людей в твоем участке, например живущих в многоквартирных домах, придется заставать при помощи писем, телефона или других средств, например, путем свидетельствования на улице... Отчеты полезны и в организаторском отношении. По ним можно узнать, где требуется больше работников. Какие территории продуктивнее?..."
"Наше царственное служение ", август 1998 г. - С. 1 "Возьми трактаты, брошюры или журналы, чтобы проповедовать людям, которых ты встретишь в дороге... Даже если у тебя проблемы со здоровьем, ты все же мог бы участвовать в служении. Вероятно, ты сможешь проповедовать врачам, медсестрам или посетителям. Ты так же мог бы свидетельствовать в письмах или по телефону... Нельзя позволять, чтобы что-то мешало нам регулярно проповедовать... "
Служебные встречи в августе: "Предложи возвещателям рассказать вкратце, как можно узнать имя и адрес человека, которому проповедовали на улице, чтобы развить проявленный им интерес".
"Как завести и продолжить разговор на библейскую тему", 1994 г. - С. 8: "Проявив находчивость, мы нередко можем обернуть какое-нибудь возражение, обрывающее разговор, в дальнейшую беседу… Ухвати основную мысль, изложи её своими словами и вырази с неподдельным интересом к собеседнику" и т.д.
"Сторожевая Башня" от 01.07.2005 г. - С. 21: "Приспосабливая свои методы служения к различным ситуациям, мы подражаем Божьим служителям древних времён… Наше служение тоже будет успешным, если мы внимательны к людям и стараемся говорить о том, что волнует их".
"Наше царственное служение", август 2005 г. - С. 1: "Выделяем ли мы время на подготовку преподнесения, которое будет затрагивать сердце слушателей? Тщательно ли мы прорабатываем доверенный нам участок? Умеем ли мы начинать и проводить библейские изучения?... "предлагая человеку изучении Библии, не обязательно подробно рассказывать о том, как оно проводится. Лучше всего обсудить с человеком один-два абзаца из пособия для изучения… Полезные советы можно найти на с.8 данного выпуска".
"Наше царственное служение", август 2005 г. - С. 2: "Организуй короткую демонстрацию, как можно начать библейское изучение во время первого посещения, используя только один-два абзаца из брошюры "Требует Бог".
"Наше царственное служение", август 2005 г. - С. 8: "Встретив человека, который согласен разговаривать о Библии, можно просто показать абзац, который ты заранее подготовил… Может быть, кто-то из тех, к кому ты приходишь, согласился бы изучать Библию по телефону. Ты можешь применить подход, о котором говорилось выше…"
"Наше царственное служение", сентябрь 2005 г. - С. 5, 6: "Покажи новому возвещателю, как находить подходящие преподнесения. Помоги ему выбрать несложное преподнесение, подходящее для вашей местности… Отрепетируйте преподнесение"; "Объясни новому возвещателю, что необязательно подробно рассказывать о том, как проводится изучение… Побуждай изучающего записаться в Школу теократического служения. Предлагай новому возвещателю ходить с тобой на другие библейские изучения, чтобы он мог принимать участие в обучении".
"Наше царственное служение", июнь 2005 г. - С. 3: "Приведённые в этом вкладыше преподнесения помогут вам успешно предлагать брошюры. Преподнесения можно изменять в зависимости от местных условий".
"Наше царственное служение", июнь 2005 г. - С. 8: "Благодаря усилиям возвещать Божье слово в общественных местах, к истине проявляют интерес те, кого почти невозможно застать дома… Собрания, на территории которых есть много общественных мест, подходящих для проповеди, решили поделить их на отдельные участки… Проповедовать в общественном месте проще, если начинать беседу с тёплого приветствия и проявлять к человеку интерес. После этого можно перевести разговор на Царство… Заканчивая беседу, можно достать свой блокнот и сказать: "Мне очень понравилась наша беседа. Можем ли мы продолжить её в следующий раз?"
"Наше царственное служение", сентябрь 1995 г. - С. 3-4: "Почему бы не предложить журналы обслуживающему бензоколонку? Держи их наготове, когда приходят родственники, в общественном транспорте… найди какую-нибудь мысль из статьи, вырази её несколькими словами и предложи журнал… Чем лучше ты познакомишься с человеком, тем легче тебе будет беседовать с ним на библейские темы… Пробовал ли ты проповедовать по магазинам?... Начинай служение пораньше, скорее всего, тебя тогда примут лучше… Дружески улыбайся, и пусть твой тон голоса будет доброжелательным".
"Наше царственное служение", ноябрь 2005 г. - С. 1: "Наблюдательность и нам поможет определить, чем интересуется человек, и соответственно изменить подход".
"Наше царственное служение", ноябрь 2005 г. - С. 4: "Люди будут судимы на основании того, как они откликаются на благую весть. Чтобы не быть виновным в пролитии крови, нам необходимо при любой возможности провозглашать спасительную весть о царстве".
Как мы видим, здесь отражено всё: обязанность проповедовать при каждом удобном случае, тотальный учёт всех находящихся на участке лиц, методика вовлечения новичков в прозелитическую деятельность, тактика беседы с точностью до отдельных фраз и слов. Таким образом, невооружённым глазом становится видно, что всё проявляемое Свидетелями Иеговы дружелюбие, обходительность и обаяние – всего лишь следование тщательно расписанным инструкциям, подчинённое в конце концов одной-единственной цели – привлечь человека в свою организацию. В приведённых цитатах эта цель указана прямо: "Проповедовать в общественном месте проще, если начинать беседу с тёплого приветствия и проявлять к человеку интерес. После этого можно перевести разговор на Царство". Проще говоря, проявить к человеку интерес нужно только для удобства проповеди, чтобы потом перевести разговор "на Царство". Аналогична фраза: "Чем лучше ты познакомишься с человеком, тем легче тебе будет беседовать с ним на библейские темы". Далее вступают в действие инструкции, посвящённые тому, как вовлекать человека, проявившего интерес к изучению Библии, в собственно организационную структуру:
"Организованы проводить наше служение", 1990 г. - С. 91-92: "Лица, изучающие с нами Библию, будут делать лучшие духовные успехи и быстрее продвинутся к зрелости, если мы помогаем им признавать организацию Иеговы и сотрудничать с ней. Важно научить их, как они могут делать это… Для этой цели ты можешь использовать материал, рекомендуемый в Нашем царственном служении. Могут помочь также некоторые сведения, находящиеся в главе 4 этой книги. С самого начала твоих библейских обсуждений с интересующимися людьми помогай им понять, что Иегова, чтобы сегодня осуществить Свое дело на земле, пользуется организацией. Подчеркивай ценность вспомогательных пособий для изучения Библии, которыми пользуются Свидетели Иеговы, и объясняй, как они изготовляются и распространяются по всему миру добровольными посвятившимися Богу работниками. Приглашай учащихся сопровождать тебя на книгоизучение собрания. Представь их присутствующим братьям и объясни, как проводятся встречи в Зале Царства. Поощряй их посещать эти встречи. Помогай им знакомиться с дальнейшими Свидетелями Иеговы на районных и областных конгрессах".
При этом сектантов интересует не сам человек как таковой, а только степень его восприимчивости к их пропаганде. Правда, сектанты утверждают, что человек им интересен, но если учесть, его человеческие и моральные качества оцениваются только по уровню этой восприимчивости, ничто другое в нём просто не имеет для них значения. Поэтому личность превращается для Свидетелей Иеговы всего лишь в объект для вербовки. Притом, уверяя, что стремятся спасти человека от неминуемой гибели в Армагеддоне ("Люди будут судимы на основании того, как они откликаются на благую весть"), иеговисты тут же противоречат сами себе, уверяя, что им всё равно, будут их слушать или нет, так как они делают это не ради людей, а для Иеговы (то есть организации). О каком же спасении людей можно вести речь при таком подходе?!
Мнения экспертов также аналогичны в оценке вербовочной деятельности секты. В частности, в заключении Экспертизы № 1 отмечается: "В отличие от традиционных вероисповеданий, в литературе и документах Свидетелей Иеговы наибольшее внимание уделяется тактике поведения при проповеди, методам привлечения в организацию, речь идет постоянно о "служении". Тактика поведения оттесняет в этих изданиях на задний план религиозно-нравственные проблемы, а серьезный богословский разговор заменен целенаправленным внушением негативных установок в отношении властей и христианства.
Свидетели Иеговы в своих изданиях оперируют текстами Библии, которая является Священным Писанием для всех христиан, и нередко объявляют себя последователями Иисуса Христа. Они привлекают будущих адептов чтением Библии и обещаниями рая на земле. При этом тексты Свидетелей Иеговы подчас затушевываю (не снимая в принципе) такие особенности своей организации, как: антихристианская и антигосударственная направленность; наличие центра за рубежом"
В Заключении № 2 указывается: "Деятельность по вовлечению в объединение "Свидетели Иеговы" все новых и новых членов тщательно планируется руководством, люди к ней специальным образом готовятся".
Заметим, что везде, где говорится о разнообразных методах вовлечения в объединение "Свидетели Иеговы", применяемых при этом приемах и средствах, "продуктивности" территории и т.п. ничего не говорится собственно о человеке, которого, якобы, надо "спасать", об особенностях личной духовной жизни людей, т.е. собственно о религиозных, духовных вопросах".
Экспертиза № 3 отмечает: "Одним из признаков практики религиозной организации Свидетелей Иеговы выделяет экспансионистский характер вербовки и пропаганды учения".
В заключении Экспертизы № 4, как уже оговаривалось, поясняется, что "С самого начала и по сей день основным занятием членов организации является распространение информации о культе и вербовка новых членов – "свидетельствование".
Посещение частных домов, квартир, учреждений, предприятий, обращение к прохожим на улице, соседям, коллегам по работе и т.п. осуществляются массированным образом "по квадратам". Аналогичные факты отмечаются и в Экспертном заключении № 5, где говорится, что "Каждый верующий член общины "Свидетелей Иеговы" обязан заниматься миссионерской деятельностью. В этой деятельности можно выделить четыре основных этапа. Это, во-первых, поиск новозаинтересованных людей, проявивших хоть малейший интерес к проповеди; во-вторых, подготовка их к восприятию вероучения; в-третьих, внедрение в сознание вовлекаемого религиозных догматов; и, наконец, в-четвертых, крещение прозелитов, включение их в проповедническую работу и создание новых организационных звеньев".
Вторит экспертам и судебная практика. В частности, в Челябинском решении суд приводит "Публикации Волкова Е. Н. (кандидата философских наук, доцента кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского госуниверситета, члена Совета Российской Ассоциации Телефонной Экстренной Психологической Помощи) в Журнале практического психолога № 3 и 5 за 1996 год "Проблема деструктивных культов и психодуховного насилия в России", "Основные модели контроля сознания (реформирования мышления)", "Методы вербовки и контроля создания в деструктивных культах", в которых содержатся утверждения о том, что члены секты "Свидетели Иеговы" являются "чемпионами" по методичности вербовки, он обходят квартал за кварталом, квартиру за квартирой, иногда по несколько раз, вооружившись подробной инструкцией, содержащей 86 способов завязывания контакта и вступления в беседу с вербуемыми".
Далее хотелось бы остановиться на такой особенности вербовочной тактики иеговистов, как наличие обмана при вербовке. Как отмечает А.Дворкин, "Один из первых настораживающих признаков тоталитарной секты – это наличие обмана при вербовке" [46]. Профессор уже отмечал, что иеговисты используют прямую ложь о своей конфессиональной принадлежности. Как пример неискренности можно расценить и временное "подыгрывание" жертве, и показная заинтересованность её делами. Однако эксперты выделяют и более существенные факты. Так, в Экспертизе № 4 отмечается: "В своей проповеднической и миссионерской деятельности "Свидетели Иеговы" активно прибегают к обманному использованию и фальсификации Библии, спекулируя на ее безусловном авторитете – как религиозном, так и общекультурном. Для этого используется особая система переводов и толкований с целью извращения, подтасовок и подлогов библейских текстов в требуемом направлении и дискредитации церковного понимания Библии. Там, где это считается возможным, используется общепризнанный авторитетный синодальный перевод, восходящий к Септуагинте (переводу "семидесяти"), там же, где его текст неугоден, – иные переводы. Неискушенный в библеистике читатель не в состоянии проследить и проверить по тексту все случаи подмены. Например, в "Темах для библейских разговоров" говорится, что Сын Божий – "сотворен", и следует ссылка на Библию, хотя в указанном месте читаем: "рожденный прежде всякой твари" (Кол. 1:15), что с религиозной точки зрения является принципиальным различием.
Показателен факт, что в литературе "Свидетелей Иеговы" употребляется при датировках форма "до нашей эры" и "нашей эры", хотя для христиан единственно возможной является – "до Рождества Христова" и "по Рождестве Христовом". Все это можно расценивать только как беззастенчивую спекуляцию авторитетом Библии и христианства в своих целях – обманной вербовки и привлечения к себе симпатий и средств как к "истинным христианам".
Ещё одной разновидностью обмана при вербовке является эзотерический разрыв. Суть его заключается в том, что при поступлении в секту, при вербовке, человеку никогда не сообщается об истинном содержании учения секты, о том, что будет потом [47]. У иеговистов это присутствует в полной мере.
Представьте себе такую ситуацию: Вы устали от жестокости и несправедливости жизни. Вам тяжело переносить зло этого мира. Вы слишком часто стали задаваться вопросом, когда кончатся болезни и страдания, что Вас ждёт после смерти, и в чём же на самом деле заключён смысл Вашей жизни. Как Вы понимаете, современная действительность располагает к подобным мыслям. И вдруг, словно в ответ на Ваши молитвы, к Вам в дверь стучатся обаятельные, чрезвычайно любезные люди, радостно сообщающие Вам "благую весть" о Царстве Бога и вечной жизни на превращённой в рай планете Земля. Подтверждают свои слова они источником, в правдивости которого трудно усомниться, а именно, Библией. Более того, они доказывают Вам, что это должно произойти уже очень скоро, а также из чистого альтруизма предлагают заняться изучением Библии на дому в любое удобное для Вас время, ничего не прося взамен. Не правда ли, заманчивое предложение? Конечно, Вы с радостью откликаетесь на него, сердечно благодаря самоотверженных проповедников.
Данный пример приведён не случайно. Дело в том, что основной "мишенью" сектантов действительно являются несчастные, страдающие люди. На этом многократно делается акцент во внутренней литературе организации. Например, "Наше царственное служение", август 2005 г. - С. 1: "Проповедь о Царстве прославляет Бога и даёт надежду и утешение людям, которые страдают в эти тяжёлые времена". Сами иеговисты объясняют эту закономерность тем, что под давлением жизненных невзгод и потрясений человек более склонен размышлять о смысле жизни и религии. Соглашаясь с этим утверждением, нельзя не отметить также, что в таком состоянии человек наиболее всего уязвим и внушаем, как никогда нуждается в поддержке и утешении, а следовательно, очень зависим от тех, кто предоставляет ему это утешение.
Итак, потенциальной жертве предлагается только лишь изучение Библии, которое возможно как по телефону, так и любыми другими удобными для человека способами в любом удобном для него месте. Как Вы уже сами можете заключить, от Вас скрывают где-то 9/10 особенностей организации (вспомним многочисленные обязанности, запреты и их последствия, описанные в первых главах). Не говорят Вам также о том, что все Ваши знакомые, исповедующие другую религию, автоматически становятся Вашими врагами и служителями Сатаны, а также об иных особенностях секты, о которых будет рассказано в последующих главах. Таким образом, человеку только предлагают чистую благотворительность, постоянно указывая на то, что он ничего не должен организации. Он не должен ходить по квартирам, имеет право пропускать собрания, не обязан сразу рвать отношения с семьёй и друзьями (вспомним конкретные цитаты из иеговистских изданий, призывающие к подобному сокрытию: "Предлагая человеку изучении Библии, не обязательно подробно рассказывать о том, как оно проводится"; "Немедленно подавляй в себе желание показать человеку, что он неправ")