II. Подготовка исторической справки по теме дипломного (курсового) исследования.
Варианты контрольных работ студентов заочного отделения
(Выполняется один из предложенных 2-х вариантов контрольных работ)
I. Контрольная работа на одну из ниже перечисленных тем:
1. Естественно-научные представления об организме, его функциях в медицине Древнего Востока и их значение для понимания психики.
2. Психологические учения основных школ Древней Индии и Китая
3. Общая характеристика психологических знаний в античности.
4. Материалистическое учение о душе в трудах Демокрита, Эпикура, Лукреция
5. Учение о познании, чувствах и аффектах в античности
6. Представления о характере и темпераменте в античной психологии
7. Проблема соотношения души и тела в античной психологии.
8. Учение Платона о душе
9. Учение Аристотеля о душе и ее функциях
10. Основные достижения античных медиков в исследовании мозга и органов чувств
11. Характеристика процессов познания, чувств, воли в учении Аристотеля
12. Общая характеристика психологических воззрений в средние века
13. Психология в рамках схоластической философии
14. Психология Фомы Аквинского
15. Понимание личности и путей ее развития в эпоху средневековья
16. Проблема предмета и метода психологии в описательной психологии В.Дильтея, Э.Шпрангера.
17. Неофрейдизм и его варианты.
18. Концепция типов мышления Л.Леви-Брюля.
19. Проблема человеческой психики в работах французской социологической школы.
20. Социальная обусловленность психики в работах П.Жане.
21. Аналитическая психология К.Юнга.
22. Работа И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» и ее значение для психологии.
23. Учение Т.Гоббса о сознании.
24. Психологические идеи Дж.Локка..
25. Развитие понятия об ассоциации в трудах Дж.Беркли, Д.Юма, Д.Гартли.
26. Учение о сознании в работах Э.Кондильяка, Ж.Ламетри, П.Кабаниса..
27. Антропология и психология Г.Гегеля.
28. Развитие ассоциативной психологии в работах Дж.Милля, Дж.Ст.Милля, Г.Спенсера.
29. Антропология И.Канта.
30. Естественнонаучные открытия Х1Х века и их значение для психологии.
31. Возникновение психофизики и психометрии (Г.Фехнер, Э.Г.Вебер, Гельмгольц).
32. В.Вундт и становление экспериментальной психологии.
33. И.М.Сеченов и развитие научной психологии в России.
34. Структурализм Э.Титченера.
35. Американский функционализм и психология У.Джемса
36. Понимание души и ее функций в эпоху Возрождения.
37. Основные направления развития экспериментальной психологии В.Вундта.
38. Психологические открытия в работах Леонардо да Винчи.
39. Общая характеристика периода открытого кризиса в психологии.
40. Психологические идеи Френсиса Бэкона.
41. Необихевиоризм и его варианты.
42. Рене Декарт о сознании как критерии психики.
43. Гештальтпсихология, основные направления исследований.
44. Учение Декарта о теле, идея рефлекса в объяснении поведения.
45. Проблема бессознательного в психологии.
46. Когнитивная психология.
47. Психологические идеи Ф.Бекона и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе.
48. Становление ассоциативной психологии.
49. Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII века.
50. Психологическая мысль в России в XVIII веке.
51. Психологические идеи в немецкой классической философии конца XVIII ¾ первой половины ХХ века.
52. Становление немецкой эмпирической психологии в первой половине XIX века.
53. Развитие ассоциативной психологии в XIX веке.
54. Развитие психологических знаний в России XIX века.
55. Развитие и основные достижения физиологии нервной системы и органов чувств в XIX веке.
56. Возникновение психофизики и психометрии.
57. Первые программы психологии как самостоятельной науки.
58. Теоретическая борьба в психологии конца XIX века.
59. Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных отраслей.
60. Общая характеристика кризиса в психологии начала ХХ века.
61. Бихевиоризм.
62. Гештальтпсихология.
63. Глубинная психология.
64. Французская социологическая школа.
65. Описательная психология.
66. Современное состояние зарубежной психологии.
67. Развитие отечественной психологии в 60 – 80 годы.
68. Современное состояние отечественной психологии.
II. Подготовка исторической справки по теме дипломного (курсового) исследования.
Методические рекомендации по составлению исторической справки:
Историю психологии студенты традиционно изучают на последних курсах вуза, основные исследовательские навыки уже сформированы. Главной целью данного вида самостоятельной работы является расширение и углубление представления о предмете своего дипломного исследования. Самостоятельная работа по истории психологии – это исторический анализ темы и основной проблемы дипломного исследования студента.
Подготовка справки начинается с формулировки темы. За основу возьмите тему Вашего дипломного исследования, но ее следует несколько обобщить. Если Ваше дипломное исследование посвящено изучению влияния конкретной обучающей программы на уровень умственного развития учеников пятого класса, то, вероятно, никто до Вас не занимался специальным научным исследованием детей данного класса применительно к изучаемой программе. Следует выйти на более высокий уровень обобщения. Какую основную проблему Вы исследуете? Какова методологическая основа Вашего диплома? В рамках какого из существующих в настоящее время направлений психологии Вы проводите исследование? Вас интересует проблема умственного развития или психология обучения? Если, например, проблема обучения для Вас главная, то тема Вашей самостоятельной работы может быть, например, такой «История психологии обучения». Сформулированную Вами тему работы по истории психологии можно обсудить с руководителем дипломной работы.
На следующем этапе составляется предварительный план справки. Этому поможет анализ выполняемой Вами дипломной работы. Какой психологической теории обучения Вы придерживаетесь при построении исследования? Кто был автором этой теории, к какой психологической школе он принадлежал? Как появилась эта школа? Что ей непосредственно предшествовало? И так далее. Шаг за шагом Вы продвигаетесь в глубь истории психологии, предмет вашего исторического исследования все более обобщается. Предварительную работу можно провести с использованием учебников по истории психологии, списка учебной литературы в рабочей программе по истории психологии. Таким образом, Вы наметите основные этапы развития интересующего Вас вопроса в истории психологии и составите план справки.
Подготовка литературного материала ведется в соответствии с предварительным планом. На этом этапе отбираете необходимую литературу по определенной Вами проблеме. После этого необходимо просмотреть выбранные источники, обращая основное внимание на уровень раскрытия интересующей Вас темы. Отбираем основные источники для прочтения и конспектирования. Изучение источников целесообразно вести соответственно предварительному плану, как показывает практика работы с историческими источниками, лучше идти от конца к началу, т.е. от настоящего к прошлому. Конспекты и заметки при чтении литературы следует вести с указанием точных библиографических данных источников, отмечая цитируемые страницы. При конспектировании источников, анализе собираемого материала и его группировке Вы можете внести некоторые изменения в предварительно составленный план.
Текст исторической справкисоставляется в соответствии с уточненным планом и освещает изучаемую Вами проблему в прямой исторической перспективе, т.е. от более древних источников - к современным. Заканчиваться историческая справка будет темой Вашей дипломной работы, как закономерным шагом в развитии исследуемого вопроса.
Оформление самостоятельной работыосуществляется в соответствии с правилами, принятыми для курсовых и дипломных работ. Работы включает титульный лист, содержание, основной текст, список использованной литературы. Ссылки на литературные источники в тексте оформляются также по правилам курсовых и дипломных работ. Срок сдачи работы устанавливается преподавателем по согласованию со студентами. Обсуждение работ проводится на одном из последних занятий курса «История психологии», где студенты выступают с краткими сообщениями о проделанной работе.
Вопросы к экзамену
1. История психологии, ее предмет и задачи.
2. Периодизация истории психологических знаний
3. Методы и источники истории психологии
4. Место и значения истории психологии в системе современной психологии
5. Естественно-научные представления об организме, его функциях в медицине Древнего Востока и их значение для понимания психики.
6. Психологические учения основных школ Древней Индии и Китая
7. Общая характеристика психологических знаний в античности.
8. Материалистическое учение о душе в трудах Демокрита, Эпикура, Лукреция
9. Учение о познании, чувствах и аффектах в античности
10. Представления о характере и темпераменте в античной психологии
11. Проблема соотношения души и тела в античной психологии.
12. Учение Платона о душе
13. Сократическая беседа, ее особенности и правила проведения
14. Учение Аристотеля о душе и ее функциях
15. Основные достижения античных медиков в исследовании мозга и органов чувств
16. Характеристика процессов познания, чувств, воли в учении Аристотеля
17. Итоги развития и значение античной психологической мысли
18. Общая характеристика психологических воззрений в средние века
19. Психология в рамках схоластической философии
20. Психология Фомы Аквинского
21. Понимание личности и путей ее развития в эпоху средневековья
22. Проблема предмета и метода психологии в описательной психологии В.Дильтея, Э.Шпрангера.
23. Неофрейдизм и его варианты.
24. Концепция типов мышления Л.Леви-Брюля.
25. Проблема человеческой психики в работах французской социологической школы.
26. Социальная обусловленность психики в работах П.Жане.
27. Аналитическая психология К.Юнга.
28. Работа И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» и ее значение для психологии.
29. Учение Т.Гоббса о сознании..
30. Психологические идеи Дж.Локка..
31. Развитие понятия об ассоциации в трудах Дж.Беркли, Д.Юма, Д.Гартли.
32. Учение о сознании в работах Э.Кондильяка, Ж.Ламетри, П.Кабаниса..
33. Антропология и психология Г.Гегеля.
34. Развитие ассоциативной психологии в работах Дж.Милля, Дж.Ст.Милля, Г.Спенсера.
35. Антропология И.Канта.
36. Естественнонаучные открытия Х1Х века и их значение для психологии.
37. Возникновение психофизики и психометрии (Г.Фехнер, Э.Г.Вебер, Гельмгольц).
38. В.Вундт и становление экспериментальной психологии.
39. И.М.Сеченов и развитие научной психологии в России.
40. Структурализм Э.Титченера.
41. Американский функционализм.
42. Психология У.Джемса.
43. Понимание души и ее функций в эпоху Возрождения.
44. Основные направления развития экспериментальной психологии В.Вундта.
45. Психологические открытия в работах Леонардо да Винчи.
46. Общая характеристика периода открытого кризиса в психологии.
47. Психологические идеи Френсиса Бэкона.
48. Необихевиоризм и его варианты.
49. Рене Декарт о сознании как критерии психики.
50. Гештальтпсихология, основные направления исследований.
51. Учение Декарта о теле, идея рефлекса в объяснении поведения.
52. Проблема бессознательного в психологии.
53. Значение учения Декарта для последующего развития психологии.
54. Когнитивная психология.
55. Методологические проблемы историко-психологического исследования.
56. Психологические идеи Ф.Бекона и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе.
57. Выделение сознания в качестве критерия психики.
58. Оформление эмпирической психологии сознания.
59. Становление ассоциативной психологии.
60. Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII века.
61. Психологическая мысль в России в XVIII веке.
62. Психологические идеи в немецкой классической философии конца XVIII ¾ первой половины ХХ века.
63. Становление немецкой эмпирической психологии в первой половине XIX века.
64. Развитие ассоциативной психологии в XIX веке.
65. Развитие психологических знаний в России XIX века.
66. Развитие и основные достижения физиологии нервной системы и органов чувств в XIX веке.
67. Возникновение психофизики и психометрии.
68. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии.
69. Первые программы психологии как самостоятельной науки.
70. Теоретическая борьба в психологии конца XIX века.
71. Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных отраслей.
72. Общая характеристика кризиса в психологии начала ХХ века.
73. Бихевиоризм.
74. Гештальтпсихология.
75. Глубинная психология.
76. Французская социологическая школа.
77. Описательная психология.
78. Современное состояние зарубежной психологии.
79. Развитие отечественной психологии в 60 – 80 годы.
80. Современное состояние отечественной психологии.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. М., 2004.- 327с.
Дополнительная литература
2. История зарубежной психологии (30-е - 60-е годы XX века). Тексты. /Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан, М., 1986.
3. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX века). Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан, М., 1992.
4. Петровский А.В. История советской психологии. - М., 1967.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - В 2 томах. - Ростов-на-Дону, 1996.
6. Хрестоматия по истории психологии (период открытого кризиса) / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. - М., 1980.
7. Якунин В.А. История психологии. - СПб., 1998.
8. Ярошевский М.Г. История психологии. М., Мысль, 1985.
9. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. М., 1995.
10. Аристотель. О душе. Этика (Никомахова) //Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1974-1984. Т. 1, 4.
11. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Л.С.Выготский. Собр. соч. В 6 т. - М., 1983. - Т. 3.
12. Декарт Р. Страсти души // Р.Декарт. Соч. в 2 т. - М., 1989. - Т. 1.
13. Зинченко В.П. Человек развивающийся. М., 1995.
14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.
15. Найссер У. Познание и реальность.
16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1990.
17. Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию // И.М.Сеченов. Психология поведения. - М., 1995.
18. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // И.М.Сеченов. Психология поведения. - М., 1995.
19. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. - М., 1975.
20. Соколова Е.Е. Тридцать диалогов о психологии. - М., 1994.
21. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1993.
22. Фромм Э.Иметь или быть. - М., 1989.
23. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.
24. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. / Под ред. И.Т. Фролова и др. М., 1991.
25. Юнг К. Архетип и символ. - М., 1991.
26. Анцыферова Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. - М., 1974.
27. Бехтерев В.М. Объективная психология. - М., 1991.
28. Брунер Д. Психология познания. - М., 1977.
29. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в руссой науке. - М., 1983.
30. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. - М., 1986.
31. Валлон А. От действия к мысли. - М., 1956.
32. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М., 1987.
33. Выготский л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Л.С.Выготский. Собр. соч. В 6 т. - М., 1982. - Т. 1.
34. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976.
35. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. - М., 1977.
36. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.
37. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. - М., 1990.
38. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.
39. Малашкина М.М. Популярная история психологии. -М.: Вече, 2002.
40. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. Сто выдающихся психологов. - Москва. - Воронеж, 1995.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М., 1989. - Т. 1.
42. Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.
43. Фрейд А. Психология “я” и защитные механизмы. - М., 1993.
44. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. - М., 1974.
45. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. - М., 1974.