Глава 11. Закономерности отклоняющегося развития

висимых ряда, или признать специфические особой формой проявления все тех же общих. Долгое время в специальной психологии преобладал первый вариант. Различиям между нормально развивающимися детьми и детьми с отклонения­ми придавалось важное значение, сходства же рассматрива­лись как несущественные. Абсолютизация различий не могла не сказаться на практике обучения и воспитания детей с раз­личными отклонениями, на характере отношения к ним со стороны общества. Игнорирование потенциальных возмож­ностей этих детей (или, как образно выразился Л. С. Выгот­ский, «пудов их здоровья») приводило к тому, что процесс обу­чения был всецело ориентирован на зону актуального разви­тия. В силу этого обстоятельства многие дети объявлялись в принципе необучаемыми, неспособными к развитию.

Потребовались многолетние усилия и упорный труд не од­ного поколения ученых, чтобы прийти к аксиоматической мысли о том, что развитие детей с отклонениями протекает по тем же законам, что и в норме. В отечественной специаль­ной психологии впервые последовательно и доказательно идею общности законов развития в норме и патологии отста­ивал видный русский психиатр Г. Я.Трошин. Известно, что идея общности законов нормы и патологии была ключевой в клинико-психологических исследованиях Л. С. Выготского.

К а к справедливо отмечает Б. В. Зейгарник, патология «про­истекает не из того, что наряду с этими (общими закономер­ностями. — В. С.) начинают действовать еще какие-то специ­фические патологические механизмы, а из-за того, что усло­вия работы и протекания общих для любой психологической жизни механизмов искажаются особыми биологическими, физиологическими условиями» (Зейгарник Б. В., Братусъ Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980, с. 51).

Действительно, если рассматривать признаки отклонения изолированно, не учитывая общих закономерностей, то они выглядят чем-то вроде особого качества. Именно преоблада­ние того «изолированного» анализа феноменов отклонения и

Специальная психология

приводило к тому, что идея общности законов нормы и пато­логии так долго и так трудно пробивала себе дорогу, хотя выс­казывалась давно. Достаточно сослаться на одного из автори­тетных представителей психиатрии X I X в. В. X. Кандинского, писавшего о подобном «изолированном» типе анализа у не­которых ученых, оценивающих «все принадлежащее к болез­ненному состоянию, по существу, чем-то другим, отличным от явлений нормальной жизни, — как будто болезненное со­стояние не есть та же жизнь, текущая по тем же самым зако­нам, как и жизнь нормальная, но только при измененных ус­ловиях» (цит. по: Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по пси­хологии аномального развития личности. М., 1980, с. 65).

Таким образом, модально специфические и модально не­специфические особенности представляют собой не что иное, как своеобразное проявление общих законов развития. Более точно можно сказать, что указанные особенности есть зако­номерная реакция процесса развития на факт неблагоприят­ных условий, в рамках которых разворачивается этот процесс.

В связи с вышесказанным о соотношении общих и специ­фических, мы еще раз должны подчеркнуть, что предметом специальной психологии являются не отклонения в развитии, а само развитие и его характеристики в ситуации неблагопри­ятных условий. В этом смысле то, что нами обозначается как специфические закономерности, есть своеобразное проявле­ние общих законов.

Говоря об основных закономерностях психического разви­тия, в равной мере присущих как норме, так и патологии, мы можем выделить следующие.

Прежде всего, процесс развития — это перманентные по­зитивные изменения, связанные с появлением качественных новообразований. В ходе психогенеза происходит перестрой­ка отношений между отдельными компонентами психики. Универсальной характеристикой развития является его нерав­номерность. Периоды наиболее активного развития тех или иных компонентов сознания, как уже упоминалось, обозна­чаются в психологии термином сензитивноеть.


Наши рекомендации