Парциальная несформиро-ванносгьвпф
ПАРЦИАЛЬНАЯ
■IНЕСФОРМИРО-
ВАННОСТЬВПФ
ТОТАЛЬНОЕ
НЕДОРАЗВИТИЕ
ПАРЦИАЛЬНАЯ НЕСФОРМИРО-ВАННОСГЬВПФ
ТОТАЛЬНОЕ
НЕДОРАЗВИТИЕ
ПАРЦИАЛЬНАЯ НЕСФОРМИРО-ВАННОСГЬВПФ
\s |
I
Простой уравновешенный тип
<2. |
I
Аффективно неустойчивый
I
Тормозимо-
инертный
тип
т
Iz.
Темпово-задержанный тип развития (гармонический инфантилизм)
I
Неравномерно-задержан
ный тип развития (дисгармонический
инфантилизм)
ьг.
Спреобладанием несфор-мированности регуляторного
компонента
-wtv
С преобладанием несфор-мированности
вербального, вербально-
логического
компонента
Парциальная
несформи-
рованность
смешанного
типа
iz. |
I
Экстрапуни-тивныйтип
Интрапуни-тивныйтип
Апатический тип
ш
Преимущественное искажение эмоционально-аффективной сферы
ьг. |
I
Преимущественное искажение когнитивной сферы
Мозаичные
типы
искаженного
развития
ПОЗДНЕЕ
ДЕФИЦИТАРНОЕ
РАЗВИТИЕ
7V
FAHHEE ГІДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ
~77
ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ J
о
(Л
Рис. 7.2. Типология отклоняющегося развития Н. Я. Семаго и М. М. Семаго
Специальная психология
логического компонента и с парциальной несформированно-стью смешанного типа.
Асинхронное развитие представлено двумя видами: дисгармоническое развитие экстрапунитивного, интрапунитивного и апатического типа и искаженное развитие с преимущественными нарушениями в эмоциональной и когнитивной сферах, а также с сочетанием того и другого.
Поврежденное развитие описано авторами с помощью двух подразделов: локального поврежденного и диффузно поврежденного развития.
И наконец, дефицитарное развитие также содержит две группы: раннедефицитарное и позднедефицитарное развитие.
Нетрудно заметить, что помимо традиционного способа классифицирования авторы использовали и нейропсихологи-ческий подход, что делает данную систему более глубокой и всесторонней. Это дает основание считать ее новым, хотя и далеко не последним шагом на пути анализа многообразных форм дизонтогенеза.
В заключение отметим, что для современной психологии вообще и специальной психологии в частности, как впрочем и для многих пограничных с н е ю д и с ц и п л и н , характерно преобладание эмпирико-феноменологических (описательных) классификаций. Таковыми являются современные классифи-к а ц и и т и п о в личности, темперамента, акцентуаций, психопатий, агнозий, апраксий и т.д.
Феноменологический подход, как уже было сказано, является неизбежным и необходимым этапом на пути познан и я глубинной сущности изучаемых я в л е н и й . Д л я специальной психологии это особенно актуально, ибо до недавнего времени проблема классифицирования отклонений вразвитии, как и проблема сущности самого феномена отклоняющегося развития вообще не осознавалась как таковая. Отклонения вразвитии рассматривались как явления самоочевидные и не нуждающиеся вспециальном толковании. А группировки их видов соотносились с основными типами специальных школ.