Глава 2. Психофизиологические компоненты работы.

2.1. Психофизиология работоспособности.

Работоспособность зависит от физического и психического состояния организма, обученности индивида и профессиональных качеств личности, а также от физической и социальной среды в которой осуществляется деятельность.

Работоспособность – способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности [1, с. 92].

Профессиональная работоспособность представляет собой максимальную эффективность деятельности человека при таком уровне функциональной мобилизации, не вызывает перенапряжение организма.

Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности определяет содержание работоспособности как основной составляющей надёжности человека.

При рассмотрении работоспособности как сложного многопланового явления, для её оценки применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным системам: показатели эффективности или продуктивности деятельности, показатели самочувствия человека и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности. В качестве психофизиологических показателей используются преимущественно ЧСС, ЭПГ, ЭМГ, ЭОГ, КГР и др.

Только на основании совместного анализа данных по соотношению изменений в продуктивности деятельности и в психофизиологических показателях в процессе рабочего дня как для физической, так и умственной деятельности на кривой работоспособности выделены следующие стадии.

 
  Глава 2. Психофизиологические компоненты работы. - student2.ru

Рис. 1.Кривая работоспособности и её стадии.

1. Стадия врабатывания, которая включает три подстадии:

· первичной мобилизации – наблюдается в момент начала деятельности и длится до нескольких минут. Она характеризуется кратковременным снижением значений практически всех показателей деятельности и активации физиологических систем. Этот эффект связан с внешним торможением, возникающим в результате изменения характера стимуляции;

· гипермобилизации – охватывает «предстартовый» период и характеризуется повышением как неспецифической активации, так и специфических сдвигов, например, активизацию анализаторов, переход организма в состоянии готовности к восприятию информации. На психологическом уровне происходит построение плана деятельности и мысленное «проигрывание» её ключевых этапов. Постепенное повышение работоспособности сопровождается выраженными колебаниями продуктивности, точности, качества работы и состоянием повышенной нервно-психической напряжённости: учащением пульса и дыхания, повышением кровяного давления, депрессией альфа-ритма, повышением доли тета и бета-ритмов;

· гиперкомпенсации – происходит поиск наиболее адекватного приспособления к требованиям деятельности и формирование устойчивого динамического стереотипа деятельности. Показатели деятельности и психофизиологические показатели отличаются нестабильностью.

2. Стадия оптимальной работоспособности:

- характеризуется стабильными параметрами деятельности и организма. Она определяется как «устойчивое рабочее состояние» или состояние «функционального комфорта», отражающее оптимальность психофизиологических затрат (высокая продуктивности достигается минимальными затратами). Статистически достоверных изменений в психофизиологических показателях не наблюдается.

 
  Глава 2. Психофизиологические компоненты работы. - student2.ru

Рис. 2. Стадии работоспособности, выделенные по соотношению показателей деятельностного, психического и психофизиологического уровней функциональной системы деятельности (разделены вертикальными линиями)

1 - врабатываемость; 2 - оптимальная работоспособность; 3 – полная компенсация; 4 – неустойчивая компенсация; 5 – конечный порыв;

6 – прогрессивное снижение работоспособности;

а – максимальные резервные возможности;

б – эффективность работы;

в – утомление;

г – напряженность.

3. Стадия полной компенсации:

- которая постепенно приходит на смену предыдущей и отражается в снижении работоспособности и развитии начальных признаков состояния утомления, субъективно переживаемом как состояние усталости. Компенсация утомления происходит за счёт волевых усилий и активизации физиологических механизмов, что отражается в более высоких, чем в период врабатываемости, вегетативных сдвигах и развитии состояния нервно-психического напряжения [16].

4. Стадия неустойчивой компенсации (или выраженного утомления):

- характеризуется нарастающим утомлением и снижением работоспособности. В этом состоянии наблюдается выраженное чувство утомления и разнообразные по направленности и интенсивности изменения психофизиологических показателей как следствие сложного взаимодействия активационных, регуляторных и компенсаторных систем различного уровня, изменения в которых происходят неодновременно и зависят от структуры конкретной деятельности и от того, какая психическая функция испытывает большее напряжение. В этой стадии выделяются подстадии субкомпенсации – сохраняется высокая продуктивность. Компенсация возникающих трудностей осуществляется за счёт менее ответственных (энергетически и функционально) процессов и, в частности, путём подключения дополнительных ресурсов.

5. Стадия «конечного порыва»:

- в конце работы при адекватном воздействии на мотивационно-волевую сферу, в особенности при наличии высокозначимых для субъекта целей, может происходить кратковременное повышение продуктивности за счёт привлечения «неприкосновенных» психофизиологических резервов организма. Очевидно, что такой режим работы является экстремальным для организма и ведёт, как правило, к переутомлению и хроническим заболеваниям.

6. Стадия декомпенсации:

- прогрессивное снижение работоспособности, когда быстро нарастают симптомы утомления, снижается продуктивность и эффективность работы и наблюдаются значительные сдвиги во всех психофизиологических показателях, связанных с системами активации. В этом состоянии волевые усилия уже не обеспечивают активизацию компенсаторных и защитных систем, в операторской деятельности появляются отказы и срывы, когда дальнейшее выполнение деятельности может и должно быть прекращено [16].

Уровень работоспособности зависит от:

· индивидуально-психологических особенностей сотрудника (например, от типа темперамента, наличия и содержания профессиональной мотивации и пр.);

· условий труда.

Как показывают эти данные, построение кривой работоспособности для конкретного субъекта возможно только с привлечением психофизиологических измерений. Эти исследования имели исключительное практические значение для разработки режимов труда, для оценки эффективности и надёжности человека, работающего в системах «человек-техника-среда» [1].

2.2. Психофизиологические особенности адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.

В настоящее время основными направлениями изучении адаптации стали определение этапов становление психофизиологической системы адаптации, критериев её сформированности, выделение компонентов структуры этого феномена, стратегии развития его составляющих во времени и определение особенностей этого развития.

Адаптация — сложный процесс, затра­гивающий все уровни функционирования организма — физиоло­гический, психологический, социально-психологический, в том числе профессиональный. Поэтому важно понимать, какие изме­нения происходят на каждом из этих уровней [1].

Необходимость адаптации приводит к активизации так назы­ваемых защитных механизмов личности. Проблема защитных механизмов (психологических защит) разрабатывалась со времен 3. Фрейда. Роль защитных меха­низмов заключается, прежде всего, в снижении эмоционального напряжения в ситуациях внутриличностного конфликта, хотя это и не всегда решает саму проблему. Существует множество класси­фикаций защитных механизмов, начиная с классификации Фрей­да и заканчивая предлагаемыми последними исследованиями в этой области [14].

На основе системного анализа в сформированной психологической системе адаптации, кроме когнитивного и мотивационно-волевого, исследователи выделяют активационный компонент, который связан с органическими и функциональными затратами, направленными на достижение значимых для субъекта целей, с одной стороны, и компенсацию факторов, препятствующих достижению этих целей, - с другой.

Феноменально регулирующая роль механизмов активации, преобразования и распределения ресурсов проявляется в индивидуальном паттерне фоновой ЭЭГ – активности, повышении/снижении общего уровня активации в процессе адаптации, величине диапазона перестроек ЭЭГ в критический период адаптации и в динамике ЭЭГ на микроинтервалах времени [17].

На основе анализа взаимодействия ЭЭГ – показателей активационных и продуктивных параметров когнитивных компонентов адаптации в операторской деятельности были выделены когнитивные стратегии адаптации, определяющие динамику эффективности деятельности и характер распределения физиологических ресурсов. Доказано, что гибкая и мобилизационная стратегии реализуются преимущественно при большом объёме ресурсов, а стратегии компенсации и угадывания – при дефиците ресурсов [17].

На основе анализа взаимодействия ЭЭГ-показателей активационного и продуктивных параметров когнитивного компонента адаптации в операторской деятельности были выделены когнитивные стратегии адаптации, определяющие динамику эффективности деятельности и характер распределения физиологических ресурсов:

• I - гибкая - проявляется в том, что каждый вновь поступающий стимул обрабатывается испытуемым в контексте более общей субъективной структуры стимульной последовательности, связанной с просчётом вероятностей «сигналов» и «шумов»;

• II - мобилизационная - характеризуется привлечением дополнительных ресурсов в сочетании с их концентрацией;

• III - компенсаторная - связана с концентрацией ресурсов на коротких промежутках времени, поэтому углубленная переработка стимула происходит дискретно, чередуясь периодами высокой и низкой продуктивности;

• IV - стратегия «угадывания» - реагирование по типу случайного угадывания, когда испытуемый поддерживает минимальный уровень активации, что не позволяет качественно перерабатывать информацию.

В качестве механизма адаптации выступает формирование разнообразных когнитивных стратегий, связанных с изменением глубины и цикличности переработки сенсорной информации, «просчётом» структуры стимульной последовательности и др. Использование той или иной стратегии зависит от объёма психофизиологических ресурсов: гибкая и мобилизационная стратегии реализуются преимущественно при большом объёме ресурсов, а стратегии компенсации и угадывания - при дефиците ресурсов [20].

Колебательный характер психофизиологических процессов, усиливаются в изменённых психофизиологических функциональных состояниях, объясняет причины пропуска значимого сигнала и появление отказов и «провалов» в деятельности оператора вследствие ухудшения ФС человека. Были выделены «провалы» трёх видов:

1. «пульсары» - пропуски сигналов, не связанные со значительным изменением ЭЭГ, когда испытуемый как бы «теряет» сигнал и начинает использовать стратегию угадывания;

2. конструктивные «провалы» - провалы типа микросна, сопровождающиеся резким увеличением мощности медленных волн и уменьшением мощности альфа и быстрых волн. После самостоятельного пробуждения наблюдается даже повышение продуктивности обнаружения сигнала;

3. деструктивные «провалы», когда для пробуждения требуется постороннее вмешательство и продолжение деятельности становится практически невозможным. Последние характеризуются увеличением мощности меленных и уменьшением мощности бета-2-ритма и наблюдаются при выраженной деформации ПФС испытуемого [20].

Психофизиологические данные помогают на практике различать состояния психической адаптации и дезадаптации, выявлять динамику и формы процесса адаптации, уровни и варианты адаптационных систем, а также определять группы факторов, влияющих на процесс адаптации, которые усиливают или уменьшают компенсаторные возможности и ресурсы человека [1].

Заключение

Психофизиологический анализ профессиональной деятельности предполагает рассмотрение ее как сложно, многомерного и многоуровневого, динамического и развивающегося явления, и поэтому исследование деятельности не должно ограничиваться анализом только психологических составляющих и их социальной обусловленности - необходимо изучение физиологического обеспечения деятельности и разработка концепций, анализирующих физиологические процессы, ее реализующие.

В работе была поставлена и выполнена следующая основная цель работы - подробно охарактеризованы особенности профессиональной деятельности с позиций психофизиологии профессиональной деятельности.

В работе были поставлены и решены следующие задачи исследования: определены теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда; охарактеризовано методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследования; охарактеризована психофизиологию профессионального отбора и профпригодности; охарактеризованы психофизиологические компоненты работоспособности, психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности и психофизиологические функциональные состояния.

Список литературы

1. Александров Ю.И. Психофизиология. Учебник для вузов 2-е издание, дополненное и переработанное. Под ред. Ю.И. Александрова. Серия «Учебник нового века». - СПб.: - 2003. - 496 с.

2. Адаптация человека к трудовой деятельности и ее психофизиологическая оценка: Межотраслевые методические рекомендации / НИИ труда - М.: 2007. - С. 26.

3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для ВУЗов. М.: ПЕР СЭ, 2006. - 511 с.

4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление М., Изд-во ПЕР СЭ, 2006. – 527с.

5. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности. – М.: - Наука. – 2001. – 237 с.

6. Васильков А.М., Белов В.Г. Принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических качеств человека // Вопросы психологии. - 2003. - №11. - С.12 - 19.

7. Губарева Л.И. Психофизиология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, - 2007. - 188 с.

8. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 373 с.

9. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие/Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: - «Деловая книга». – 2003. – 336 с.

10. Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография. М.: ПЕР СЭ, 2003. - 208 с.

11. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: - 2005. - 412 с.

12. Кроль В.М. Психофизиология человека. – СПб.: - 2003. – 304 с.

13. Кокун А.Н. Оптимизация адаптационных возможностей человека: психофизиологический аспект обеспечения деятельности: Монография. - М.: Миллениум, 2004. - 265 с.

14. Нуркова В. В. Психология: учебник / Под ред. Березанская Н. Б. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 575 с.

15. Тихомиров О.К. Психология. Учебник. / Под ред. О.В. Гордеевой, М.: - 2006

16. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. 3-е издание, дополненное. – М.: - Академий Наук. – 2014. – 392 с.

17. Психофизиология. Уч. Для вузов. - СПб.: - 2006. - 464 с.

18. Управление персоналом. 2-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 560 с.

19. Соколов Е.Н. Очерки по психофизиологии сознания. – М.: - МГУ. – 2008. – 255 с.

20. Ситников В.П. Шалаева Г.П. Энциклопедия «Мир вокруг нас». - М.: - СЛОВО. – 2010. – 412 с.

21. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по

профессиональной деятельности: Уч. пос. /Иванова Е.М.- М.: Эксмо, 2005. - 180 с.

22. Черенкова Л.В. Психофизиология в схемах и комментариях. Под ред. А.С. Батуева. – СПб.: - 2006. – 236 с.

Наши рекомендации