Задачи для контрольных работ

Задача 1.

Служба управления персоналом машиностро­ительного завода включает несколько функциональных подсистем. Среднесписочная численность работников завода 5000 человек. Состав функций для каждой подсистемы содержится в Положении о службе управления персоналом. Полезный фонд рабочего времени одного работника 1980 ч в год. Коэффициент дополнительных затрат вре­мени, не учтенных в плановой трудоемкости, 1,15.

Рассчитана годовая трудоемкость функции для каждой подсистемы службы управления персоналом:

найма, отбора и учета персонала 11 510 чел.-ч;

развития персонала 8230 чел.-ч;

планирования и маркетинга персонала 13 600 чел.-ч;

разработки средств стимулирования труда и мотивации 10 110 чел.-ч;

трудовых отношений 5108 чел.-ч;

условий труда 6120 чел.-ч;

социальной инфраструктуры 1380 чел.-ч;

юридических услуг 2070 чел.-ч.

Рассчитайте плановую численность каждой подсистемы службы управления персоналом.

Задача 2. Распределить ниже перечисленные функции по управлению человеческими ресурсами по 3-м уровням управления организации. Для выполнения данного задания следует воспользоваться «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих». Необходимо ознакомиться с должностными обязанностями директора предприятия, руководителя службы по управлению персоналом и начальника цеха (должности, относящиеся к трем различным уровням управления организацией). Заполнить таблицу, отражающую распределение функций СУП на различных уровнях управления (таблица 47). После заполнения таблицы необходимо проанализировать полученный результат и выявить дублирование функций управления персоналом на различных уровнях управления организацией, либо их необеспеченность.

Функции службы управления персоналом:

- определение функций и оргструктуры службы управления персоналом;

- формирование системы управления персоналом;

- планирование качественной и количественной потребности в персонале;

- маркетинг кадров;

- анализ кадрового потенциала, прогнозирование и определение потребности в рабочих кадрах и специалистах;

- управление занятостью;

-разработка стратегии управления персоналом;

- разработка и применение современного стиля и методов управления персоналом;

- разработка кадровой политики;

- планирование кадровой работы;

- информационное обеспечение системы кадрового управления;

- оценка и подбор кандидатов на вакантные должности;

- ориентация, адаптация и обучение новых работников;

- управление трудовой мотивацией;

- со­циально-психологическая диагностика;

- организация учета движения персонала;

- изучение причин текучести персонала и разработка мер по ее снижению;

- оформление приема, перевода и увольнения работников;

- нормирование трудовых процессов;

- участие в разработке и внедрение планов социального развития персонала;

- профориентационная работа;

- формирование проектных команд;

- создание и развитие резерва кадров;

- анализ и регулиро­вание групповых и личных взаимоотношений, отношений с руководством;

- управление производственными и социальны­ми конфликтами и стрессами;

- организация обучения персонала

- планирование, развитие, и контроль деловой карьеры;

- высвобождение персонала;

- оценка профессиональных, деловых и личностных качеств работни ков с целью рационального их использования;

- аттестация персонала;

- использование денежных и неденежных побудительных си­стем;

- создание условий для наиболее полного использования и планомерного профессионального роста работников;

- правовые вопросы трудовых отношений;

- оценка эффективности кадровой работы;

- соблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда;

- вовлечение работников в процесс непрерывных улучшений

- техника безопасности;

- формирование оптимального управленческого аппарата;

- контролинг персонала;

- мониторинг персонала;

- диагностика социально-психологических ситуаций;

- ведение учета личных дел;

- социальное партнерство;

- рассмотрение писем, жалоб, заявлений.

Таблица 47. Распределение функций СУП на различных уровнях управления

  Функции СУП Руководители
Директор Зам.директора по управлению персоналом Начальник цеха (участка)
…..      
       

Для заполнения таблицы 47 принимаются следующие обозначения:

О – отвечает за выполнение, обобщает результаты, организует выполнение работы;

П – представляет информацию, необходимую для выполнения данной функции;

У – участвует в обсуждении и подготовке данного вопроса;

А – анализирует;

К – контролирует выполнение функции;

И – исполняет;

Р – принимает решения (утверждает, подписывает документ).

Задача 3. Выбрать из функций службы управления персоналом, перечисленных в задаче 2, десять, которые должен выполнять директор по управления персоналом (рисунок 1).

Функции записываются в таблицу 48.

Определить приоритетные направления деятельности СУП на разных этапах жизненного цикла организации (формирования, интенсивного роста, устойчивого функционирования, спада «свертывания» деятельности организации). Результаты сравнения заносятся в таблицу 49.

Таблица 48. Основные функции руководителя службы по управлению персоналом

Ранг функции   Наименование функции
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Таблица 49. Основные направления деятельности СУП на разных этапах развития организации

  Функции СУП Формиро-вания Интенсив-ного роста Устойчивое функциони- рование Спада «свертыва-ние» деятель-ности
…..        

Для заполнения таблицы 49 принимаются следующие обозначения:

2 - явный приоритет

1 - одинаково важное значение

0 - не играет роли на данном этапе

Задача 4

В связи с расширением дилерской сети фирма «Росна» провела обучение персонала в количестве 10 человек. Затраты на обучение одного специалиста в области маркетинга - 10000 руб. Продолжительность воздействия программы обучения на производи­тельность труда составила, по предварительным расчетам, пять лет. Стоимостная оценка различий в результативности труда лучших и средних работников в отделе маркетинга составила 15 000 руб.

Постановка задачи.

1.Определить на какие параметры работы фирмы будут влиять результаты обучения работников.

2. Рассчитать эффект воздействия программы обучения на повышение производительности труда.

Задача 5

Разработайте должностную инструкцию и личностную спецификацию для должности на которой вы работайте (либо – для экономиста цеха или менеджера по продаже бытовой техники) по примеру, приведенному на стр. 23 и 26.

Задача 6

Выберите любую должность и разработайте для нее:

- профиль должности (пример – стр.20).

- личностную спецификацию (пример – стр.26).

- объявления о текущей вакансии на данную должность (пример – стр.27).

- форму оценочного листа собеседования, который используется сотрудником отдела управления персоналом в ходе проведения собеседования для кратких пометок, замечаний, касающихся кандидата (пример – таблица 8,стр. 32).

Задача 7

Исходные данные:

- схема оргструктуры службы управления пер­соналом организации с указанием состава выполняемых каждым подразделением функций управления показана на рисунке 1;

- варианты соотношения общей численности персонала организации и численности службы управления персоналом, а также общая численность персонала организации приведены в таблице 50;

- варианты соотношения трудоемкости функций управления, выполняемых различными подразделениями в рамках службы уп­равления персоналом даны в таблице 51 .

Таблица 50 - Варианты соотношения общей численности персонала организации и численности службы управления персонала

Общая численность персонала Доля численности, приходящаяся на специалистов по управлению персоналом
1-й вариант 2-й вариант 3-й вариант
100% 0,3—0,5% 1,0—1,5% 1,9—2,3%
1500 человек ? ? ?

Таблица 51 - Варианты соотношения трудоемкости функций управления, выполняемых различными подразделениями в рамках службы уп­равления персоналом

  Подразделения службы управления персоналом (см. рис. 1)
    найма и увольнения планиро­вания развития персонала мотивации труда юридичес­ких услуг социаль-ных льгот и выплат
    Доля трудоемкости от общего объема работ (%)
1-й вариант
2-й вариант 1 5
3-й вариант

По схеме оргструктуры службы управления персоналом и при­мерному составу выполняемых подразделениями функций управ­ления нужно определить, какой должна быть примерная числен­ность каждого из подразделений оргструктуры службы управле­ния персоналом. При этом общая численность специалистов по управлению персоналом, необходимая организации, зависит от общей численности всего персонала данной организации. В свою очередь, распределение численности специалистов по управле­нию персоналом внутри соответствующей службы зависит от со­отношения трудоемкости функций управления, выполняемых каждым из подразделений оргструктуры.

Задача 8

Разработайте резюме на себя - претендента на какую-либо должность (пример – стр.32).

Задача 9

Используя систему методов отбора и оценки персонала претендентов отберите наиболее приемлемые методы для подбора на должность директора по персоналу крупного промышленного предприятия. Составьте схему процесса поиска и отбора кандида­та на вакантную должность, объявление для публикации в средствах массовой информации о наличии вакантной должности.

Разработать форму оценочного листа собеседования, который используется сотрудником отдела управления персоналом в ходе проведения собеседования для кратких пометок, замечаний, касающихся кандидата (пример – стр. 33)

Задача 10

Выбрать любую должность руководителя или специалиста. Разработать «Оценочный лист» для оценки деловых качеств по выбранной должности. Примеры оценочных листов – стр.56-59.

Задача 11

Подсчитать затраты по найму претендентов (А, Б, В, Г) и определить кого из них предпочтет организации - работодатель, учитывая ограничения по финансовым ресурсам.

Источниками обеспечения потребности в персонале в данном случае являются:

для претендента А - агентство по найму персонала;

для претендента Б - служба занятости (биржа труда);

для претендента В - свободный рынок труда (обращение на фирму по собственной инициативе);

для претендента Г - учебное заведение соответствующего профиля.

Отношения организации-работодателя с агентством найму оцениваются в 15 тыс. д.е., с учебным заведением в 2 тыс. д.е.

Маркетинговые исследования в области персонала проведены организацией-работодателем на сумму 1,5 тыс. д.е., причем из их на поиск и разработку документации по агентству найма приходится 0,8 тыс. д.е., по службе занятости - 0,3 тыс. д.е., по учебному заведению - 0,9 тыс. д.е. Затраты на проведение отбора персонала (проверочные испытания и т.п.) составили для агентст­ва по найму 7,5 тыс. д.е., для кандидатов из остальных источни­ков - 5 тыс. д.е. Затраты по найму равны 0,7 тыс. д.е. В случае найма кандидатов на должность их дополнительное обучение со­ставит:

для претендента А - 1,2 тыс. д.е.;

для претендента Б -2,8 тыс. д.е.;

для претендента В - 3,7 тыс. д.е.;

для претендента Г - 4,9 тыс. д.е.

При реализации программы введения кандидатов в должность от организации-работодателя потребуются соответствующие зат­раты в размере: А - 0,7 тыс. д.е., Б - 2,5 тыс. д.е., В - 1,8 тыс. д.е., Г - 3,5 тыс. д.е.

Лимит финансовых средств, отпускаемых руководством орга­низации на единовременные затраты по приобретению и даль­нейшему использованию персонала, равен 14,0 тыс. д.е. на одно­го кандидата.

Задача 12

Составьте оперограммы следующих управленческих процедур и определите трудоемкость операций по этим процедурам: аттестация работника на присвоение квалификационной категории; увольнение работника. Пример оперограммы процедуры проведения найма, отбора и приема персонала приведен в таблице 24, стр.60.

Задача 13

Составьте оперограммы следующих управленческих процедур и определите трудоемкость операций по этим процедурам: планирование обучения персонала; планирование потребности в персонале. Пример оперограммы процедуры проведения найма, отбора и приема персонала приведен в таблице 24, стр.60.

Задача 14

Выбрать любую должность руководителя или специалиста.

Разработать карты целей по выбранным должностям.

Рассчитать сумму премии за достижение поставленных целей двумя способами (примеры - стр. 101-108).

Задача 14

Выполнить задание 4.1.1 на стр. 66

Задача 15

Определить коэф­фициент текучести кадров и степень удовлетворенности работ­ников работой на предприятии по данным баланса численности работников, человек:

1. Списочный состав наначало отчетного периода………6714

2. Принято в течение отчетного периода — всего…………266

В том числе по источникам:

• выпускники учебных заведений...... …………………84

• перевод с других предприятий......... …………………..5

• направлены органами трудоустройства……………… 12

• приняты самим предприятием………………………..165

3. Выбыло в течение отчетного периода – всего……..….388

В том числе по причинам:

• перевод на другие предприятия……………………….-

• окончание срока договора........ ………………………..67

• переход на учебу, призыв на военную службу, уход на пенсию

и другие причины, предусмотренные законом………….82

• по собственному желанию................ …………………196

• увольнение по сокращению штатов …………………...30

• увольнение за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины ………………….13

4. Состояло в списочном составе на конец отчетного периода

(стр. 1 + стр.2 - стр.3)………………………………….6592

5. Число работников, состоявших в списках

предприятия весь отчетный период……………………6060

6. Среднесписочное число работников…………………..6653

Задача 16

В числе выбывших с предприятия по причинам текучести 35% составляют лица в воз­расте до 30 лет. Доля же этой категории работников в структуре работающих на предприятии - 14%. Определить коэффициент интенсивности текучести молодежи, результат прокомментировать.

Задача 17

Рассчитать коэф­фициент абсентеизма на предприятии, если известны следующие данные о календарном фонде времени (в человеко-час), резуль­тат прокомментировать:

Отработано всего.............................. ………………..894240

Число человеко-час. неявок на работу – всего….…141152

В том числе:

- очередные отпуска............................. ………………. 72320
- отпуска по учебе………………………………………..1768

- отпуска в связи с родами……………………................2832

- болезни..................................................... ……………..46112

- прочие неявки, разрешенные законом………………...8160

- неявки за свой счет с разрешения администрации…..1056

- прогулы.............................................. ………….………. 1784

- вынужденные отгулы по инициативе администрации.7120

Праздничные и выходные дни…………………………….383064

Задача 19

Дайте юридическую оценку ситуаций с 1 по 6 на стр 15-17 со ссылкой на соответствующую статью «Трудового кодекса».

Задача 20

Дайте юридическую оценку ситуаций с 7 по 12 на стр 17-18 со ссылкой на соответствующую статью «Трудового кодекса».

Список рекомендуемой литературы

а) основная литература:

1. Управление персоналом организации. Учебник/ Под ред. проф. А.Я. Кибанова.Удостоен прими Правительства РФ. М.: ИНФРА-М, 2009.-704 с.

2. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред.
Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина.- 2-е изд., переаб. И доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. -560 с.

3. Угрюмова М.А. Управление персоналом: Учебное пособие.- Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2007.-112 с.

Б) Дополнительная.

1. Аширов Д.А.Управление перосналом: учеб. пособие. М.: Проспект, 2008.- 432 с.

2. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Аникеев С.Д. Политика доходов и заработной платы. М.: Классика плюс, 1999.

4. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М.: ИНФРА-М, 2002.

5. Алавердов А.Р. Управление кадровой безопасностью: Учебник, 2010.-176 с.

6. Арсеньев Ю.Н., Шелобаев С.И., Давыдова Т. Управление персоналом. Модели управления. Уч. пос. Гриф УМЦ «Проф. уч-к». М.: ЮНИТИ, 2005.

7. Аудит и контроллинг персонала организации: Учеб. пособие / Под ред. П.Э. Шлендера. М.: Вузовский учебник, 2006.

8. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: М.: Юнити-Дана, 2009.- 440 с.

9. Бергер Дороти, Бергер Ланс. Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.- 768 с.

10. Барышников Ю.Н. Модели управления персоналом: зарубежный опыт и возможности его использования в России. М.: РАГС, 1998.

11. Веснин В.Р.Управление персоналом. Теория и практика. М.: Проспект, 2010 г.- 688 с.

12. Вудраф Ч. Центры развития и оценки. Определение и оценка компетенции. М.: Hippo, 2005.

13. Гаунсенд П., Гебхарт Дж. Лиде + команда. Повышаем доход, не увеличивая штата. М.: Стандарты и качество, 2009 – 80 с.

14. Горелов Н.А. Вознаграждение работников (Компенсационный менеджмент): Учеб. пособие. – СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2007.

15. Демин Ю.М Ассесемент персонала. Как объективно оценить деловые качества сотрудника и соискателя за 15 минут.: Питер, 2010.- 272 с.

16. Дхо Оуен. Как управлять людьми. Способы воздействия на окружающих. Из-во Претекст, 2011, -352 с.

17. Дяглов В.А., Кибанов А.Я. Пихало В.Т. Управление персоналом: учеб. пособие для студентов экономических вузов и факультетов; под ред. А.Я. Кибанова – М.: «Издательство ПРИОР», 1998, -512 с.

18. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.

19. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. Н.Новгород: НИМБ, 2007.- 1104 с.

20. Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Кокорев И.А. Рекрутинг: наем персонала. М.: Экзамен, 2002.

21. Кибанов А.Я., Коновалов В.Г., Ушакова М.В. Служба управления персоналом: учеб. пособие. М.: КноРус, 2010,- 418 с.

22. Красноженова Г.ф., Симонов П.В. Управление трудовыми ресурсами: учеб. пособие.М.: Инфра-М, 2008, -160 с.

23. Ковалев С.В. Работа с персоналом. Системный подход. М.: Альфа-Пресс, 2008.-248 с.

24. Кочеткова А.И. Основы управления персоналом. М.: ТЕИС, 1999.

25. Лютенс Ф. Организационное поведение / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999.

26. Лукичева Л.И.Управление персоналом: учеб. пособие. М.:Омега –Л,2009, -272 с.

27. Маслова В.М. Управление персоналом. М.: Юрайт, 2011.- 496 с.

28. Михайлина Г.И., Матраева Л.В., Михайлин Д.Л., Беляк А.В. Управление персоналом М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. - 280 с.

29. Малоун Томас У. Труд в новом столетии. Как новые формы бизнеса влияют на организации, стиль управления и вашу жизнь / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006.

30. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2001.

31. Мелихов Ю.Е.., Малуев П.А. Управление перосналом. Портфель надежных технологий. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. - 344 с.

32. Международная организация труда: конвенции, документы, материалы: справ. пособие. М.: Дело и Сервис, 2007.

33. Непряхин Никита убеждай и побеждай. Секреты эффективной аргументации. М.: Альпина Паблишерз, 2010.- 256 с.

34. Одегов Ю.Г., Никонова Т.В. Аудит и контроллинг персонала. Учебник. М.: Альфа-Пресс, 2006.

35. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. М.: Финстатинформ, 1997.

36. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Экономика персонала: Учебное пособие. Часть 1. Теория М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009.- 1056 с.

37. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Экономика персонала: Учебное пособие. Часть 1. Практика М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009.- 1312 с.

38. Одегов Ю.Г., Котова Л.Р. Организация службы управления персоналом. Современный подход. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009.-168 с.

39. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда: Учебник. В 2 т. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007.

40. Одегов Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах. М.: Академический проект, 2005.

41. Потемкин В.К. управление персоналом. Из-во «Питер», 2010

42. Сперанский В.И. Современные технологии управления персоналом. М.: Альфа-Пресс. 2008.- 496 с.

43. Стаут Ларри Управление персоналом. Настольная книга менеджера. Из-во Добрая книга, 2009.- 536 с.

44. Современная экономика труда / Под ред. В.В. Куликова. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001.

45. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник/А.В. Тебекин.-М.: КНОРУС, 2009. -624 с.

46. Управление персоналом. Практикум, деловые игры, тесты, конкретные ситуации / С.Д. Резник, И.А. Игошина, К.М. Кухарев. М.: ИНФРА-М, 2003.

47. Управление персоналом. Практикум: упражнения, тесты / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова, Д.К. Балаханова / Под ред. М.Н. Кулапова. М.: Экзамен, 2003.

48. Управление персоналом. Практикум: ролевые и деловые игры / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова, Д.К. Балаханова / Под ред. М.Н. Кулапова. М.: Экзамен, 2003.

49. Управление персоналом. Практикум: конкретные ситуации / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова, Д.К. Балаханова / Под ред. М.Н. Кулапова. М.: Экзамен, 2003.

50. Управление персоналом: Ситуация для анализа / Сост. Д.П. Соловьев. Самара, 2005.

51. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. М.: Hippo, 2003.

52. Уитмор Дж. Coaching – новый стиль менеджмента и управления персоналом. М.: Финансы и статистика, 2000.

53. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. М.: НФПК, 2000.

54. Ричи Ш.,Мартин П. Управление мотивацией: 12 факторов мотивации. М.: Юнити-Дана,2009.- 400 с.

55. Федченко А.А., Одегов Ю.Г. Оплата труда и доходы работников. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.

56. Шапиро С.А., Шатаева О.В. Основы управленияперсоналом в современных организациях. М.: ГоссМедиа, 2008.- 400 с.

57. Шмидт В.р.. Проблемы и технологии оценки персонала. Из-во Речь, 2008.- 160 с.

58. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. / Под ред. В.А. Спивака. СПб.: Питер, 2002.

59. Хачатурян А.а. Управление человеческими ресурсами в бизнес-организации. Стратегические основы. Из-во ЛКИ, 2010.-272 с.

60. Экономика персонала. Уч. пос. М.: Издательство «Университетский гуманитарный лицей», 2001.

Наши рекомендации