Основные направления деятельности Психологической службы
Об организации деятельности психологической службы
В среднем специальном учебном заведении
Письмо Минобразования России от 28.10.2003 № 18-52-1044 ин/18-28
Министерствам (ведомствам) Российской Федерации,
имеющим образовательные учреждения среднего профессионального образования
Органам управления образованием субъектов Российской Федерации
Директорам образовательных учреждений
среднего профессионального образования
Министерство образования Российской Федерации подготовило и направляет для практического применения «Рекомендации по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении» и «Примерную должностную инструкцию педагога-психолога среднего специального учебного заведения».
Приложение 1 к письму Минобразования России
от 28.10.2003 № 18-52-1044 ин/18-28
Рекомендации по организации деятельности
психологической службы в среднем специальном учебном заведении
Общие положения
1.1. Настоящие Рекомендации регулируют деятельность психологической службы в среднем специальном учебном заведении (далее — Психологическая служба).
1.2. Психологическая служба является структурным подразделением среднего специального учебного заведения, находящимся в подчинении директора образовательного учреждения.
1.3.В своей деятельности Психологическая служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования и воспитания студентов, основными документами о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка, Международная конвенция о правах и основных свободах человека), Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.
1.4. Целями Психологической службы являются:
— обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента в течение всего срока обучения в среднем специальном учебном заведении;
— содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса;
— осуществление психологического обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в образовательном процессе;
— содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе среднего специального учебного заведения;
— оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса.
Задачи Психологической службы
Задачами Психологической службы являются:
— психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
— психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности;
— формирование у студентов способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;
— обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;
— участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику нарушений в поведении студентов;
— психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;
— повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса.
Основные направления деятельности Психологической службы
К основным направлениям деятельности Психологической службы относятся:
3.1.Психологическая диагностика:
— изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально значимых качеств и социальной зрелости студентов;
— проведение психолого-педагогической диагностики готовности первокурсников к обучению;
— выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов;
— выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;
— психологическое обеспечение аттестации педагогических кадров.
3.2. Психологическая профилактика (поддержка):
— оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов;
— предупреждение возможных девиаций поведения;
— оказание психологической помощи и поддержки преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
— содействие творческому развитию одаренных студентов;
— оказание психологической поддержки студентам с ограниченными возможностями здоровья.
3.3. Психологическая коррекция:
— оказание психологической помощи и поддержки студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
— индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении студентов, в том числе связанных с мотивационной сферой личности;
— содействие социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— осуществление коррекции асоциального поведения студентов.
3.4. Психологическое консультирование:
— психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;
— консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;
— консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
3.5.Психологическое просвещение:
— повышение психологической компетентности педагогов, студентов и их родителей;
— ознакомление преподавателей с основными возрастными закономерностями личностного развития студента;
— популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного процесса.
3.6. Организационно-методическая деятельность:
— подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и разработки индивидуальных развивающих и психокоррекционных программ с учетом особенностей личности студентов;
— участие в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работы, оценке их эффективности;
— обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление;
— подготовка материалов к выступлениям на педсоветах и производственных совещаниях.