Отраслевые принципы психологии управления

Принцип развития (диалектика) применяют при прогнозировании и моделировании этапов становления и развития личности руководителя, кадров управления, путей оптимизации управленческой карьеры.

Принцип единства сознания и деятельности основывается на том, что сознание и деятельность находятся в тесной связи, предопределяют друг друга, как процесс достижения индивидом поставленных целей, поиска способов осуществления планов.

Принцип гуманизма он признает и трактует человека как наивысшую ценность, как личность.

Принцип активности признает, что активная взаимосвязь человека с окружающей средой является необходимым условием ее жизнедеятельности.

Принцип социальной направленности предусматривает учет в процессе управленческой деятельности интересов общества, конкретной отрасли, конкретной организации.

Принцип законности заключается в соблюдении правовых норм в осуществлении управленческой деятельности.

Принцип гласности предусматривает обеспечение в системе управления участия всех представителей управленческих отношений в компетентном обсуждении проблемы, в принятии управленческих решений на основе широкой осведомленности.

Принцип соотношения единоначалия и коллегиальности сочетает персональную ответственность руководителя за принятие управленческих решений, коллегиальность, которая является формой коллективной подготовки проектов решений.

Принцип соотношения полномочий и ответственности предусматривает такое распределение полномочий и ответственности, которое обеспечило бы самое эффективное действие системы, когда решения принимают один раз, а не переадресовывают от одной инстанции к другой.

Принцип обратной связи оказывается в том, что процесс управления эффективен при условии, что руководитель постоянно будет получать информацию об эффекте действия определенной подсистемы, о достижении или не достижении цели.

Принцип иерархии рассматривает систему как часть большей системы.

Тема 2 Психология личности

План

2.1. Понятие личности

2.2. Индивидуально-неповторимые черты личности

2.3. Психологические профили руководящих кадров

2.4. Основные психологические требования к менеджеру

Понятие личности

Человек – родовое понятие, которое указывает на причастность существа к высшей степени развития живой природы – человеческому роду; специфическое, уникальное единство биологического и социального; система, в которой физическое и психическое, естественное и социальное представляют неразрывное единство.

Психология изучает в человеке психику, ее развитие, индивидуально психологические особенности.

Индивид – отдельный человек, лицо в группе или обществе, отдельный представитель человеческого сообщества.

Сущность индивида определяет не телесная отдельность, а совокупность духовно-психологических черт, которые представляют его самобытность.

С целью целостной характеристики отдельного человека, его оригинальности, самобытности используют понятие «индивидуальность».

Индивидуальность – совокупность своеобразных особенностей и свойств человека, которые характеризуют человеческую неповторимость и оказывается в чертах характера, специфике интересов, качеств, способностей, которые отличают одного человека от другой.

Индивидуальность является непременным и важнейшим признаком личности.

Личность – человек, социальный индивид, который сочетает в себе черты общечеловеческого, общественно значимого и индивидуально неповторимого.

Личность – главнее всего в человеке, важнейшая ее социальный признак. Она представлена социально предопределенными, психологическими характеристиками, которые оказываются в общественных связках, отношениях, являются стойкими, определяют поведение человека, который имеет существенное значение, как для самого лица, так и для ее окружения.

В европейской культуре, примененной на христианстве личностью считался святой, праведник, подвижник; в восточной культуре о личности ведут речь со времен Конфуция, который считал личностью «благородного человека», которая участвует в управлении государством, заботится о ее благо. В современной западной традиции личность – это, прежде всего индивидуальность, которой отдают предпочтение над обществом. Восточная традиция рассматривает личность как человека, который добровольно знает себя служению обществу.

Структуру личности по З.Фрейду составляют три инстанции:

1. «Оно» – это первоначальная, основная центральная часть структуры личности, содержит все унаследованное при рождении, ее содержание почти целиком бессознательное.

2. «Эго» «Я» – психическая инстанция, которая подчиняется принципу реальности, постоянно находится в связи с внешней средой и производит эффективные способы общения с внешним миром.

3. «Супер Эго» «Сверх-Я» – моральные принципы человека, определяющие приемлемость или неприемлемость для нее определенного способа поведения. Эта психическая инстанция развивается не из «Оно», а с «Я», она является судьей и цензором личности. В функции «Сверх-Я» принадлежат совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Тревога, неудовлетворенность собой эмоциональным воспроизведением в сознании индивида борьбы «Оно» и «Сверх-Я».

Структура личности включает:

Общечеловеческие качества (ощущение, восприятие, мышление, память, воля, эмоции);

Социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации);

Индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание).

Наши рекомендации