Формирование коммуникативной базы

Главы 2–4

К какому типу людей в общении вы относитесь?

Эта анкета поможет определить основные характе

ристики человека, умеющего эффективно общаться.

В строке, предназначенной для каждого утверждения,

укажите ответ, который лучше всего характеризует

ваши поступки: я поступаю так — 1 (почти всегда);

2 (часто); 3 (иногда); 4 (крайне редко); 5 (никогда).

_________Когда я говорю, то стараюсь создать у со

беседника позитивный образ (глава2).

________В общении с другими я ищу информацию,

которая может подтвердить или опровергнуть пер

вое впечатление о человеке и обо мне самом (гла

ва 2).

________Прежде чем действовать на основании не

вербальных сигналов других людей, я стремлюсь

найти их вербальное подтверждение (глава 2).

_______ В разговоре мне помогает большой словар

ный запас (глава 3).

_______Я говорю отчетливо, используя хорошо по

нятные слова (глава 3).

ной из США, очень вероятно, что один из них будет

чувствовать себя неуютно. Или американцу покажет

ся, что на его личное пространство посягают, и он

смутится, или араб будет чувствовать себя слишком

изолированным и дистанцированным для серьезно

го разговора. Для людей из разных культур также

может быть комфортной разная температура. Люди,

живущие в более теплом климате, легче переносят

жару, чем люди из стран с более холодным климатом.

Даже значение цветов варьируется в зависимости от

национальной культуры и религии. В Индии цветом

траура считается белый цвет, а не черный, а невесты

на свадьбе одеты в красное.

РЕЗЮМЕ

Невербальная коммуникация включает движения,

жесты, параязык, особенности самопрезентации и

элементы обстановки.

Вероятно, наиболее знакомые методы невербаль

ной коммуникации — это движения и параязык. Че

Часть 1 · Основы коммуникации

_______Когда я говорю с представителями различ

ных культур или противоположного пола, я тща

тельно слежу за выбором слов (глава 3).

______ Как правило, я смотрю на людей, когда раз

говариваю с ними (глава 4).

______По большей части в моих фразах редко

встречаются такие выражения, как «ах», «ну», «вро

де» и «ты понимаешь» (глава 4).

_____Я учитываю реакцию людей на то, как я одет

(глава 4).

_____Я пытаюсь контролировать окружающую

среду так, чтобы облегчить коммуникацию (гла

ва 4).

На основании ваших ответов выберите такие

типы поведения в коммуникации, которые вы бы

хотели изменить. Сформулируйте цель по улучше

нию навыков коммуникации, так же как вы делали

при составлении плана совершенствования комму

никации в главе 1 (с. 25). Если вы захотите прове

рить объективность вашего самоанализа до того,

как вы определите для себя цель, попросите друга

или коллегу по работе сделать такой же анализ о

вас.

тыре основных типа движений — зрительный кон

такт, выражение лица, жесты и поза. Движения яв

ляются своего рода знаками, они влияют на общение,

устанавливают нормы и снимают напряжение в бе

седе. Точно так же голосовые характеристики (гром

кость голоса, скорость, высота и тембр), а также та

кие звуки и слова, как «э э э», «м м м», «ты понима

ешь» и «вроде того», помогают интерпретировать

смысл вербального сообщения.

Хотя вербальная и невербальная формы коммуни

кации наиболее эффективны, когда дополняют друг

друга, невербальные сигналы могут замещать вер

бальные или даже противоречить им. В целом, когда

вербальные и невербальные сигналы противоречат

друг другу, нужно больше доверять невербальной

коммуникации.

Через такие формы самовыражения, как одежда,

манера прикасаться к другому человеку и манера

распоряжаться временем, проявляется наше отноше

ние к другим людям. В коммуникации часто недооце

нивается физическая среда. Наше жилье и офис, рас

становка мебели, температура в помещении, а также

освещение и цвет оказывают существенное влияние

на коммуникацию.



ï

Þ

,

Þ

Þ

Þ

¾

Þ

. ¾

ï

Þ

Þ

Þ

,

Þ

ï

Þ

,

¾

Þ

¾ Þ

,

,

¾

Þ

¾

, ¾ Þ

¾ Þ

ï

¾

Þ

.

-

,

,

-

Þ

ï

ï

¾

.

,

-

,

,

,

.

».

Þ

: «

¾

,

ï

-

,

-

.

Þ

-

Þ

,

¾

Þ

Þ

,

.

Þ

¾

,

¾

,

,

¾

Þ

.

-

Þ

.

Þ ,

,

¾

Þ

,

¾

Þ

Þ

.

Þ

,

Þ

Þ

.

,

¾

¾

.

,

Þ

¾ Þ

,

,

ÞÞ

Þ

¾

Þ ,

,

¾

Þ

-

¾ .

Þ

-

,

¾

,

-

.

2.

5. Þ

6.

7.

¾

Þ

¾

8. ¾

9. ¾

Þ

¾

¾

 



Þ

:

¾

Þ

·

·

¾

,

Þ ?

Þ

¾

Þ

Þ

Þ

¾

Þ

:

-

·

¾

?

Þ

¾

Þ ,

¾

-

·

·

?

,

Þ

?

Þ

,

-

·

·

·

·

·

Þ

Þ

¾

Þ

Þ

¾

Þ

ïï

Þ

?

?

Þ

¾

?

?

?

Þ

?

Þ Þ

Þ

ï

: «

Þ

, —

ï

,

, —

Þ

,

.

.

¾

,

¾

¾

.

Þ

-

,

,

Þ

.

Þ ,

Þ

,

«

Þ

»? —

-

Þ

Þ.

, Þ

,

Þ

,

,

.

— ,

? — Þ

— — ,

ï . — Þ

— Þ ?

,

Þ.

.

— Þ , —

¾ ÞÞ ,

-

— ¾

— Þ … ,

— ? ?—

, —

Þ

Þ.

Þ.

Þ. —

?

— , Þ.

Þ ¾ ,

Þ ¾ . Þ Þ

,

Þ

¾

Þ,

,

Þ

.

Þ

Þ

,

,

-

. Þ

¾

.

¾

Þ

?

 

Глава 5 · Ведение беседы

Беседы — это способ межличностной коммуника

ции и основа хороших межличностных отношений.

Как заметил Стивен Дак, ведущий исследователь в

области отношений, «если вы составите список того,

чем вы занимаетесь с друзьями, главным пунктом в

этом списке будут, конечно, “разговоры”» (Duck,

1998). Когда беседа идет хорошо, она информативна,

стимулирует мышление и часто доставляет удоволь

ствие. Хотя некоторые разговоры, как у Клода и

Филлис например, могут вызывать фрустрацию.

Понимая, как протекает разговор, и извлекая пользу

из его динамики, мы можем научиться лучше вести

беседы.

В этой главе мы дадим определение беседы и об

судим ее основные характеристики, типы, структуру

и правила, которым подчиняется беседа. Мы также

рассмотрим навыки эффективного ведения беседы и

принцип сотрудничества, объясняющий динамику

разговора. В конце главы мы предлагаем тест на ком

петентность и приводим пример анализа беседы.

ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕСЕДЫ

Беседа — это направляемое участниками, нефор

мальное, неподготовленное взаимодействие, являю

щееся последовательным взаимообменом мыслями и

чувствами между двумя или более людьми.

Беседа — направляемое участниками, не

формальное, неподготовленное взаимодей

ствие, являющееся последовательным взаимо

обменом мыслями и чувствами между двумя и

более людьми.

Это определение выделяет несколько ключевых

черт, замеченных Яном Свенневигом (Svennevig,

1999), которые отличают беседы от других форм об

щения, таких как публичные выступления и дебаты.

Во первых, беседы направляются участниками. Это

значит, что люди, участвующие в беседе, определя

ют кто будет говорить, тему, порядок и продолжи

тельность выступлений. Во вторых, беседы предпо

лагают взаимодействие. Это означает, что, как мини

мум, два человека говорят и слушают. В третьих,

беседы — это экспромты. Это означает, что участни

ки не подготовлены или не выучили наизусть то, что

они будут говорить. В четвертых, беседы организова

ны во времени, они имеют начало, середину и конец.

Внутри каждой части беседы предмет разговора

обычно связан с тем, что сказали предыдущие собе

седники. Это продолжается до тех пор, пока чье то

высказывание не заставит изменить обсуждаемую

тему.

Когда люди удовлетворены разговором, они

склонны поговорить с человеком еще. Например,

Дэн встретил на вечеринке Карла, и оба увлеклись

захватывающей беседой о политике. Вероятно, они

будут с нетерпением ожидать следующего разговора.

Если результат беседа был неудовлетворитель

ным, люди склонны избегать друг друга и не тратить

время и силы на последующие попытки развить от

ношения.

ТИПЫ И СТРУКТУРЫ БЕСЕДЫ

В этом разделе мы рассмотрим два типа бесед,

структурированные различным образом: непри

нужденные беседы и деловые обсуждения проблем.

Внепринужденных беседах обсуждаются темы, ко

торые возникают спонтанно.

Непринужденные беседы — обсуждение

тем, которые возникают спонтанно.

Обсуждение такой темы дает возможности участ

никам поделиться информацией, мыслями и взгля

дами, а также выслушать высказывания о мыслях и

взглядах других. Непринужденная беседа помогает

нам удовлетворять наши межличностные потребно

сти, а также выстроить и поддержать наши отноше

ния.Деловое обсуждение проблем характеризуется

согласием участников обсудить и решить конкрет

ные проблемы или планировать возможные направ

ления действий.

Деловое обсуждение проблем — дискуссия

участников и решение конкретных проблем или

планирование возможных направлений дей

ствий.

Наши рекомендации