II стадия— режиссерская игра
Эта стадия коррекционной работы направлена на обучение детей различным режиссерским играм. Учитывая личностные особенности детей с аффективным поведением, а также низкий уровень их игры, сначала важно научить ребенка игровым действиям в режиссерской игре. С этой целью может использоваться набор кубиков. Взрослый рассказывает различные истории и с Помощью кубиков и других маленьких предметов разыгрывает их перед детьми. Ситуации необходимо подбирать без неопределенных и аффективных моментов. Очень хорошо, если рассказывание и разыгрывание таких историй представляют собой смешные нелепицы. Это вызывает эмоциональный отклик у детей, способствует их хорошему настроению. Нереальный характер сюжета активизирует воображение. Например: взрослый берет большой нейтральный кубик и, передвигая его в пространстве, говорит: «Как-то раз идет Великан, большой, лохматый такой». Другой рукой строит из маленьких кубиков забор и продолжает: «Вдруг видит забор. Он подумал, что это расческа». Далее взрослый берет маленький кирпичик-забор и говорит, «расчесываясь»: «Какой я лохматый. Нужно причесаться. Хорошая расческа». Затем кладет кирпичик и говорит: «Расчесался Великан, поставил забор на место и пошел дальше, довольный расческой».
Дальше можно предложить историю, сопровождаемую игровыми действиями: «А знаете, почему у машины 3 колеса? Шел
как-то Великан по дороге и потерял пуговицу, расстроился. Видит, стоит машина на четырех колесах. Взял у машины одно колесо, пришил его к рубашке». Если взрослый проигрывает и рассказывает эти истории эмоционально, то ребенку захочется еще услышать подобные и самому разыграть их. Эту возможность надо ребенку предоставить, всячески его поощряя.
Во всех историях неумение выйти из ситуации связано с большим кубиком, а умение — с маленьким. Ребенок с аффективными реакциями, как правило, чувствует себя маленьким, незащищенным. Отождествляясь в игре с маленьким кубиком, он увереннее начинает себя чувствовать, более активно управлять персонажами. Аналогичную работу следует проводить и дальше, но уже не предлагая ребенку готовых рассказов, а только начиная их и побуждая его самого продолжить. Дети очень любят игру-рассказ. Взрослый расставляет на столе «пальмы», сажает на них «обезьян» и жестом очерчивает море: «На берегу синего моря росли пальмы, на которых жили обезьяны. А под ними рыбаки сушили сети. Вот как-то раз пришли рыбаки с уловом... А что было дальше?»
Чтобы закрепить умение ребенка играть в режиссерскую игру, самостоятельно продолжать рассказ взрослого, создавать сюжет, ему следует предложить аналогичную ситуацию. Если ребенок затрудняется или дает аффективную реакцию, следует предложить еще одну похожую игру. Игры могут быть разнообразными, веселыми и грустными, с внутренним конфликтом и без него. Однако когда удается решить в полной мере задачу коррекционной работы, все игры будут иметь счастливый конец.
Теперь нужно научить детей самостоятельно составлять сюжет. Для этого следует предложить несколько игрушек, например: Карандаш, Чиполлино, Дракон, овощи, звери, и попросить поиграть с ними. Ребенок может придумать следующий сюжет: «У мальчика был праздник, ему исполнилось 4 года. Дети принесли ему подарки. К нему пришли собака, Чиполлино...» Когда дети в должной мере овладеют режиссерской игрой, им предлагается разрешать в ней различные конфликтные ситуации. Например: однажды Карандаш отправился гулять и встретил Дракона. Дракон говорит: «Подойди ко мне поближе, я шепну тебе что-то». Карандаш наклонился, а Дракон схватил его за нос. Ребенок должен продолжить по-другому: тут Карандаш говорит Дракону: «Я веселый человек. Зачем ты за нос меня схватил, чтобы съесть?» Дракон разжал пасть и выпустил Карандаша. Карандаш побил Дракона, и он стал добрым. Если концовка, предложенная ребенком, снова носит аффективный характер, игры продолжаются. В результате ребенок сможет удерживать ситуацию извне и управлять ею. С помощью предметов (символических кубиков) он выходит из конфликта и избегает аффективных реакций.