Семья в социальном пространстве. Роль семьи в развитии, воспитании, социализации личности.
«Воспитательные» воздействия среды начинаются с самого момента зарождения человеческого организма. Здесь первичной окружающей средой человека является лоно матери. Исследования подтверждают, что от особенностей внутриутробного развития плода во многом зависит и последующий (постнатальный) процесс физического и психического становления ребенка. Появившись на свет, младенец попадает в новое физическое и социальное окружение, которое чаще всего и называется семьей. Семья для ребенка - это и физическая структура, и размер жилищного пространства, и социальное пространство, характеризующее особенности взаимоотношений между членами семьи.
Семья - основная среда обитания и жизнедеятельности детей (особенно маленьких). Именно через семью ребенок осваивает окружающий мир, именно в семье он получает первый (а поэтому столь важный) опыт отношений с другими людьми, именно через отношение близких людей он формирует представление о себе. Семья создает у ребенка понятие дома не как помещения, а как чувства, ощущения, места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семейное воспитание - самое результативное, так как осуществляется непрерывно и охватывает все стороны формирующейся личности.
Семейное воспитание является средством передачи от поколения к поколению основных ценностных ориентации и отношений личности (воспитательное воздействие). В ходе семейного воспитания ребенок научается жить по правилам, соблюдать определенные требования и налаживать взаимоотношения (семья как средство социализации). В семье с течением времени созревает не только организм ребенка, но также формируются его психические функции - внимание, память, мышление, воля, рефлексия (семья как источник и средство развития).
Семейное воспитание -лишь часть общественного воспитания, хоть и самая важная. Поэтомувоспитание детей - не только личное дело родителей. Общество через государственные органы и общественные организации имеет возможности в известном смысле контролировать выполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей.
5.2. Принципы и содержание семейного воспитания.
Наиболее общие принципы семейного воспитания:
V гуманность и милосердие к растущему человеку;
л/ вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
V открытость и доверительность отношений с детьми;
V оптимистичность взаимоотношений в семье;
V последовательность в своих требованиях;
•у оказание посильной помощи ребенку, готовность и желание отвечать на его вопросы.
Все принципы можно свести к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления педагогической работы. В семье осуществляется:
V физическое;
л/ эстетическое;
V трудовое;
V умственное;
V нравственное воспитание, видоизменяясь от возраста к возрасту.
По мере сил родители и близкие дают детям знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, воспитывают отношение к миру, людям, жизни.
Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание (воспитание таких качеств, как доброжелательность, честность, открытость, трудолюбие). Целью семейного воспитания является формирование таких качеств, которые помогут достойно пройти жизненный путь. Именно родители - первые воспитатели -имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
5..?. Типы семей, особенности их влияния на воспитание детей. Модели негативных семейных взаимоотношений.
В зависимости от структуры родственных связей выделяются различные типы семей. Наиболее распространенной из них является простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется другой тип - расширенная, или сложная, семья. Она включает в себя три и более поколения, живущих вместе и связанных общим хозяйством. Важным основанием для выделения типа семьи является наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью, в состав которой входят оба супруга, и неполную семью, в которой один из супругов отсутствует.
Какая из названных типов семей лучше всего подходит для решения задач воспитания, однозначно ответить невозможно. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Так, в простой семье молодое поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, в ней меньше конфликтов между «отцами» и «детьми». Однако в подобной семье быстрее нарушаются семейные традиции, объединяющие взрослых и детей, у старшего поколения исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участие в их воспитании. В сложной семье также имеются позитивные и негативные стороны.
Особую группу представляют неполные семьи. Причины этого социального явления неоднозначны, но чаще всего - это разводы, которые не могут оставить детей равнодушными. Однако к неполным семьям нельзя относиться предвзято, а к детям, которые в них воспитываются, - как к потенциально неблагополучным.В ряде случаев семья, с воспитательной точки зрения, наоборот, перестает быть неблагополучной именно в результате развода, потому что из нее удаляются источники постоянного негативного влияния на детей (влияние алкоголика, наркомана или психически неуравновешенного отца / матери). Конечно, в неполной семье условия воспитания усложняются за счет снижения материального уровня, перегрузки родителя, с которым остались дети. Однако появляются компенсирующие факторы: дети проникаются уважением и сочувствием к родителю, становятся более близкими эмоционально и более ответственными.
В целом, чтобы выявить характер типа семьи на воспитание и развитие ребенка, необходим индивидуальный подход к конкретной семье.
С учетом воспитательного воздействия выделяют следующие модели негативных семейных взаимоотношений
Безнадзорность встречается, когда родители излишне заняты и не уделяют должного внимания своим детям. Родители в целом любят своих детей, но у них не хватает времени эту любовь проявить. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, часто попадают под «уличное» влияние.
Гиперопека - жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время указания, предупреждения, запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах. У подростков все это может вылиться в бунт против родительского «насилия»: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома.
Воспитание по типу «Золушки» - это обстановка эмоциональной отверженности ребенка, безразличного, «холодного» отношения к нему. Ребенок чувствует, что родители его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что это не так. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то из детей любят больше. Такая ситуация способствует появлению озлобленности и невротическому поведению.
«Жесткое воспитание» - за малейшую провинность (а иногда и без нее) ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К.Д. Ушинский указывал, что страх - самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, угодничество).
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности, с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. Наиболее распространенным последствием такого воспитания являются навязчивые страхи, постоянная тревога.