Он способен прощать
Благочестивый мусульманин, подчиняющийся руководству своей религии, способен прощать. Способность к прощению является одним из высоких нравственных качеств, о котором Аллаh Всевышний с большой похвалой отзывается во многих аятах Корана. В этих аятах указывается, что люди, которым свойственно это качество, являют собой образцы высшего благочестия в исламе, ибо Аллаh отнёс их к числу совершающих благодеяния, а, значит, снискавших любовь и благоволение Аллаhа. Так, например, Аллаh Всевышний сказал:
«… и которые сдерживают гнев и прощают людям. Аллаh любит добродеющих!» (Семейство Имрана, 134)
Это объясняется тем, что такие люди сумели сдержать свой гнев и освободились от бремени скрытой злобы и ненависти, выйдя на широкий простор прощения и снисходительности к людям. И благодаря этому они не только обрели чистоту, радость и спокойствие души, но снискали и нечто большее, а именно — любовь Аллаhа и Его благоволение.
Способностью прощать и снисходительно относиться к другим обладают лишь те люди, сердца которых открылись для восприятия руководства ислама, а души переняли его высокие нравственные качества, вследствие чего победе, отмщению и восстановлению справедливости, к чему побуждают их души, они предпочли прощение и награду Аллаhа.
Побуждая душу человека к восхождению на эту высокую и труднодостижимую вершину, благородный Коран использует прекрасные методы. Так, например, в Коране говорится, что тот, кто подвергается притеснениям, должен защищаться, чтобы оградить себя от несправедливости и враждебности. Это было сказано потому, что воздавать за дурное следует равным, но это не значит, что Коран призывает человека, претерпевшего несправедливости и обиды от своего брата, к сведению счетов и отмщению, наоборот, он как бы мягко берёт такого человека за руку и ведёт его к вершине терпения, прощения и снисходительности, заверяя его в том, что достижение этой вершины будет свидетельствовать о его твёрдости в важных делах.[131]
Аллаh Всевышний сказал:
«… и которые защищаются, подвергнувшись притеснениям. И воздаянием за дурное (должно) послужить нечто столь же дурное, а того, кто простит и уладит, — наградит его Аллаh. Поистине, Он не любит несправедливых! Не в чем упрекнуть тех, кто защищался от несправедливости, но заслуживают упрёков обижающие людей и без права покушающиеся на земле (на то, что им не принадлежит): таким уготовано мучительное наказание. Что же до тех, кто проявлял терпение и прощал, то, поистине, это — от решимости в делах.[132]» (Совет, 39-43)
Когда Абу Бакр, да будет доволен им Аллаh, услышал клеветнические речи, распространявшиеся некоторыми грешными людьми и порочившие честь его дочери, матери правоверных Аиши,[133] то душу его охватила скорбь и он поклялся прекратить оказывать свою помощь тем неблагодарным, которые вели эти греховные разговоры, после чего был ниспослан аят, в котором сказано:
«И пусть занимающие высокое положение и обладающие достатком среди вас не клянутся, что перестанут оказывать помощь родственникам, беднякам и переселившимся на пути Аллаhа, и пусть они прощают и извиняют. Разве не хотите вы, чтобы Аллаh простил вас? Ведь Аллаh — Прощающий, Милосердный!» (Свет, 22)
Поистине, взаимоотношения между членами общества правоверных основываются не на упрёках, подсчётах, желании настоять на своём и стремлении отомстить за все малые и большие обиды, нет, в основе взаимоотношений между ними лежат такие вещи как проявление снисходительности, способность закрывать глаза на упущения со стороны других, прощение и проявление терпения, к чему призывают людей установления ислама и к чему побуждает их его высокое и правильное руководство. Так, например, Аллаh Всевышний сказал:
«Не равны между собой доброе и дурное, отражай же тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет как близкий друг. И не будет наделён этим никто, за исключением проявлявших терпение, и не будет наделён этим никто, кроме обладающих великим уделом.» (Разъяснены, 34-35)
Поистине, если всегда отвечать злом на зло, это приведёт к возникновению у людей враждебных чувств по отношению друг к другу и породит ненависть и тайную злобу. Если же на зло отвечать добром, то это будет гасить гнев, успокаивать души и очищать их от скверны тайной злобы, и бывшие враги будут превращаться в близких друзей благодаря всего лишь доброму слову или улыбке одного из них. И для отражающего дурное тем, что лучше, это становится великим успехом, поскольку, как указывается в упомянутом нами аяте, на это способны лишь те, кому дарован великий удел, ведь только они могут отражать дурное с помощью проявления терпения, отвечая на дурное — хорошим.
Именно таких нравственных норм должен придерживаться верующий в обществе правоверных, и многие аяты были ниспосланы для того, чтобы заложить эти основы в душах людей. Вот почему они предъявляют к верующему требование сдерживать свой гнев, извинять и великодушно прощать других, ведь после этого от ненависти, раздражения или тайной злобы не остаётся и следа.
Аллаh Всевышний сказал:
«… так прощай же великодушно.» (Аль-Хиджр, 85)
В благородных хадисах способности прощать и проявлять снисходительность к людям, уделяется не меньше внимания, чем в аятах Корана, и они также направлены на то, чтобы привить это качество душам людей. Многие из них рассказывают о том, как проявлялось это качество в посланнике Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), которому оно было присуще и который является примером для мусульман, их имамом и воспитателем, и призывают людей подражать ему и следовать его правильным путём. Так, например, сообщается что Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказала:
«Если не считать тех случаев, когда посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сражался на пути Аллаhа, он никогда никого не бил своей рукой, в том числе женщин и слуг, и какие бы обиды ему ни наносили, он никогда не мстил тем, кто делал это, если только при этом не нарушались запреты Аллаhа Всевышнего, так как в подобных случаях он мстил за Аллаhа Всевышнего.» (Муслим)
Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) всегда выполнял те указания, которые давал ему Господь славы, сказавший:
«Держись прошения, побуждай к добру и отстраняйся от невежд.» (Преграды, 199)
И он всегда следовал другому велению Всевышнего, который сказал:
«… отражай же тем, что лучше…» (Разъяснены, 34)
Таким образом, его характер стал уникальным знамением, из числа знамений, созданных его Господом, и в равной степени проявлял себя по отношению ко всем людям, так как он не отвечал дурным на дурное, но прощал, старался улаживать дело миром и отстранялся от невежд, отражая плохое тем, что лучше. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллаh, сказал:
"Однажды, когда я шёл куда-то вместе с посланником Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), на котором был плащ из Наджрана (один из районов Йемена) на грубой подкладке, его догнал какой-то бедуин, с силой потянувший (Пророка за края этого плаща). Я посмотрел на плечо Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) и увидел, что после этого на нём остался след от этой подкладки, а (бедуин) сказал: "О Мухаммад, вели, чтобы мне дали что-нибудь из богатств Аллаhа, которые у тебя есть!" — Пророк же повернулся к нему и рассмеялся, а потом велел дать ему что-то". (Аль-Бухари и Муслим)
И привычка прощать столь глубоко укоренилась в его благородной душе, что он простил даже ту иудейку, которая преподнесла ему отравленную баранину, о чём свидетельствует содержание хадиса, передаваемого обоими шейхами Аль-Бухари и Муслимом и другими мухаддисами. В этом хадисе сообщается о том, что:
"Одна иудейка прислала в дар посланнику Аллаhа отравленную баранину, и он вместе с некоторыми из своих сподвижников стал есть это мясо, но через некоторое время сказал им: "Прекратите (есть), ибо, поистине, оно отравлено!" А потом эту женщину привели к посланнику Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) и он спросил её: "Что побудило тебя к этому?" Она ответила: "Я хотела узнать, действительно ли ты являешься Пророком, ведь если это так, то Аллаh обязательно должен был дать тебе знать об этом и это не повредило бы тебе, в противном же случае мы бы отдохнули от тебя". Тут люди спросили: "Не убить ли нам её?" — но он сказал: "Нет!" — и простил эту женщину.
А когда взбунтовалось племя Даус, члены которого отказались подчиняться велениям Аллаhа и Его посланника, к Пророку (мир ему и благословение Аллаhа) явился Ат-Туфайль ибн Амр Ад-Дауси, да будет доволен им Аллаh, и сказал: "Поистине, дауситы взбунтовались и отказались повиноваться, призови же на них проклятие Аллаhа!" После этого посланник Аллаhа повернулся лицом к кибле и воздел руки к небу, а люди сказали: "Они пропали!"[134] Однако, посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), который был милосерден и снисходителен к людям и опасался, что Аллаh обрушит на этих рабов свою кару, принялся взывать к Аллаhу с мольбами за них, говоря:
«О Аллаh, направь дауситов на путь истинный и приведи их,[135] о Аллаh направь дауситов на путь истинный и приведи их, о Аллаh направь дауситов на путь истинный и приведи их![136]» (Аль-Бухари и Муслим)
И Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) всё время старался привить душам мусульман такие качества, как способность прощать и снисходительно относиться к упущениям людей даже в том случае, если от них будут отворачиваться и порывать с ними отношения. Объясняется это тем, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа), являвшийся воспитателем и отличавшийся дальновидностью, которой наделил его Аллаh, понимал, что великодушие и снисходительность найдут путь к душам людей скорее, чем суровость, применение силы и разрыв отношений с ними. Именно поэтому когда Укба ибн Амир, да будет доволен им Аллаh, попросил его: "О посланник Аллаhа, поведай мне о том, какие дела являются наиболее достойными" — Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) дал ему такое наставление:
«О Укба, поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и отстраняйся от того, кто притесняет тебя.»
А в другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«… и прощай тому, кто притесняет тебя.» (Ахмад и Ат-Табарани)