Shchukin Mikhail Nikolaevich

УДК 331.53:004.7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ И ВЫПУСКНИКАМ ВУЗОВ ПРИ УСТРОЙСТВЕ НА РАБОТУ

Васягина Инна Сергеевна

Помощник ректора по воспитательной работе,

сотрудник Центра содействия трудоустройству

студентов и выпускников

Мордовский гуманитарный институт, г. Саранск

E-mail: [email protected]

Щукин Михаил Николаевич

Канд. эк. наук, доцент кафедры бизнес-информатики

координатор Центра содействия трудоустройству

студентов и выпускников

Мордовский гуманитарный институт, г. Саранск

E-mail: [email protected]

METHODICAL RECOMMENDATIONS TO STUDENTS AND GRADUATES WHEN APPLYING FOR WORK

Inna Vasyagina

Rector's assistant on educational work,

worker of Center employment assistance
students and graduates

Mordovian humanitarian Institute, Saransk

Shchukin Mikhail Nikolaevich

Candidate of Economics, Associate Professor of business Informatics

Coordinator of Center employment assistance
students and graduates

Mordovian humanitarian Institute, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности трудоустройства студентов и выпускников. Психологический аспект поиска интересующей должности и построения собственной карьеры. Даны методические рекомендации по созданию качественного и конкурентоспособного резюме.

ABSTRACT

The article discusses the features of employment of students and graduates. The psychological aspect of finding the desired position and build their own career. Methodical recommendations for building a quality and competitive resume.

Ключевые слова: резюме, карьера, потенциал, креативность, собеседование, субординация.

Keywords: resume, career, potential, creativity, job interview, subordination.

Востребованность и трудоустройство выпускников – важнейшие показатели качества подготовки студентов и конкурентоспособности современного ВУЗа. В Мордовском гуманитарном институте функционирует Центр содействия трудоустройству студентов и выпускников, сотрудники которого проводят системную работу по содействию трудоустройству. В институте регулярно проводится консультационная работа со студентами по вопросам самопрезентации, профориентации и информирования о состоянии рынка труда [5, с. 63].

Поиск достойной работы, дающей профессиональный рост и самоутверждение, сопровождается физическими, материальными и эмоциональными потерями, а зачастую это наносит удар и по самоуважению. Ко всему этому нужно быть готовым. У любого человека есть достаточно внутренних сил, что бы жить в согласии с собой и своей совестью и сделать для людей нечто хорошее, на что способен только он. Это и есть прекрасная карьера.

Сони Фридман говорит: «Вы можете управлять тремя вещами: вашими мыслями, словами и поведением. Что бы изменить свою жизнь, нужно увидеть в этих дарованных вам возможностях самые могущественные инструменты формирования собственной судьбы» [2, с. 16].

Сделать блестящую карьеру может каждый, независимо от профессии и места работы. Блестящая карьера любого человека вносит значимый вклад в общее дело, порождая доверие и преданность окружающих. Самое важное– это правильные внутренние установки и умение объективно оценивать свой потенциал.

Но как же устроиться на интересующую вас работу, ведь именно с этого начинается построение вашей карьеры. Важным пунктом на начальных этапах вашей трудовой деятельности является написание резюме.

Достаточно формально к этому вопросу подошел Джеффри Дж. Фокс: «Вы – товар, а ваше резюме – это способствующая его сбыту рекламная литература» [4, с. 18]. Более 90% резюме не рассматриваются и не конкурентно способны, если они оформлены традиционным образом. Следует прибегать к нестандартным решениям и проявлять оригинальность, только тогда вас заметят, вы заинтересуете потенциального работодателя. Но не стоит излишне выходить за рамки традиционных оформлений, ведь торт, украшенный огромным количеством несъедобных материалов, предназначен лишь для эстетической составляющей, но не для практического использования. Важно помнить и об уместности вашего оригинального послания: если вы отправляете резюме в туристическую фирму или компанию по подготовке праздников, то вашу оригинальную подачу обязательно оценят, но для работы в крупной финансовой компании или юридической консультации ваше творческое мышление может сыграть против вас.

Основные ошибки студентов и выпускников ВУЗов при составлении резюме:

1. Стандартный, формализованный подход;

2. Слишком большой объем информации (при устройстве на работу молодые специалисты стараются рассказать о себе абсолютно все, что приводит к перегруженности резюме и снижает вероятность заинтересованности к вам, как к потенциальному сотруднику);

3. Несоответствие информации в резюме для искомой должности (руководителю адвокатской конторы навряд ли будет интересно знать, что вы хорошо играете на музыкальных инструментах);

4. Информация о вас и ваших способностях сильно «приукрашена» (самым распространенным является указание уровня владения иностранными языками. Если судить по резюме, то большая часть устраивающихся на работу в совершенстве владеет иностранными языками).

Резюме конечно же является вашей рекламой, но врать не стоит. Все ваши способности проверят при личной встрече, и мало кому понравится ваша нечестность.

Следует запомнить, что резюме должно выделяться из общей массы, содержать качественную, достоверную информацию и должно быть изложено в сжатой форме. И лучше всего, если вы доставите резюме не по почте, а лично в руки, так вы станете своеобразным сопроводительным письмом. Это покажет вашу заинтересованность в предлагаемой должности и снизит вероятность потери вашего резюме.

Прежде чем написать резюме, студентам и выпускникам нужно хорошо подготовиться:

Во-первых, всесторонне изучите организацию, в которой вы собираетесь работать. Важно знать любую мелочь. Попробуйте переговорить, если это возможно, с сотрудниками данной организации, что бы они представили вам больше достоверной информации (при этом не следует говорить им о цели вашего интереса, так как вы возможно будете потенциальным конкурентом вашего собеседника). Постарайтесь узнать о концепции и перспективных направлениях работы. Если при устройстве на работу вы принесете с собой актуальный проект, это положительно скажется на вашей карьере.

Во-вторых, используя имеющуюся у вас информацию об организации, при использовании советов, указанных выше, составьте качественное резюме, после которого вас пригласят на собеседование. Как правило, на создание качественного резюме в среднем уходит от 3 до 7 дней.

В-третьих, если вас пригласили на собеседование, отнеситесь к этому очень ответственно: заранее продумайте свой внешний вид и подготовьте все необходимое, спланируйте беседу, возможные вопросы. Возьмите с собой копию резюме, и, конечно же, будьте готовы ответить на любой вопрос. Покажите свою значимость для работы в данной организации.

В-четвертых, не забывайте отслеживать ситуацию, если в указанный срок вам так и не перезвонили, позвоните сами, напомните о себе. Возможно секретарь просто не смог до вас дозвониться.

В современных компаниях существуют специалисты по отбору кадров, которые являются своего рода психологами, которые определяют вашу профпригодность. Сообщать заведомо ложную информацию не стоит, лучше во время интервью быть максимально честным, но не забывайте про соблюдение субординации.

Студентам и выпускникам ВУЗов необходимо помнить, что они сами строят свою карьеру. Не надо бояться интересоваться, задавать вопросы, узнавать о новых вакансиях, участвовать в интересующих вас мероприятиях, тренингах. Человек с активной жизненной позицией имеет больше шансов заявить о себе.

Как говорит Стивен Кови: «Знать и не делать – все равно, что не знать; научиться и не делать – все равно, что не научиться» [2, с. 10].

Список литературы:

1. Кибанов А. Я. Управление трудоустройством выпускников вузов на рынке труда: Монография / А.Я. Кибанов, Ю.А. Дмитриева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 250 с.

2. Кови С. Карьерное преимущество: Практические рекомендации [Электронный ресурс] / Стивен Кови, Дженнифер Колосимо; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 95 с. [Электронный ресурс] Режим доступа. – URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=519526 (дата обращения: 16.05.2016)

3. Сайт ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж». [Электронный ресурс] Режим доступа. – URL: http://www.aspc-edu.ru/edu/departments/it/career/work_tips.php (дата обращения: 16.05.2016)

4. Фокс Дж. Не торопитесь посылать резюме: Нетрадиционные советы тем, кто хочет найти работу свой мечты [Электронный ресурс] / Джеффри Дж. Фокс; Пер. с англ. - 4-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. - 189 с. [Электронный ресурс] Режим доступа. – URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=520747 (дата обращения: 16.05.2016)

5. Щукин М. Н. Организация системной работы по увеличению уровня востребованности и трудоустройства выпускников института // В сборнике: Инновационные тенденции, социально-экономические и правовые проблемы взаимодействия в международном пространстве. Материалы Международной научно-практической конференции XVI Макаркинские научные чтения.2016. С. 61-64

References:

1. Kibanov A.Ya. The management of the employment of graduates in the labour market: Monography / A.Ya. Kibanov, Yu. A. Dmitrieva. - M.: research center INFRA-M, 2014. – 250 p.

2. Kovi S. Career advantage: Practical recommendations [Electronic resource] / Stiven Kovi, Jennifer Colosimo; Per. from English. - M.: Al'pina Pablisher, 2014. - 95 p. [Electronic resource] Mode of access. – URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=519526 (reference date: 16.05.2016)

3. The website of the COLLEDGE of JSC "Astrakhan state Polytechnic College". [Electronic resource] Mode of access. – URL: http://www.aspc-edu.ru/edu/departments/it/career/work_tips.php (reference date: 16.05.2016)

4. Fox George. Take the time to post a summary: Unconventional advice for those who want to find a job of your dreams [Electronic resource] / Jeffrey J.. Fox; TRANS. from English. - 4-e Izd. - M.: Al'pina Biznes Buks, 2014. - 189 p. [Electronic resource] Mode of access. – URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=520747 (reference date: 16.05.2016)

5. Shchukin M. N. Organization of systematic work to increase the level of demand and employment of graduates of the Institute // In the book: Innovative trends, socio-economic and legal problems of cooperation in international space. Materials of International scientific-practical conference Makanchinskiy XVI scientific readings.2016. S. 61-64

Наши рекомендации