Значения СБ, соответствующие разным уровням выполнения заданий

Уровень Условные очки Графический диктант Образец и правило Лабиринт
0-1 0-2 0-13
2-4 14-22
5-10 4-6 23-28
11-13 29-36
14-16 8-12 37-44

Итоговая оценка выполнения ребенком комплекса диагностических заданий представляет собой сумму условных очков, полученных за выполнение методик. Она может колебаться в пределах от 0 до 36 очков. С помощью табл.2 по итоговой оценке определяется уровень сформированности компонентов учебной работы.

Таблица 2

Значения итоговой оценки, соответствующие разным уровням сформированности компонентов учебной работы детей 6,7,8 лет

Возраст ребенка Итоговая оценка 6 -6,5 лет 7 лет 8 лет
0-12 Особо низкий Особо низкий Особо низкий
13-18 низкий Особо низкий Особо низкий
19-23 Ниже среднего низкий низкий
24-30 средний Ниже среднего низкий
31-33 Выше среднего средний Ниже среднего
34-35 высокий Выше среднего средний
Особо высокий высокий Выше среднего

Приведем пример работы с таблицами.

Предположим, ребенок шести лет получил по методике «Графический диктант» СБ = 7, по методике «Образец и правило» — СБ = 3 и по методике «Лабиринт» -СБ 14.

По табл. 1 определяем соответствующие уровни и условные очки. Для «Графического диктанта» это III уровень, 9 очков (т. к. число 7 попадает в соответствующий интервал 5-10). Дли «Образца и правила» СБ-3 - это II уровень, 6 очков. Для «Лабиринта» число 14 попадает также в интервал, соответствующий 11 уровню, 6 очкам. Итоговая оценка сос­тавляет 9 + 6 + 6 = 21. По табл. 2 устанавливаем, что 21 очко характеризу­ет уровень сформированности компонентов учебной работы ниже сред­него (попадая в интервал 19-23 очка).

Методика 4. «Рисунок человека» (приложение 4)

Проведение методики. Каждому ребенку даются простой карандаш и лист нелинованной бумаги, на котором написаны его имя, фамилия и дата обследования. Не забудьте подготовить точилку, чтобы точить ка­рандаши, сломавшиеся во время работы.

Инструкция:

«Нарисуйте че­ловека — всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше — так, как вы умеете».

Если кто-либо из детей задает уточняющие вопросы («Мальчика или девочку?», «А можно, чтобы у него в руке был шарик?» и т.п.), то ему говорят: «Рисуй так, как ты хочешь». К робкому ребенку, долго не начи­нающему рисовать, надо подойти, подбодрить его и побудить к рисо­ванию. Приходится подбадривать и тех детей, кто работает особо мед­ленно, не успевает кончить рисунок к тому времени, когда большин­ство остальных уже закончили. Тому, кто рисует только лицо, надо ин­дивидуально повторить указание нарисовать человека целиком.

Оценка результатов.

Количественная оценка уровня выполнения задания «Рисунок человека» может быть получена на основе одновременного учета как способа изображения, так и числа имеющихся основных и второстепенных деталей.

За каждую из основных деталей ставят по 2 балла.

К основным деталям относятся голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги; парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна.

1 балл ставят за каждую из следующих второстепенных деталей: уши, волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь).

За правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) добавляют еще 1 балл.

За пластический способ изображения – 8 дополнительных баллов – приложение 4, рисунок 5;

за промежуточный (при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) – 4 балла – прил. 4, рис. 4;

если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, то ставят 2 дополнительных балла – прил. 4, рис. 3 (в приложении неточность, обратить внимание!!!- ноги и руки двумя линиями)

За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.

См. приложение 4.

Таким образом, минимальный балл – ноль, максимальный (при наличии всех перечисленных деталей и при пластическом изображении) – 30. Ориентировочные возрастные нормы приведены в таблице (точка с запятой разделяет годы и месяцы).

Существенное отставание от возрастной нормы может являться следствием нарушения интеллектуального развития.

Возраст Баллы
3; 6 – 4;0 4-13
4;1 - 5;0 8-17
5;1 – 6;0 14 – 22
6;1 - 7;0 18 – 25
7;1 – 8;0 20-26
8;1 - 9;0 22 – 27
9;1 – 10;0 23-28
10;1 – 11;0 24-30
11;1 – 13;0 25-30
13;1 26 – 30

СВОДНЫЙ СПИСОК ТЕСТОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО РИСУНОЧНЫМ ТЕСТАМ (А.Л. Венгер)

1. НАЖИМ НА КАРАНДАШ - показатель психомоторного тонуса:

а)Слабый нажим, местами линия едва видна— астения; пассивность; иногда депрессивное или субдепрессивное состояние

б)Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу— эмоциональная напряженность; ригид­ность; импульсивность

в)Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу— конфликтность; гиперак­тивность; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психоти­ческое состояние.

г)Нажим сильно варьирует— эмоциональная лабильность (с четы­рехлетнего возраста).

д)Колебания нажима особо сильны— эмоциональная неустойчи­вость; иногда острое состояние.

ОСОБЕННОСТИ ЛИНИЙ

а) Штриховые линии — тревожность как черта личности.

б) Множественные линии— тревога как состояние на момент обследования; стрес­совое состояние; иногда импульсивность.

в) Эскизные линии: сначала проводятся слабые линии, затем наиболее удачная наводится более жирной (27) — стремле­ние контролировать свою тревогу, дер­жать себя в руках.

г) Промахивающиеся линии, не попадаю­щие в нужную точку— импульсивность; органическое пораже­ние мозга; иногда гиперактивность

д) Линии, не доведенные до конца— астения; иногда импульсивность (с пятилетнего возраста).

е) Искажение формы линий— орга­ническое поражение мозга; импульсив­ность; иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста).

РАЗМЕР РИСУНКОВ

а) Увеличенный размер: рисунок человека занимает более 2/3 листа по высоте, тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность; гиперактивность.

б) Уменьшенный размер: рисунок занима­ет менее 1/3 листа по высоте—ТРЕВОЖНОСТЬ

в) Размер рисунков сильно варьирует — эмоциональная лабильность.

Наши рекомендации