Значения СБ, соответствующие разным уровням выполнения заданий
Уровень | Условные очки | Графический диктант | Образец и правило | Лабиринт |
0-1 | 0-2 | 0-13 | ||
2-4 | 14-22 | |||
5-10 | 4-6 | 23-28 | ||
11-13 | 29-36 | |||
14-16 | 8-12 | 37-44 |
Итоговая оценка выполнения ребенком комплекса диагностических заданий представляет собой сумму условных очков, полученных за выполнение методик. Она может колебаться в пределах от 0 до 36 очков. С помощью табл.2 по итоговой оценке определяется уровень сформированности компонентов учебной работы.
Таблица 2
Значения итоговой оценки, соответствующие разным уровням сформированности компонентов учебной работы детей 6,7,8 лет
Возраст ребенка Итоговая оценка | 6 -6,5 лет | 7 лет | 8 лет |
0-12 | Особо низкий | Особо низкий | Особо низкий |
13-18 | низкий | Особо низкий | Особо низкий |
19-23 | Ниже среднего | низкий | низкий |
24-30 | средний | Ниже среднего | низкий |
31-33 | Выше среднего | средний | Ниже среднего |
34-35 | высокий | Выше среднего | средний |
Особо высокий | высокий | Выше среднего |
Приведем пример работы с таблицами.
Предположим, ребенок шести лет получил по методике «Графический диктант» СБ = 7, по методике «Образец и правило» — СБ = 3 и по методике «Лабиринт» -СБ 14.
По табл. 1 определяем соответствующие уровни и условные очки. Для «Графического диктанта» это III уровень, 9 очков (т. к. число 7 попадает в соответствующий интервал 5-10). Дли «Образца и правила» СБ-3 - это II уровень, 6 очков. Для «Лабиринта» число 14 попадает также в интервал, соответствующий 11 уровню, 6 очкам. Итоговая оценка составляет 9 + 6 + 6 = 21. По табл. 2 устанавливаем, что 21 очко характеризует уровень сформированности компонентов учебной работы ниже среднего (попадая в интервал 19-23 очка).
Методика 4. «Рисунок человека» (приложение 4)
Проведение методики. Каждому ребенку даются простой карандаш и лист нелинованной бумаги, на котором написаны его имя, фамилия и дата обследования. Не забудьте подготовить точилку, чтобы точить карандаши, сломавшиеся во время работы.
Инструкция:
«Нарисуйте человека — всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше — так, как вы умеете».
Если кто-либо из детей задает уточняющие вопросы («Мальчика или девочку?», «А можно, чтобы у него в руке был шарик?» и т.п.), то ему говорят: «Рисуй так, как ты хочешь». К робкому ребенку, долго не начинающему рисовать, надо подойти, подбодрить его и побудить к рисованию. Приходится подбадривать и тех детей, кто работает особо медленно, не успевает кончить рисунок к тому времени, когда большинство остальных уже закончили. Тому, кто рисует только лицо, надо индивидуально повторить указание нарисовать человека целиком.
Оценка результатов.
Количественная оценка уровня выполнения задания «Рисунок человека» может быть получена на основе одновременного учета как способа изображения, так и числа имеющихся основных и второстепенных деталей.
За каждую из основных деталей ставят по 2 балла.
К основным деталям относятся голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги; парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна.
1 балл ставят за каждую из следующих второстепенных деталей: уши, волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь).
За правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) добавляют еще 1 балл.
За пластический способ изображения – 8 дополнительных баллов – приложение 4, рисунок 5;
за промежуточный (при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) – 4 балла – прил. 4, рис. 4;
если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, то ставят 2 дополнительных балла – прил. 4, рис. 3 (в приложении неточность, обратить внимание!!!- ноги и руки двумя линиями)
За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.
См. приложение 4.
Таким образом, минимальный балл – ноль, максимальный (при наличии всех перечисленных деталей и при пластическом изображении) – 30. Ориентировочные возрастные нормы приведены в таблице (точка с запятой разделяет годы и месяцы).
Существенное отставание от возрастной нормы может являться следствием нарушения интеллектуального развития.
Возраст | Баллы |
3; 6 – 4;0 | 4-13 |
4;1 - 5;0 | 8-17 |
5;1 – 6;0 | 14 – 22 |
6;1 - 7;0 | 18 – 25 |
7;1 – 8;0 | 20-26 |
8;1 - 9;0 | 22 – 27 |
9;1 – 10;0 | 23-28 |
10;1 – 11;0 | 24-30 |
11;1 – 13;0 | 25-30 |
13;1 | 26 – 30 |
СВОДНЫЙ СПИСОК ТЕСТОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО РИСУНОЧНЫМ ТЕСТАМ (А.Л. Венгер)
1. НАЖИМ НА КАРАНДАШ - показатель психомоторного тонуса:
а)Слабый нажим, местами линия едва видна— астения; пассивность; иногда депрессивное или субдепрессивное состояние
б)Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу— эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность
в)Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу— конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психотическое состояние.
г)Нажим сильно варьирует— эмоциональная лабильность (с четырехлетнего возраста).
д)Колебания нажима особо сильны— эмоциональная неустойчивость; иногда острое состояние.
ОСОБЕННОСТИ ЛИНИЙ
а) Штриховые линии — тревожность как черта личности.
б) Множественные линии— тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.
в) Эскизные линии: сначала проводятся слабые линии, затем наиболее удачная наводится более жирной (27) — стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.
г) Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку— импульсивность; органическое поражение мозга; иногда гиперактивность
д) Линии, не доведенные до конца— астения; иногда импульсивность (с пятилетнего возраста).
е) Искажение формы линий— органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста).
РАЗМЕР РИСУНКОВ
а) Увеличенный размер: рисунок человека занимает более 2/3 листа по высоте, тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность; гиперактивность.
б) Уменьшенный размер: рисунок занимает менее 1/3 листа по высоте—ТРЕВОЖНОСТЬ
в) Размер рисунков сильно варьирует — эмоциональная лабильность.