Задачи и состав сил и средств РСЧС
Основными задачами сил и средств РСЧС являются:
1. Осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;
2. Ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС;
3. Проведение эвакуационных мероприятий из зон ЧС в безопасные районы;
4. Проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий в ЧС;
5. Восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;
6. Поддержание формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, обучение и повышение профессиональной квалификации личного состава;
7. Разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.
В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства ликвидации ЧС, силы и средства наблюдения и контроля.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:
1. Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
2. Формирования и учреждения ВСМК;
3. Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;
4. Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
5. Формирования ГО Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;
6. Специально подготовленные силы и средства войск ГО Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
7. Аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;
8. Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
9. Восстановительные и пожарные поезда МПС России;
10. Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
Аварийно-спасательные формирования укомплектовываются с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток.
Аварийно-спасательная служба - совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Состав и структуру аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований) определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС, а также требований законодательства РФ.
Основными задачами аварийно-спасательной службы (аварийно-спасательного формирования) являются:
1. Поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований) в постоянной готовности к выдвижению в зону ЧС и проведению работ по ликвидации ЧС;
2. Контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий и проведению на них работ по ликвидации ЧС;
3. Ликвидация ЧС на обслуживаемых объектах или территориях.
В соответствии с законодательством РФ аварийно-спасательная служба (аварийно-спасательное формирование) может создаваться:
1. на постоянной штатной основе (профессиональная аварийно-спасательная служба, профессиональное аварийно-спасательное формирование);
2. на нештатной основе (нештатное аварийно-спасательное формирование);
3. на общественных началах (общественное аварийно-спасательное формирование).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924, к силам и средствам РСЧС к силам и средствам наблюдения и контроля относятся:
10. Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на здоровье населения;
11. Формирования санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России;
12. Ветеринарная служба Минсельхозпрода России;
13. Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Минсельхозпрода России;
14. Геофизическая служба Российской академии наук;
15. Служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
16. Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;
17. Космические средства наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации;
18. Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.
Силы и средства наблюдения и контроля осуществляют:
· наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды,
· наблюдение за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
· анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения и др.;