Теория потребностей Маслоу
Потребность и желание. Потребность и мотив.
Желание в психологии: Характеризуется более или менее осознанным представлением о стремлении совершить какой-либо поступок или действие.
Этика и соц. Психология: рассматривают желание с точки зрения его обусловленности соц. Нормами и ценностями. Желание понимается как стремление и импульс к достижению какой-л. Цели, идеала, мечты.
У желания всегда есть 2 стороны:
- эмоциональная( за которой стоят влечение, импульс, чувства)
- ценностная (за которой стоит стремление, умпульс к достижению цели).
В совр. Философии:
- понятие желание было транслировано из психоанализа Фрейда.
- именно философия проводит разграничение понятий желание и потребность.
Различие по Фрейду:
- потребность рождается внутренним напряжением и удовлетворяется приобретением необходимого объекта
- желание предполагает повторное мысленное воспроизведение тех восприятий, котрые сформировались при возниктовении этих желаний.
Мотив – побудительная сила.
- пришёл в психологию из музыки, мельчайший компонент в музыке, кот. Определяет ясным определённым содержанием.
- в литературе – повторяющееся действие
· Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта
· Предметно-направленная активность определённой силы
· Осозноваемая причина, лежащая в основе выюора действий и поступков личности
Структура мотива:
- потребности
- инстинкты
- эмоции
- установки
- идеалы
Особенности:
- Содержит побудительную и направляющую силу
- пове6дение человека всегда связано с неосознанными мотивами
- они представляют собой иерархию
- выражают целенаправленность активности
- стремление к равновесию и напряжению( механизмы движения мотивов)
Потребность и интерес. Понятие и виды интересов.
- в переводе с лат. – быть среди чего-либо, иметь значение.
в современных словарях:
- особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать и понять.
- занимательность, значительность
- нужда, потребность, выгода, корысть
В философии – нечто объективно значимое, нужное для индивида, коллектива, общества
В психологии – явление человеческого сзнания, субъективного характера, связанное с общественным бытием человека
В экономике – категория общественного бытия
В социологии – отношение соц. Субъектов к явлениям и предметам окружающей действительности, обусловленное положением этих субъектов и включающее в себя их соц. Потребности
Виды интереса:
- объективный – это интерес как явление общественного бытия, объективно способствующий развитию соц. отношений
- субъективный – это интерес, порождаемый сознанием индивида.
Виды классификаций потребностей. Критерии выделения потребностей.
· По происхождению
- естественные (на генетическом уровне)
- культурные (в красоте, чистоте, книгах, знаниях, спорте)
· По характеру жизнедеятельности
- биологические
-трудовые
-познания
- общения
- отдыха
· По критерию времени актуализации
- постоянные
- устойчивые
- циклические
- ситуативные
· Основанные на том, что является объектом потребности:
– физиологические
– материальные
– социальные
– духовные
– этические
– эстетические
- развлекательные
Теория потребностей Маслоу
Всоответствии с учением Маслоу у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности и использовать соответствующие методы мотивации. Маслоу разделял эти потребности на базисные (потребность в пище, безопасности, позитивной самооценке и др.) и производные, или мета-потребности (потребность в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни). По мнению Маслоу, базисные потребности человека постоянны, а производные изменяются. Ценность мета-потребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии. Базисные потребности, напротив, располагаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от «низших» (материальных) до «высших» (духовных): 1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности — в безопасности своего существования, уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, определенном постоянстве и регулировании окружающего социума, а в сфере труда — в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.; 3) социальные потребности -- в привязанности, принадлежности к коллективу, общине, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности; 4) престижные потребности - в уважении со стороны «значимых» лиц, служебном росте, статусе, престиже, призвании и высокой оценке; 5) духовные потребности — в самовыражении через творчество.