Директивы и жизненная позиция
Читая примеры, приведенные в разделе "Директивы и схемы развития сценария", вы могли заметить, что директивные сообщения в контрсценарии неявно содержат в себе суждения о жизненной позиции. Родительское сообщение гласит: "Ты ОК, если ты... совершенен, нравишься другим и т.д.".
Таким образом, когда я действую по сценарию и присушиваюсь в своем Приспосабливающемся Ребенке к этому Родительскому сообщению, моя жизненная позиция такова: "Я ОК до тех пор, пока я... совершенен, нравлюсь другим и т.д.".
Об этом говорится, что директивы отражают жизненную позицию, построенную на обусловленной ОКейности.
ПЯТЬ ДОЗВОЛЕНИЙ
От каждой директивы имеется противоядие, которое называется дозволением.[3] Если вам повезло с родителями, некоторые из этих дозволений вы получили от них. Если нет, то можете дать их себе сами. Ранее мы уже встречались с ними в этой книге. Здесь будет приведен полный список.
Директива | Дозволение |
Будь Совершенным/Совершенной | Будь собой, ты и так неплох |
Нравься Другим | Нравься себе |
Будь Сильным/Сильной | Будь открыт и выражай свои желания |
Упорно Пытайся | Сделай |
Торопись | Не торопись |
Каждый раз, когда вы сознательно останавливаете свое директивное поведение и ведете себя независимо от директивы, вы невербально утверждаете соответствующее дозволение.
Кроме того, вы можете повторять себе это дозволение перед отходом ко сну и утром после пробуждения. Напишите его большими буквами и повесьте на видном месте.
Внимание! Если при утверждении своего дозволения у вас будут возникать отрицательные чувства или ощущение дискомфорта, воздержитесь какое-то время от этой практики. Чувство дискомфорта может говорить о том, что ваша контрсценарная директива прикрывает какое-то более опасное сценарное решение. Поэтому прежде чем продолжить освобождаться от директивы, рекомендуется выявить и разрядить это опасное решение.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДИРЕКТИВ
Почему существует пять и только пять стереотипов директивных поведенческих проявлений? Почему они у всех людей одинаковы и не зависят от культуры, возраста, образования? Почему каждая директива неизменно сопровождается специфичным для нее контрсценарным сообщением? Неизвестно.
Сам Тейби Кейлер теперь приходит к мысли, что директивы могут быть отчасти врожденными, то есть являться результатом взаимодействия как природных факторов, так и факторов воспитания. [4] Хеджис Кейперс полагает, что директивы можно рассматривать в качестве стратегий выживания младенца на этапе формирования сценария. [5] Это безусловно помогло бы объяснить их очевидный "автоматизм". Другие теоретики предполагают, что пять директив – это те лозунги, которые дети впервые слышат от родителей, когда их учат ходить на горшок.
Однако все эти предположения пока остаются не более чем догадками. Поэтому одной из самых насущных задач современных исследований в сфере ТА является получение убедительных объяснений происхождения директивного поведения.
МИНИСЦЕНАРИЙ
Директивы отражают жизненную позицию, построенную на обусловленной ОКейности. Они служат проявлением контрсценарных сообщений. Как и любые другие предписания, директивы могут выполнять в сценарии функцию защиты от более опасных решений, принятых в связи с запретами.
Но эта защита – палка о двух концах. Следуя директиве, я считаю, что "Я ОК до тех пор, пока я... совершенен, нравлюсь другим и т.д.". До тех пор, пока я слушаюсь заключенного в директиве контрсценарного указания, я считаю, что мне не нужно слушаться запрета. Бывает, однако, и так, что я не в силах действовать согласно директиве. Мне не удается быть совершенным, нравиться другим и т.д. в той мере, которая бы удовлетворила моего Родителя. А из этого, согласно моим сценарным убеждениям, следует, что я должен слушаться запрета. В результате я начинаю испытывать отрицательные чувства, так как соприкасаюсь с ранним решением, принятым в связи с данным запретом.
Проделывая эти шаги, я каждый раз воспроизвожу свой сценарий в миниатюре. Тем самым я подкрепляю его.
Тейби Кейлер представил этот процесс в форме модели, которую он назвал минисценарием. Она показана схематически на рис. 16.1. [6]
1. ДИРЕКТИВА (Я+ЕСЛИ) Никаких чувств
2. СТОПОР (Я-Т+) Типичные формы вымогательства:
Чувство вины, обиды, беспокойства, озадаченности, смущения, сконфуженности
3. ОБВИНЕНИЕ (Я+Т-) Типичные формы вымогательства:
Чувство осуждения, торжества, восторженности, язвительности, безупречности, ярости
4. ОТЧАЯНИЕ (Я-Т-) Типичные формы вымогательства:
Чувство никчемности, ненужности, безнадежности, загнанности в угол, "никто меня не любит", "все тщетно"
Рис. 16.1. Минисценарий
Позиция 1: директива
Минисценарий всегда начинается с директивы. Прислушиваясь к контрсценарному сообщению, которое звучит у меня в уме, я выказываю соответствующие данной директиве поведенческие реакции. Они длятся от полсекунды до семи секунд.
Выполняя директиву я не испытываю никаких эмоций. Мой Приспосабливающийся ребенок считает, что пока я руководствуюсь директивой, я ОК.
Это приводит к двум возможным результатам. Я могу суметь достаточно упорно постараться, поторопиться и т.д., чтобы удовлетворить требования моего Родителя. В этом случае я завершаю директивное поведение. После этого я перехожу либо к несценарному поведению, либо включаюсь в выполнение другой директивы.
В другом случае у меня может оказаться недостаточно сил для выполнения директивы. Я не удовлетворяю условиям ОКейности, которые выдвигает мой внутренний Родитель. Лишаясь этой обусловленной защиты, я считаю, что должен слушаться запрета, от которого защищался с помощью выполнения директивы.
В модели минисценария это обозначается движением от директивы (позиция 1) к одной из трех других позиций. Об этом говорится, что я прохожу через директиву и перехожу в следующую позицию.
Позиция 2: стопор
Допустим, в младенчестве я принял компромиссное решение: "Пока я совершенен, для меня ОК быть частью группы". Представим теперь, что я на какой-нибудь вечеринке. Я беседую с окружающими, всякий раз выполняя директиву "Будь Совершенным". В конце концов мне не хватает сил, чтобы делать все на должном уровне. Возможно, у меня начинает заплетаться язык, я путаю слова или говорю нечто, вызывающее смех.
В связи с этим я прохожу через директиву "Будь Совершенным" и иду дальше. Внутренне я сужу себя: "Мне не удалось быть совершенным. Значит я не-ОК. Люди вроде меня, у которых ничего не получается, не могут быть частью этой компании". Воспроизводя свое раннее решение не связываться, я вновь испытываю чувство собственной несостоятельности, которое впервые ощутил в детстве, принимая это решение.
В терминах минисценария этот запрет, который я слышу переходя от директивы в позицию 2, называется стопором. В зависимости от содержания моего сценария, этот стопор может быть представлен любым из двенадцати запретов. Термин стопор используется также для обозначения самой позиции 2.
При переходе из директивы в стопор я меняю жизненную позицию. Я перехожу от директивного "Я ОК, если..." к "Я не-ОК, ты ОК".
Воспроизводя это принятое в связи с запретом раннее решение, я испытываю также связанное с ним неприятное детское чувство, – так называемое вымогательское чувство. Какое именно это будет чувство, зависит от конкретного содержания моего сценария. Все вымогательские чувства во второй позиции отражают жизненную позицию Я-Т+. Некоторые примеры таких чувств приведены на рис. 16.1.
Позиция 3: обвинение
Допустим, в детстве я решил, что за не-ОКейные происшествия удобнее винить других, а не себя. В этом случае я могу быстро перейти в третью позицию минисценария, позицию обвинения. Здесь моей жизненной позицией становится "Я ОК, ты не ОК". Я буду испытывать соответствующие этой обвинительной позиции вымогательские чувства. Например, путая слова во время разговора на вечеринке, я могу раздраженно реагировать на людей, которые меня не поняли.
Поначалу Тейби Кейлер назвал эту третью позицию минисценария "мстительным Ребенком". Однако жизненная позиция Я+Т- может быть функционально выражена как из негативного Родителя-Котролера, так и из негативного Приспосабливающегося Ребенка. Поэтому, на наш взгляд, более удачна пересмотренная Кейлером редакция этого названия – Обвинитель.
Позиция 4: отчаяние
Если мой жизненный опыт в раннем детстве привел меня к выводу, что "Я не-ОК, да и ты тоже", в ходе минисценария я могу перейти в жизненную позицию Я-Т-. В этом случае я оказываюсь в четвертой позиции минисценария – позиции отчаяния. Я могу попасть в нее прямо из позиции 2 или в обход, через позицию 3.
В данном случае вымогательские чувства будут отражать мое убеждение, что все в этой жизни тщетно. Я могу испытывать чувство отчаяния, разочарования, беспомощности, безнадежности или безысходности. Если я войду в позицию отчаяния во время разговора на вечеринке, то могу сникнуть и сказать себе: "Да ну, к чему это? По-видимому, я так никогда и не найду общего языка с другими людьми. К тому же они меня все равно не поймут".
В первоначальном варианте эта четвертая позиция называлась у Кейлера завершающей развязкой минисценария. Позже он назвал ее позицией отчаяния, так как далеко не у всех людей минисценарий завершает именно она. Для меня может быть привычным проигрывать минисценарий до стопора или обвинения. Если мне повезло с родителями или я разрешил свои сценарные проблемы с помощью терапии, то могу редко опускаться ниже уровня директивы.
Перемещения в минисценарии
Теория минисценария не предполагает какой-то определенной последовательности шагов при перемещении из одной позиции в другую. Каждый человек имеет свою собственную, типичную для него схему такого перемещения. Например, я могу часто проходить через директиву "Будь Совершенным" и сразу же испытывать раздражение. Я перехожу непосредственно в позицию обвинения. Уделив достаточное время этому сценарию, я обычно на полсекунды перехожу обратно в директивную позицию, после чего возвращаюсь к поведению, не обусловленному сценарием.
Для моей супруги типичным может быть проход через директиву "Нравься Другим" в позицию стопора. Здесь она испытывает вымогательское чувство собственной несостоятельности. Изредка она может переходить из второй позиции в четвертую, где испытывает чувства безнадежности и уверенности в том, что ее никто не любит. Попереживав их некоторое время, она возвращается к чувству несостоятельности и, наконец, покидает минисценарий, быстро проходя через директиву "Нравься Другим".
ЧЕТЫРЕ МИФА
Тейби Кейлер предположил, что в основе директив и вымогательства лежат четыре мифа. [7] Они образуют две пары. Один из мифов в паре исходит от Родителя. Второй представляет собой отклик на него Ребенка.
Выполняя директиву, я внутренне воспроизвожу голос негативного Воспитывающего Родителя, который говорит: "Я могу сделать так, что ты будешь испытывать приятные чувства, если буду за тебя думать". Это первый миф.
Мой Приспосабливающийся Ребенок откликается на это: "Ты можешь сделать так, что я буду испытать приятые чувства, если ты будешь за меня думать". Пока я верю в этот второй миф, я поддерживаю свою обусловленную ОКейность.
Возможно, я прохожу через директиву и начинаю испытывать какое-то вымогательское чувство. При этом я слышу голос моего негативного Родителя-Контролера, повторяющего третий миф: "Своими словами я могу заставить тебя испытать неприятные чувства".
Переходя в негативного Приспосабливающегося Ребенка, я вторю ему четвертым мифом: "Своими словами ты можешь заставить меня испытать неприятные чувства".
Выполняя директивы и занимаясь вымогательством при общении с людьми, мы действуем в соответствии с этими мифическими верованиями. Предположим, я с вами о чем-то спорю. Я кричу: "Ты начинаешь меня раздражать!" В этот момент я верю в четвертый миф о том, что "своими словами другие люди могут заставить меня испытать неприятные чувства".
На самом деле другой человек не располагает для этого средствами. Мои чувства и поступки находятся исключительно в моем ведении, отвечаю за них я. Разумеется, я реагирую на ваши слова с чувством раздражения. Но не вы сделали меня раздраженным. Вместо этого я мог бы почувствовать иронию, озадаченность, испуг, возбуждение или любое другое из тысяч известных чувств.
Вы, со своей стороны, можете считать, что "раздражаете меня". Возможно, вы и в самом деле хотите, чтобы я вышел из себя. Однако вывести меня из себя вы не можете. Вы можете лишь настойчиво приглашать меня выйти. Приму ли я ваше приглашение, зависит от меня.
*** СТЕРЕОТИПЫ ВАШЕГО МИНИСЦЕНАРИЯ
Вспомните какие-нибудь напряженные ситуации последнего времени, в которых вы испытывали отрицательные чувства.
Проиграйте в своем воображении каждую из ситуаций до того самого момента, когда вы начинали испытывать неприятное чувство. Само это чувство вновь переживать не надо. В связи с каждой из ситуаций ответьте на следующие вопросы:
Через какую директиву вы проходили?
В какую позицию минисценария вы после этого перешли? Какое неприятное чувство вы в ней испытывали?
Переходили ли вы во вторую или третью позицию минисценария? Если да, то какие отрицательные чувства в них испытывали?
Проверив таким образом несколько ситуаций, определите, не просматривается ли в них какой-то типичной для вас схемы или схем перемещения в минисценарии.
Не хотите ли вы изменить какую-нибудь из этих схем? Если да, такие изменения можно осуществлять в любой позиции. Для этого может потребоваться некоторая практика.
Учитесь слету распознавать характерные признаки своей директивы. Развив эту способность, "усекайте" директивные поведенческие реакции всякий раз, как только начинаете их проявлять. Решив оставаться Взрослым, прекращайте выполнять директиву. Вместо этого ведите себя согласно соответствующему дозволению.
Не заметив директивных поведенческих проявлений, вы можете пройти через директиву и начать испытывать неприятные чувства. В этом случае просто решите изменить то, что вы чувствуете. Замените отрицательное чувство положительным на ваш выбор. Вы можете сделать это в любое время.
Решая следовать дозволению, а не директиве, вы каждый раз способствуете дальнейшему понижению интенсивности вашего минисценарного стереотипа. То же самое происходит каждый раз, когда вы решаете испытывать положительные, а не вымогательские чувства.
Не находите ли вы затруднительным поверить в то, что третий и четвертый миф на самом деле мифы? Многие люди поначалу отказываются в это верить. Если вы относитесь к их числу, выполните письменное упражнение. Просто опишите любой способ, которым один человек с помощью слов может заставить другого испытать отрицательные чувства.
Когда вы решите, что описали такой способ, задайте себе следующий вопрос: мог ли человек, к которому была обращена речь, решить почувствовать в связи с этим нечто иное? Если да, это означало бы, что первому не удалось заставить его испытать требуемое чувство.
В данном упражнении мы не рассматриваются случаи оскорбления действием. Если кто-то метко запустит в меня кирпичом, он, очевидно, заставит меня испытать отрицательное чувство. Но слова – это не кирпичи. ***
+++