Системы консультирования
Действующие консультанты придерживаются определенных систем и теорий консультирования. Разумеется, эффективность консультирования неизбежно зависит от продолжительности этого процесса. В этом разделе рассматриваются две системы консультирования: одна нацелена на развитие и достижение личностной гармонии, другая базируется на подходе, связанном с лечением патологий и нарушений функционирования личности.
Начальная бессистемность. То, что консультирование не руководствуется каким-либо одним системным подходом, неудивительно для людей, знакомых с историей его развития. Консультирование начиналось подобно человеку, который взобрался на лошадь и не может выбрать направление; у этого всадника нет запланированной цели или направления (Ungersma, 1961).
Еще в конце 1940-х годов профессионалы отмечали недостаток системности в консультировании. Роберт Мэтьюсон (Mathewson, 1949, р. 73) заметил, что консультирование находится в «поиске системы... чтобы освободиться от неадекватных структур, заимствованных из традиционной философии и педагогики, из психологии, из политических формул, составляющих основу демократического управления, из понятий физической науки и т. д.».
До конца 1940-х годов в консультировании применялось множество систем. В силу того что эта профессия не обладала организационной базой, различные фракции определяли круг своих замятий исходя из той системы, которая лучше всего удовлетворяла их требованиям. Постоянно поддерживалась конкуренция между точками зрения, особенно в теоретической области. Некоторые консультанты признавали необходимость унификации систематического подхода к своей дисциплине, но осуществлению этого мешало незапланированное разрастание профессии. Тем не менее к началу 1990-х годов в консультировании сформировался ряд систем, две наиболее известные из которых, как уже упоминалось, это модель «развитие/личностная гармония» и «медицинская патологическая модель».
Модель «развитие/личностная гармония». Взгляд на консультирование как на стимулирование развития и поддержание личностного благополучия клиента основан на положениях, которые выделялись различными теоретиками личности и гласят, что люди проходят на протяжении жизни через нормальные стадии развития. Консультирование с этой точки зрения должно установить, не обусловлена ли проблема клиента задачей данного этапа развития личности. Поведение, которое является уместным на одной стадии жизни, может не признаваться как нормальное на другой стадии.
Аллен Иви (Ivey, 1990) не был первым, кто советовал основывать системы консультирования на точке зрения, связанной со стадиями развития, однако его интеграция модели развития со стратегиями консультирования выделяется как одно из наиболее уникальных выражений этого подхода. Суть этого подхода заключается в применении в клинической работе со взрослыми и детьми концепции когнитивных уровней Пиаже (уровни: сенсомоторный, конкретный, формальный и постформальный). Так, на начальном этапе, когда клиенты еще не разобрались в своих чувствах, консультантам следует работать с ними на сенсомоторном уровне, с тем чтобы вызвать эмоции. Подобным образом клиентам, которые заинтересованы в планировании стратегий изменения, будет предложена помощь с применением формального мышления. Консультирование и терапия, исходящие из концепции стадий развития (Developmental conseling and therapy – DCT) «специально обращаются к последовательности и динамике развития, как это имеет место в естественном языке интервью» (Ivey & Ivey, 1990, p. 299).
В задаче поддержания личностной гармонии еще больше, чем в задаче развития, подчеркивается позитивная природа и здоровая сущность личности (Myers, 1992). «Консультанты всегда решали задачу, как помочь своим клиентам идентифицировать свой потенциал и пользоваться им» (Rak & Patterson, 1996, p. 368). Приверженцы этой точки зрения считают, что люди реально обладают ресурсами быстро решить свои собственные проблемы. «За личностными проблемами не стоит никакой базовой патологии» (Mostert Johnson &Mostert, 1997, p. 21). Действительно, как указывают Рэк и Паттерсон (Rak & Patterson, 1996), даже наиболее «трудные» дети демонстрируют устойчивость и становятся «благополучными» взрослыми.
Примером применения в консультировании подхода, базирующегося на модели поддержания личностной гармонии, является теория поиска решений. Другим примером модели поддержания личностной гармонии является Тренинг инокуляции стресса («прививка от стресса») (Stress inoculation training – SIT) (Meichenbaum, 1993), проактивная психолого-образовательная процедура, которая может применяться как в школе, так и в работе со взрослыми, (Israelashvili, 1998). В соответствии с положениями этой модели, людям помогают понимать их проблемные ситуации, приобретать навыки для их разрешения и применять эти знания в отношении настоящих и будущих событий с помощью воображения или мысленного моделирования ситуации.
Краеугольный камень модели «развитие/личностная гармония» – это акцент на профилактику и обучение (Kleist & White, 1997). Консультанты и клиенты действуют лучше всего, когда они разбираются в психических, физических и социальных сферах человеческой жизни. Благодаря этому они осознанно фокусируются на устранении или уменьшении влияния внешних и внутренних негативных факторов.
Медицинская/патологическая модель. Противоположностью модели консультирования как развития является модель, базирующаяся на медико-патологических аспектах человеческой природы, представленная теми, кто планирует лечение в соответствии с «Диагностическим »статистическим руководством» (Diagnostic and Statistical Manual –DSM (далее – ДСМ. – Примеч. ред.)) (American Psychiatric Association, 1994). Систематизация психиатрических болезней, предлагаемая в ДСМ, соответствует руководству по международной классификации болезней (International Classification of Diseases – ICD-10), изданному Всемирной организацией здравоохранения. Четвертое издание этого руководства (DSM-IV) содержит 400 различных категориальных классификаций известных болезней и лучше отражает многообразие культур, чем все предыдущие издания. Например, «14 из 16 главных диагностических классов (таких, как эмоциональные расстройства настроения, тревожность) содержит некоторое обсуждение культуральных проблем» (Smart & Smart, 1997, p. 393).
Уникальной особенностью системы DSMстало, начиная с 1980 года, использование для описания диагнозов клиентов пяти координатных осей. Ось /включает «клинические синдромы и другие условия, которые могут быть в фокусе клинического внимания», и обычно интерпретируется как ось, на которой располагаются представляемые клиентами проблемы и основной диагноз (Hinkle, 1994, р. 38). Ось II содержит диагностическую информацию только о личностных расстройствах и умственных ограничениях. На оси ///представлена информация об общем медицинском состоянии клиента, например о хронических заболеваниях. Ось IV содержит информацию по психологическим и бытовым проблемам, которые могут оказывать влияние на диагностику, лечение и прогноз психических заболеваний, – например, недостаток друзей или неблагоприятные жилищные условия. На оси Удается глобальная оценка функционирования {global assessment of functioning – GAF) клиента по 100-балльной шкале. Эта оценка может даваться как по отношению к прошлому, так и к настоящему. Когда все эти оси комбинируются, результат может выглядеть следующим образом:
· ось I: 305.00; средняя степень злоупотребления алкоголем;
· ось II: 317.00; средняя степень задержки умственного развития;
· ось III: хроническое заболевание;
· ось IV: разведен, безработный, друзей нет;
· ось V: GAF= 30 (на данный момент).
В целом DSM является чрезвычайно интересной, но противоречивой системной моделью (Denton, 1990; Hinkle, 1994). Она не является теоретической и не в состоянии помочь в некоторых конкретных трудных случаях. Поэтому ее значение не так существенно для групповых, супружеских и семейных консультантов, а также для таких специалистов, которые не занимаются серьезными психическими расстройствами, или таких, которые работают в русле гуманистической ориентации. С другой стороны, DSM-W содержит информацию, относящуюся к мультикультуральным, половым и возрастным проблемам в диагностике и лечении людей. Кроме того, она является логически упорядоченной и включает в себя неплохую структуру принятия решений.
Большинству консультантов следует овладеть терминологией DSM по следующим причинам (Geroski Rodgers & Breen, 1997; Seligman, 1997):
1. DSМ-система является универсальной, используется специалистами других профессий, связанных с оказанием помощи, формирует основу общего диалога между консультантами и другими специалистами в области психики.
2. DSМ-система помогает консультантам распознавать признаки психических расстройств у клиентов, нуждающихся в направлении к другим специалистам или назначении особого способа лечения.
3. Изучая DSM-систему, консультанты получают универсальное средство для документирования своей работы, осознанного планирования лечения, проведения исследований и оценки качества работы.