ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Решение коренных задач современного школьного образова­ния в конечном счете связано с изменением типа мышления

Решение коренных задач современного школьного образова­ния в конечном счете связано с изменением типа мышления, про­ектируемого целями, содержанием и методами обучения. Всю

систему обучения необходимо переориентировать с формирования у детей рассудочно-эмпирического мышления на развитие у иих современного научно-теоретического мышления. Изучение этой проблемы предполагает всестороннее использование в психологии и дидактике диалектико-материалистического учения о познании, о роли в нем предметной деятельности человека. <...>>

В настоящее время уже накоплен некоторый опыт эксперимен­тального воплощения новых принципов построения учебных пред­метов или их отдельных разделов. Перечислим эти принципы:

1) все понятия, конституирующие данный учебный предмет нли его основные разделы, должны усваиваться детьми путем рас­смотрения предметно-материальных условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми (иными сло­вами, понятия на даются как «готовое знание»);

2) усвоение знаний общего и абстрактного характера пред­шествует знакомству с более частными и конкретными знания­ми,— последние должны быть выведены из первых как нз своей единой основы, — этот принцип вытекает из установки на выяс­нение происхождения понятий и соответствует требованиям вос­хождения от абстрактного к конкретному;

3) при изучении предметно-материальных источников тех нли иных понятий ученики прежде всего должны обнаружить генети­чески исходную, всеобщую связь, определяющую содержание и структуру всего объекта данных понятий (например, для объекта всех понятий традиционной школьной математики такой всеоб­щей основой выступают общие отношения величин; для объекта понятий школьной грамматики — отношение формы и значения в слове);

4) эту связь необходимо воспроизвести в особых предметных, графических нли знаковых моделях, позволяющих изучать ее свойства, — «в чистом виде» (например, общие отношения вели­чин дети могут изобразить в виде буквенных формул, удобных для дальнейшего изучения свойств этих отношений; внутреннее строение слова можно изобразить с помощью особых графиче­ских схем);

5) у школьников нужно специально сформировать такие пред­метные действия, посредством которых они могут в учебном ма­териале выявить и в моделях воспроизвести существенную связь объекта, а затем изучать ее свойства (например, для выявления связи, лежащей в основе понятий целых, дробных и действитель­ных чисел, у детей необходимо сформировать действие по опре­делению кратного отношения величин с целью их опосредство­ванного сравнения);

6) учащиеся должны постепенно н своевременно переходить от предметных действий к нх выполнению в умственном плане.

Такое построение учебных предметов позволяет организовать преподавание, в процессе которого уже младшие школьники пол­ноценно овладевают понятиями и умениями, обычно относимыми

к более старшему возрасту. Усвоение этого учебного материала способствует формированию теоретического мышления у детей.

Давыдов В. В.Виды обобщения вобучении. М., 1972, с. 364—373, 395—

398.

Наши рекомендации