Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. и счастье, ответственна за поклонение деньгам
и счастье, ответственна за поклонение деньгам. Если же присутствует вера во всемогущество секса, то люди начинают поклоняться ему. По мнению тех, кто разделяет эти иллюзии, сексапильность, как и деньги, является силой, способной раскрыть небесные врата. Для многих людей деньги и секс становятся царствующими божествами.
Каждый шизоид, с которым я работал, разделял иллюзию о всемогуществе секса. Несмотря на понимание того, что ее никак нельзя назвать «богиней любви», каждая шизоидная девушка в глубине своего существа уверена в своей сексуальной неотразимости. Некоторые из них «разыгрывают» это, у других это чувство скрыто страхом и тревожностью. Такая иллюзия придает сексу особую значимость, пренебрегая всей личностью в целом. В своей предыдущей книге «Любовь и оргазм» я подчеркивал, что секс и личность — это две стороны одной монеты. Попытка оторвать секс от его основы в личности в целом, приводит к иллюзии сексуальной «искушенности».
Сексуально «искушенный» человек пользуется сексом как инструментом силы. Это нарушает его функционирование. Вместо того, чтобы быть экспрессией чувства к сексуальному партнеру, секс становится маневром, подкрепляющим эго или устанавливающим его превосходство. Мужчина, играющий роль неотразимого «Казановы», старается исполнить образ эго как «великого любовника». Женщина, которая видит себя «сексуальной», уверена, что ее сексапильность устанавливает превосходство ее феми-нинности.
Насколько иллюзия такой «сексуальности» может быть далека от реальности, видно на рисунке 12.
Рисунок 12
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
ИЛЛЮЗИЯ РЕАЛЬНОСТИ
151
Пациентка, нарисовавшая эту фигуру, прокомментировала свой рисунок так: «Она кажется пустяком. Ее тело выглядит скучным. У нее поддельная улыбка. Я чувствую, что у меня самой бывает такое выражение. У меня похожая фигура, сексуальная и женственная».
Как же можно видеть фигуру как «пустяк» и одновременно считать ее «сексуальной и женственной»? Мысль о том, что можно объединить эти противоположности, основана на взгляде на женщину, как на округлое, мягкое, пустое тело с большой грудью и бедрами, которое очень нравится мужчинам. Плоская грудь, мальчишеские бедра, сильное тело обнаруживает маскулинную идентификацию и предполагает гомосексуальную позицию. То, что секс — это экспрессия чувства, и что тело без чувства лишено сексуальности, подтверждает именно то, что отрицают шизоиды. Иллюзорная «сексуальность», создает ложную видимость, скрывая истинное положение вещей и путая сексуальную «искушенность» с сексуальной зрелостью.
Эта иллюзия, как и многие другие, возникает как преувеличение детской ситуации. Она представляет собой фиксацию на эдиповом уровне и является усилением инцестуозных чувств между детьми и родителями. Если девочка будет сознавать отцовский интерес к ней как к сексуальному объекту, у нее возникнет иллюзия. Она будет откликаться на этот интерес, исходя из стремления получить поддержку и выражение привязанности, и бессознательно адаптировать роль сексуального объекта как способа получить эту привязанность и поддержку от других мужчин.
Женщина, рассматривающая себя как сексуальный объект, уверена в том, что она неотразимо сексапильна. Она может испытывать отвращение к собственному телу, но при этом не сомневаться в том, что обладает силой, соблазняющей мужчину. Если даже отец не смог противостоять ее чарам, то что же остается всем прочим мужчинам? Такая женщина тратит энергию на то, чтобы совершенствовать свою сексапильность, будто именно она
составляет смысл всей ее личности. Ее манеры и внешний вид будут выражать поверхностную «сексуальность», скрывая ее внутренние чувства. Она будет соблазнять тех мужчин, незрелость которых соответствует ее собственной незрелости. С ними она может снова пережить свою неотразимость, но в то же время жаловаться психотерапевту, что «мужчины не могут не тянуть ко мне свои руки». Поскольку «сексуальность» составляет столь значительную часть ее личности, она не сознает, что ее поведение соблазняет мужчин. Она так легко флиртует, вертит бедрами так свободно, и ее наряды так провоцируют! Так как ее иллюзия зависит от мужского отклика, она непременно будет вести распутный образ жизни, переживая при этом безнадежную потребность сохранить свою иллюзию.
Сексуально «искушенная» женщина не может стать завершенной женщиной. Ее сексуальная активность не приносит удовлетворения. Она оргастически импотентна, а ее образ женственности постоянно расшатывается сексуальной фрустрированностью. Отчаявшись найти любовь в сексе, она впадает в состояние еще большей безнадежности, и круг замыкается.
В норме, отцовскими чувствами к дочери руководит уважение к ее юности и невинности. Если он сексуально счастлив с женой, его привязанность к дочери свободна от бессознательной сексуальной вины. Но в сексуально несчастной семье девочка невольно становится объектом, на который отец проецирует свое неисполненное сексуальное влечение, а мать — сексуальную вину. Мать начинает видеть в дочери проститутку, а отец — принцессу. Чувствуя, что ее отвергает мать, девочка в отчаянии оборачивается к отцу и принимает смесь любви и сексуального интереса. У нее нет выбора, она вынуждена принять отцовский интерес. В дальнейшем эта ситуация осложняется тем фактом, что личность девочки от четырех до шести лет особенно подвержена сексуальному возбуждению, и по этой причине именно в этом возрасте может созреть преждевременный бутон сексу-