Что такое независимая переменная?

Независимая переменная — в эксперименте переменная, которая намеренно манипулируется или выбирается экспериментатором с целью выяснить её влияние на зависимую переменную

Исследователь должен стремиться оперировать в эксперименте только независимой переменной. Эксперимент, где это условие соблюдается, называют чистым экспериментом.

Центральная проблема при проведении экспериментального исследования — выделение независимой переменной и ее изоляция от других переменных.

В качестве независимых переменных в психологическом эксперименте могут выступать:

1) характеристики заданий;

2) особенности ситуации (внешние условия);

3) управляемые особенности (состояния) испытуемого.

Последние часто называют «переменными организма». Иногда выделяют четвертый вид переменных — константные характеристики испытуемого (интеллект, пол, возраст и т. д.).

Характеристика задания — то, чем может манипулировать экспериментатор более или менее свободно. По традиции, идущей от бихевиоризма, считается, что экс-периментатор варьирует только характеристики стимулов (stimulus variables), но в его распоряжении гораздо больше возможностей. Экспериментатор может варьировать стимулы или материал задания, изменять тип ответа испытуемого (вербальный или невербальный ответ), менять шкалу оценивания и т.д. Он может варьировать инструкцию, меняя цели, которых должен достичь испытуемый в ходе выполнения задания. Экспериментатор может варьировать средства, которые имеет испытуемый для решения задачи, и ставить перед ним препятствия. Он может изменять систему поощрений и наказаний в ходе выполнения задания и т.д.

Уровни переменных?

Уровнями переменных называется процесс выборки и формирования групп переменных. Например, при формировании выборки людей, исследователь может разделить ее на четыре части: A, B, C, D. Членам каждой из четырех групп будет дана своя доза препарата.

Для характеристики значений переменных, используемых в эксперименте, может применяться несколько видов шкал измерения:

Номинальная шкала (шкала наименований). По сути, является классификацией наблюдений на взаимно исключающие категории, здесь числа обозначают не меру, не степень, а качество. Такие шкалы используют для различения и отождествления объектов. В один класс попадают тождественные объекты, они соотносятся с одной и той же позицией шкалы. Например, класс всех правшей можно обозначить числом 1, класс левшей -числом 2. Числа здесь фактически являются просто именами, к ним нельзя применять никакие арифметические операции. Поэтому неважно, какие именно числа приписаны каждой категории: можно было бы обозначить иначе (например, число 2 - правши, число 1 - левши). Номинальная шкала - качественная: она используется для различения данных по их качественным характеристикам.

Примеры: этническая принадлежность, родной язык, номера телефонов, паспортов, ярлыки на одежде, цвет волос, глаз, номера букв в алфавите.

Порядковая шкала. По сравнению с предыдущей шкалой здесь добавляется порядок, то есть принимаются во внимание не только качественные различия, но и различия в степени. Например, можно квалифицировать социальный статус людей как «низкий», «средний», «высокий», этим уровням можно приписать номера 1, 2, 3 соответственно. Пользуясь такой шкалой, исследователь должен сам выбрать точку отсчета и единицу измерения.

Шкала интервалов (интервальная шкала). Числовая характеристика объекта в этом случае отражает не только степень выраженности, но и величину измеряемого признака данного объекта. Здесь можно сравнивать не только порядок расположения объектов, но и интервалы между ними; разности между соседними точками в этой шкале равны. Поэтому получаемые данные называют количественными. Вместе с тем, в таких шкалах точка отсчёта (величина 0) выбирается случайно, она не означает отсутствия измеряемого качества. Поэтому можно утверждать равенство интервалов, но нельзя утверждать, что один интервал вдвое больше другого.

Примеры: большинство физических единиц (масса тела, длина, заряд), цены в экономике, коэффициент интеллектуального развития (IQ), координата точки на прямой, температура по Фаренгейту или по Цельсию.

Шкала отношений. Как и шкала интервалов, данная шкала измерения позволяет сравнивать наблюдения и показывает, во сколько раз один показатель больше другого. Однако в отличие от предыдущей шкалы, здесь имеется естественная нулевая точка, характеризующая отсутствие измеряемого качества. С помощью таких шкал могут быть измерены масса, длина, сила, вес и рост человека. В когнитивной лингвистике посредством этой шкалы измеряют, например, время реакции, количество правильно запомненных слов и т. д.

Примеры: доход, электрическое напряжение, шкала Кельвина (температур, отсчитанных от абсолютного нуля, с выбранной по соглашению специалистов единицей измерения - градус Цельсия).

Шкала разностей. В отличие от предыдущей шкалы здесь естественной является не точка отсчёта, а единица измерения. Иначе говоря, шкала разностей не позволяет свободно выбирать единицу измерения, возможен лишь фиксированный сдвиг с произвольно выбранной точки отсчёта.

Примеры: время, если использовать год (или сутки - от полудня до полудня) как естественную единицу измерения.

Абсолютная шкала. Эта шкала имеет и естественную точку отсчёта, и естественную единицу измерения. Для абсолютной шкалы результаты измерений - это числа в обычном смысле данного слова.

Примеры: число людей в аудитории, число книг в библиотеке.

Наши рекомендации