РАССМОТРИМ ПРИМЕР. Наиболее приемлемой моделью межуровневого взаимодействия в процессе контроля качества социального обслуживания может быть следующая.
Директор ежеквартально составляет план-график контроля, определяет цели и задачи в сфере контроля качества на следующий квартал. Данный план-график является основным руководством для административно-управленческого аппарата, действующего на втором уровне. Осуществляя контроль за деятельностью структурных подразделений, контролирующие субъекты второго уровня должны содействовать подразделениям в составлении планов, проведении анализа работы подразделения, составлении графика контроля, определении основных тем контроля, целей и задач контроля. Необходимо отслеживать обеспеченность структурных подразделений методическими рекомендациями, стандартами, схемами, инструкциями и иными документами. Основными из них могут быть: 1) методические рекомендации по ведению делопроизводства, оказанию первой доврачебной помощи, ведению дневника соцработника; 2) алгоритм составления плана работы; 3) критерии оценки эффективности деятельности соцработника; 4) основные темы контроля; 5) последовательность проведения проверок тематического и предупредительного видов.
Со стороны административно-управленческого аппарата (на втором уровне контроля) должен производиться контроль по наиболее важным вопросам деятельности структурных подразделений, отражающих качество предоставляемых услуг. Контроль может быть посвящен следующим темам (на примере ГУ "Георгиевский городской центр социального обслуживания населения", Ставропольский край):
• "Работа комиссии по распределению благотворительной помощи гражданам через ОССО (Отделение срочного социального обслуживания)".
• "Качество оказания юридической и психологической помощи клиентам".
• "Выполнение договорных обязательств по предоставлению гарантированных государством социальных услуг ОСО, ОСМО (Отделение социального обслуживания, Отделение социально- медицинского обслуживания) на дому".
• "Соблюдение режима дня в социально-оздоровительном отделении, отделении дневного пребывания".
• "Степень удовлетворенности клиентов оказываемыми услугами (анкетирование)".
• "Соответствие практической деятельности ОСО, ОСМО нормативным требованиям государственных стандартов социального обслуживания".
• "Соблюдение законодательства при установлении размера оплаты за гарантированные государством социальные услуги".
• "Индивидуальный уход за малоподвижными клиентами отделения".
• "Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в социальной столовой".
• "Расход и остатки продуктов питания на складе социальной столовой".
• "Контрольные проверки по расходованию бензина".
• "Сохранность имущества Центра".
На третьем уровне контроль осуществляется заведующими структурными подразделениями (в данном случае — отделениями социального обслуживания на дому) по следующему перечню тем:
• "Соблюдение графика посещения клиентов".
• "Учет предоставляемых социальных услуг в дневнике социального работника, тетради учета социальных услуг клиента и отчетной документации".
• "Спектр предоставляемых услуг клиентам на условиях их полной оплаты".
• "Этика взаимоотношений социального работника и клиента".
• "Использование социальным работником специальных приемов в решении психологических проблем клиентов".
• "Работа социального работника по выявлению нуждающихся в социальном обслуживании".
• "Решение социальным работником материальных и финансовых проблем клиентов".
• "Взаимодействие социального работника с родственниками клиентов".
• "Своевременное оказание социально-бытовых услуг по оплате коммунальных услуг".
• "Индивидуальный уход за клиентами, полностью утратившими способность к самообслуживанию и страдающих тяжелыми заболеваниями".
• "Рациональное использование времени социальных работников при выполнении социально-бытовых услуг".
• "Спектр предоставляемых услуг".
• "Хронометраж рабочего времени социального работника".
• "Объем и спектр предоставляемых услуг в рамках выполнения договорных обязательств".
• "Соотношение оказанных социальных услуг по организации питания, быта и досуга к общему количеству оказанных услуг клиентам".
• "Выполнение договорных обязательств с целью соблюдения прав и обязанностей клиента и социального работника в порядке оказания и получения социальных услуг".
• "Соблюдение правил поведения клиентов при обслуживании".
• "Денежные расчеты с клиентом".
В процессе контрольных мероприятий заведующие отделениями могут осуществлять контрольные посещения клиентов с целью решения их проблем. Итоги проверок на этом уровне должны рассматриваться на производственных собраниях, где уместно заслушать результаты анкетирования, опросов, бесед с клиентами на предмет удовлетворенности качеством социального обслуживания. В качестве контрольного мероприятия можно использовать методику сплошного опроса клиентов по единой анкете или опросному листу. Это позволит оценить различия между участками, между различными возрастными группами клиентов, другими разновидностями категорий. Также контрольные мероприятия могут осуществляться в виде проверок документации структурных подразделений, рассмотрения и обсуждения возникших вопросов. Результаты контроля можно отражать в оценочном листе, который должно иметь каждое структурное подразделение. Основными показателями качества работы, отраженными в оценочном листе, могут выступать:
• полнота оказываемых услуг;
• качество обслуживания (комплексный показатель);
• ведение дневника социального работника;
• пополнение банка данных;
• своевременная сдача отчетов;
• участие в производственной учебе;
• наличие жалоб;
• наличие благодарностей.
Определение четких критериев качества работы сотрудников — едва ли не главное условие достижения максимальной объективности при рассмотрении процесса или результата работы. Помимо критериев, определенных в Национальном стандарте (полнота, своевременность, материальная и нематериальная результативность обслуживания), учреждение может вводить собственную систему критериев, которая будет конкретизировать и дополнять вышеупомянутую систему оценочных координат.
Так, критериями работы по удовлетворенности клиента решением его материальных и финансовых проблем могут выступать:
• привлечение помощи с последнего места работы;
• содействие в оказании материальной помощи через муниципалитеты;
• оказание помощи клиенту через отделение срочного социального обслуживания;
• оформление доплат, субсидий, и других выплат, предусмотренных законодательством.
Если брать за основу более обобщенные и в то же время неразмытые критерии, то, например, оценка качества деятельности заведующего отделением социального обслуживания (ОСО) на дому будет основана на критериях и методах оценки, приведенных в табл. 1.
Таблица 1