РАССМОТРИМ ПРИМЕР. Наиболее приемлемой моделью межуровневого взаимодей­ствия в процессе контроля качества социального обслуживания может быть следующая.

Директор ежеквартально составляет план-график контроля, определяет цели и задачи в сфере кон­троля качества на следующий квартал. Данный план-график является основным руководством для административно-управленческого аппарата, действующего на втором уровне. Осуществляя контроль за деятельностью структурных подразделений, контролирующие субъекты второго уровня должны содействовать подразделениям в составлении планов, проведении анализа работы подразделения, составлении гра­фика контроля, определении основных тем контроля, целей и задач контроля. Необходимо отслеживать обеспеченность структурных подразделений методическими рекомендациями, стандартами, схемами, инструкциями и иными документами. Основными из них могут быть: 1) методические рекомендации по ведению делопроизводства, оказанию первой доврачеб­ной помощи, ведению дневника соцработника; 2) алгоритм составления плана работы; 3) критерии оценки эффективно­сти деятельности соцработника; 4) основные темы контроля; 5) последовательность проведения проверок тематического и предупредительного видов.

Со стороны административно-управленческого аппарата (на втором уровне контроля) должен производиться контроль по наиболее важным вопросам деятельности структурных под­разделений, отражающих качество предоставляемых услуг. Контроль может быть посвящен следующим темам (на примере ГУ "Георгиевский городской центр социального обслуживания населения", Ставропольский край):

• "Работа комиссии по распределению благотворительной помощи гражданам через ОССО (Отделение срочного социаль­ного обслуживания)".

• "Качество оказания юридической и психологической по­мощи клиентам".

• "Выполнение договорных обязательств по предоставлению гарантированных государством социальных услуг ОСО, ОСМО (Отделение социального обслуживания, Отделение социально- медицинского обслуживания) на дому".

• "Соблюдение режима дня в социально-оздоровительном отделении, отделении дневного пребывания".

• "Степень удовлетворенности клиентов оказываемыми услугами (анкетирование)".

• "Соответствие практической деятельности ОСО, ОСМО нормативным требованиям государственных стандартов соци­ального обслуживания".

• "Соблюдение законодательства при установлении размера оплаты за гарантированные государством социальные услуги".

• "Индивидуальный уход за малоподвижными клиентами отделения".

• "Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в социальной столовой".

• "Расход и остатки продуктов питания на складе социаль­ной столовой".

• "Контрольные проверки по расходованию бензина".

• "Сохранность имущества Центра".

На третьем уровне контроль осуществляется заведующи­ми структурными подразделениями (в данном случае — отде­лениями социального обслуживания на дому) по следующему перечню тем:

• "Соблюдение графика посещения клиентов".

• "Учет предоставляемых социальных услуг в дневнике со­циального работника, тетради учета социальных услуг клиента и отчетной документации".

• "Спектр предоставляемых услуг клиентам на условиях их полной оплаты".

• "Этика взаимоотношений социального работника и клиента".

• "Использование социальным работником специальных приемов в решении психологических проблем клиентов".

• "Работа социального работника по выявлению нуждаю­щихся в социальном обслуживании".

• "Решение социальным работником материальных и фи­нансовых проблем клиентов".

• "Взаимодействие социального работника с родственниками клиентов".

• "Своевременное оказание социально-бытовых услуг по оплате коммунальных услуг".

• "Индивидуальный уход за клиентами, полностью утра­тившими способность к самообслуживанию и страдающих тя­желыми заболеваниями".

• "Рациональное использование времени социальных работ­ников при выполнении социально-бытовых услуг".

• "Спектр предоставляемых услуг".

• "Хронометраж рабочего времени социального работника".

• "Объем и спектр предоставляемых услуг в рамках вы­полнения договорных обязательств".

• "Соотношение оказанных социальных услуг по органи­зации питания, быта и досуга к общему количеству оказанных услуг клиентам".

• "Выполнение договорных обязательств с целью соблю­дения прав и обязанностей клиента и социального работника в порядке оказания и получения социальных услуг".

• "Соблюдение правил поведения клиентов при обслуживании".

• "Денежные расчеты с клиентом".

В процессе контрольных мероприятий заведующие отде­лениями могут осуществлять контрольные посещения клиентов с целью решения их проблем. Итоги проверок на этом уровне должны рассматриваться на производственных собраниях, где уместно заслушать результаты анкетирования, опросов, бесед с клиентами на предмет удовлетворенности качеством социально­го обслуживания. В качестве контрольного мероприятия можно использовать методику сплошного опроса клиентов по единой анкете или опросному листу. Это позволит оценить различия между участками, между различными воз­растными группами клиентов, другими разновидностями кате­горий. Также контрольные мероприятия могут осуществляться в виде проверок документации структурных подразделений, рассмотрения и обсуждения возникших вопросов. Результаты контроля можно отражать в оценочном листе, который должно иметь каждое структурное подразделение. Основными пока­зателями качества работы, отраженными в оценочном листе, могут выступать:

• полнота оказываемых услуг;

• качество обслуживания (комплексный показатель);

• ведение дневника социального работника;

• пополнение банка данных;

• своевременная сдача отчетов;

• участие в производственной учебе;

• наличие жалоб;

• наличие благодарностей.

Определение четких критериев качества работы сотруд­ников — едва ли не главное условие достижения максимальной объективности при рассмотрении процесса или результата ра­боты. Помимо критериев, определенных в Национальном стан­дарте (полнота, своевременность, материальная и нематериаль­ная результативность обслуживания), учреждение может вво­дить собственную систему критериев, которая будет конкрети­зировать и дополнять вышеупомянутую систему оценочных ко­ординат.

Так, критериями работы по удовлетворенности кли­ента решением его материальных и финансовых проблем могут выступать:

• привлечение помощи с последнего места работы;

• содействие в оказании материальной помощи через му­ниципалитеты;

• оказание помощи клиенту через отделение срочного со­циального обслуживания;

• оформление доплат, субсидий, и других выплат, предусмо­тренных законодательством.

Если брать за основу более обобщенные и в то же время не­размытые критерии, то, например, оценка качества деятельно­сти заведующего отделением социального обслуживания (ОСО) на дому будет основана на критериях и методах оценки, приве­денных в табл. 1.

Таблица 1

Наши рекомендации