Занятие №5. «Как реагировать на грубость?».
v Упражнение «Психологический театр»(авторское)
Ученикам предлагается представить, что они актеры театра и им необходимо обыграть несколько ситуаций.
Ситуации, в которых необходимо соблюдать правила игры:
· Ребята играли в подвижную игру, в которой один из одноклассников нечаянно ударил другого – на применение правила «Попроси извинения, если ты кого-нибудь обидел».
· В игровой ситуации необходимо попросить помощи у своего одноклассника так, чтобы он согласился помочь – на применение правил «Используй вежливые слова», «Обращайся к ребятам по имени».
· У тебя никак не получается выиграть, а твоего товарища это удается, тебе обидно и неприятно – на применение правила «Не злись и не падай духом, когда проигрываешь ты!» и др.
v М/ф «Уроки хороших манер: Грубость»(режиссер: Соловьев Р., 2010г.)
Краткое содержание мультфильма:В мультипликационном фильме в виде поучительной беседы учителя с учащимися даются знания о том, как правильно реагировать на чужую грубость.
Вопросы для обсуждения:
- О каких видах грубости расказывается в мультфильме?
- Как вы обычно ведете себя в ответ на грубое поведение других людей?
- Как правильно человеку реагировать на грубость другого человека в зависимости от ее вида?
В беседе с детьми необходимо подвести их к выводу о том, что грубое поведение окружающих необходимо либо игнорировать (не обращать внимания), либо пресекать в культурной, вежливой форме (с помощью корректного замечания). А возникающие негативные чувства - злость, гнев - как нельзя держать в себе, так и нельзя выплескивать на окружающих. От имеющегося гнева и других негативных эмоций необходимо избавляться с помощью приемлемых способов.
v Памятка «Как правильно вести себя в ответ на грубое поведение человека?»(авторская)
Учащиеся информируются о том, что существуют правила, как необходимо вести себя в ответ на грубое поведение другого человека в ваш адрес.
Пять правил поведения:
1. Произнести «волшебную» фразу(Комментарий для учащихся: Иногда человеку достаточно сделать корректное замечание в вежливой форме для того, чтобы он изменил свое неприемлемое (грубое, несдержанное, обидное) поведение. Для этого достаточно произнести «волшебную» фразу («Я - высказывание»))
2. Не обращать внимания и просто отойти(Комментарий для учащихся:Некоторые люди не понимают вежливой просьбы, и все равно продолжают свои неприемлемые действия. Но это не значит, что нужно грубить им в ответ, кричать, что-то доказывать. Просто нужно отойти в сторону и перестать обращать на них внимание)
3. Обратиться за помощью к взрослому (классному руководителю, воспитателю) (Комментарий для учащихся: Отдельные учащиеся, несмотря на то, что вы выполнили предыдущие пункты правил, могут и дальше совершать обидные для вас действия. Поэтому вам необходимо обратиться за помощью к взрослому – пусть он вмешается в конфликт и повоздействует на нарушителя спокойствия)
4. Не ругаться в ответ!(Комментарий для учащихся: Ни в коем случае нельзя начинать ругаться в ответ грубияну. Это только подогреет конфликт и приведет к еще большему его разрастанию)
5. Не драться в ответ! (Комментарий для учащихся: Тем более не следует прибегать к физической силе для успокоения грубияна)
Учащиеся самостоятельно записывают перечисленные правила в заготовку «Лесенка».
Для учащихся 2-го класса можно использовать памятку «Как правильно вести себя в ответ на грубое поведение человека?» уже в готовом виде.
Для закрепления полученных знаний желательно обыграть все перечисленные в памятке правила, вспомнив типичные ситуации школьной жизни, в которых окружающие проявляли грубость.
v Релаксационный настрой «Порхание бабочки» (музыкальное сопровождение: трек «Теплый летний вечер»)
(Источник:Дьяченко Л. Релаксация в гнездышке // Школьный психолог, 2005, №11.)
Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. Вам хорошо и приятно (пауза).
Но вот пришло время возвращаться обратно. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.
Занятие №6. «Что делать, когда дразнят?»
v История про Энни: Если ребенка дразнят. (Дорис Бретт. Перевод с английского – Г.А. Павлов)
(Источник:Бретт Д. Жила – была девочка, похожая на тебя… Психотерапевтические истории для детей / Перевод с английского - Г.А.Павлов. М., Класс – Библиотека психологии и психотерапии, 2006.)
Энни была маленькой девочкой и жила в коричневом доме вместе с мамой, папой и большой черной собакой.
Энни ходила в школу, которая находилась недалеко от ее дома. В общем-то ей в школе нравилось. Ей нравилась мисс Мэтсон, учительница. Ей нравилось рисовать. Ей нравилось узнавать много нового, играть в разные игры, встречаться с друзьями. Одно ей не нравилось в школе — Мэри.
Мэри пришла в школу, где училась Энни, несколько месяцев тому назад, и ее зачислили в класс Энни. Сначала Мэри почти не замечала Энни, но с недавних пор стала обращать на нее очень большое внимание. А Энни хотела бы, чтобы было наоборот. И все из-за того, что Мэри стала дразнить Энни. Каждый раз, когда Мэри встречала Энни, она начинала ее дразнить. Она давала ей всякие прозвища и сочиняла гадкие стишки о ней. Она придумывала всякие издевательские шуточки против Энни и смеялась над ней вместе со своими приятелями.
Энни это бесило. Ей становилось жарко и тошно. Иногда она даже плакала. Она низко опускала голову и надеялась, что если осторожно прокрадется мимо и не посмотрит в сторону Мэри, та ее не станет дразнить. Но Мэри все равно дразнила. Энни старалась избегать встреч с Мэри, но та всегда ее находила. Чем больше Энни краснела, чем ниже она опускала голову и чем ближе дело подходило к слезам, тем больше Мэри смеялась и дразнилась. Энни хотелось стать невидимой. Ей хотелось, чтобы ее не заставляли ходить в школу, и даже, чтобы она не была Энни.
Однажды Энни пришла из школы особенно расстроенная. Заметив это, мама подошла к ней, обняла и спросила: “Что-нибудь случилось? Я бы не сказала, что в последнее время у тебя очень весело на душе”.
Энни подняла грустные глаза: “Я ненавижу школу”.
“Отчего же? Ведь тебе там так нравилось! Какая-нибудь неприятность?”
Последовал кивок головы.
“Проблемы с учительницей?”
Энни качнула головой в знак отрицания.
“Не ладится учеба?”
Энни снова потрясла головой.
“Ребята?”
Утвердительный кивок. “Это все из-за Мэри, — пояснила Энни. — Она все время обзывает меня по-всякому и старается сделать так, чтобы все надо мной смеялись. Она меня высмеивает. Я ее просто ненавижу”.
Мама снова обняла Энни. “Тебе должно быть это очень неприятно”, — сказала она.
“Она просто не перестает дразниться — все дразнит и дразнит меня”. Глаза Энни наполнились слезами. Она захлюпала носом. “Мне это противно; она все продолжает дразниться, и я ничего не могу поделать”.
“Ты, наверное, чувствуешь себя просто ужасно, особенно когда думаешь, что ничего нельзя сделать”, — сказала мама.
Энни грустно кивнула головой.
“Но это не так, — сказала мама, — кое-что ты все-таки можешь сделать. И даже довольно многое”.
“Правда? — удивилась Энни. — Ты хочешь сказать, что я в самом деле могу что-то сделать?”
“Конечно”, — сказала мама.
“Это было бы замечательно!” — обрадовалась Энни. Она уже почувствовала какое-то облегчение.
“Пойдем посидим на кухне”, — предложила мама.
“Надо кое-что спланировать. Мы сделаем из тебя младшего научного сотрудника, изучающего поведение.
“Младшего кого?” — переспросила Энни. Она никогда не слышала таких слов, но они звучали внушительно и солидно.
“Ученого-психолога, — повторила мама. — Ученый — это очень и очень важная персона, которая изучает разные вещи. Его интересуют, как работают люди, почему они поступают так, а не иначе, и что, например, надо сделать, чтобы они так не поступали, если что-то плохо”.
“Это интересно, — сказала Энни. Она начинала убеждаться, что быть таким младшим научным сотрудником не только солидно, но и полезно. — С чего нужно начинать?” — спросила она.
“Помнишь, когда наш Черныш был маленьким щеночком, и нам приходилось приучать его не делать свои естественные собачьи дела дома?”
“Да, помню”, — ответила Энни.
“Мы знали, что обычно щенки освобождают желудок сразу после еды. Поэтому, покормив его, мы за ним следили, а когда становилось ясно, что он собирается это сделать, мы сразу летели с ним во двор, и после окончания его “процедуры” там, щедро похлопывали его по спине и приговаривали: “Вот какая умная, хорошая собачка у нас”. Скоро он научился делать свои собачьи дела не дома, а во дворе”.
“Я это хорошо помню. По отношению к Чернышу вы с папой были учеными психологами”.
“Ты совершенно права, — ответила мама. — Он делал то, что нам не нравилось, и поэтому мы придумали способ изменить его поведение”.
“Это интересно, — сказала Энни. — Я никогда раньше не думала, что такое возможно”.
“У нас, как ученых, занимающихся вопросами поведения, были и другие способы отучить собаку отправлять свои естественные потребности дома. Мы, например, могли подождать, когда Черныш закончит свои собачьи дела, а потом отшлепать его и выставить за дверь — “прохладиться”.
“А если существует несколько способов, как вы решаете, какой именно нужно выбрать?” — спросила Энни.
“Настоящий психолог должен попробовать каждый метод по очереди, чтобы убедиться, какой из них самый эффективный, а затем применить его в дрессировке. Мы могли бы так сделать и в случае с нашим Чернышом, но первый метод был настолько хорош, что нам не потребовалось пробовать другие”.
“Ну, а с чего же мне начать дрессировать и перевоспитывать Мэри?” — спросила Энни. Она начинала горячиться.
“Давай-ка присядем для начала и обдумаем несколько разных способов воздействия на Мэри. Тогда ты как ученый сможешь испытать их на практике и убедиться, какой из них наиболее эффективный”.
“О, это, похоже, будет интересное занятие”, — сказала Энни.
“Начнем с того, — сказала мама, — что мы знаем один способ, который не дает результатов”.
“Какой?” — спросила Энни с удивлением.
“А ты подумай”, — ответила мама с улыбкой.
Энни подумала несколько мгновений, и ее лицо вдруг озарила догадка.
“Я знаю, — сказала она. — Это — то, что я делаю сейчас. Этот способ не действует, потому что Мэри продолжает меня дразнить. Он не изменил ее поведения”.
“Правильно, — сказала мама. — Я вижу, из тебя получится отличный ученый-исследователь”.
“Исследователь?” — удивилась Энни, а потом засмеялась. — “Ты хочешь сказать, что мою проблему можно исследовать?”
“Да”.
“Я стану великим исследователем”, — сказала Энни. Она уже предвкушала, как это здорово у нее получится.
“Ну, хорошо, — сказала мама. — Приступим”. Она взяла лист бумаги и разлиновала его на три колонки. Над первой колонкой она написала: “Что сделала Мэри”. Над второй — “Что сделала Энни”. А над третьей — “Что произошло”. “Теперь, — сказала она, — давай напишем, что мы уже знаем”.
В первой колонке, под словами “Что сделала Мэри”, мама написала: “Мэри дразнила Энни”. Дойдя до второй со словами “Что сделала Энни”, она спросила Энни: “Что мы здесь напишем?”
“Не знаю, но когда Мэри меня дразнила, я расстраивалась и начинала плакать”.
И мама вписала слова: “Энни расстраивалась и плакала”.
“Ну, — спросила она, — а что происходило после того, как ты расстраивалась и плакала?”
“Мэри продолжала дразниться”, — ответила Энни.
И мама написала в третьей колонке: “Мэри продолжала дразниться”.
“Так, — сказала она. — Давай подумаем, что еще ты могла бы предпринять”.
Энни подумала. “Я могла бы притвориться, что мне все было безразлично, и не обращать никакого внимания на то, что она говорила”.
“Неплохой вариант”, — сказала мама. Она взяла другой лист бумаги и написала на нем: “Что надо сделать”, а под этим заголовком — слово: “1. Притвориться, что не замечаешь”.
“Что еще ты могла бы сделать?” — спросила она.
“Я могла бы притвориться, что мне все это было смешно и рассмеяться”, — ответила Энни.
“Да”, — согласилась мама, и написала эти слова под номером 2.
“Я могла бы скорчить рожицу ей, — сказала Энни. — И это будет номер 3”.
“Правильно”, — сказала мама и внесла это в список.
“Я могла бы подразнить ее в ответ, — продолжала Энни. Она так и фонтанировала все новыми и новыми идеями. — Я могла бы сказать ей, что она ведет себя глупо, и потребовать, чтобы она прекратила свои штучки”.
“Это можно поставить под номерами 4 и 5”, — согласилась мама.
“Я могла бы ей сказать, что мне не нравится, когда меня дразнят и спросить ее, почему она так поступает”.
“Прекрасно, — похвалила ее мама. — У нас получилось всего шесть вариантов того, что ты могла бы сделать”.
Энни была удивлена — оказывается сколько существовало выходов из ее ситуации.
“Теперь, — сказала мама, — нам нужно выработать последовательность, в которой мы их испробуем.
“А почему бы нам не придерживаться порядка, в котором я их придумала”, — спросила Энни.
“Хорошо”, — согласилась мама.
“Начнем?” — спросила Энни. Ей не терпелось заняться этим интересным делом.
“Значит так, — сказала мама. — Возьми с собой в школу небольшую записную книжку, и каждый раз, когда Мэри начинает тебя дразнить, делай в ней пометку. И делай это ежедневно в течение двух недель. Тогда мы узнаем, сколько раз в день, в среднем, дразнит тебя Мэри. Две недели — значит десять школьных дней. А если на какой-то день падает праздник или Мэри пропустит уроки по какой-нибудь причине, добавь дополнительный день, чтобы довести общее количество дней до десяти”.
“Кажется, это нетрудно, — сказала Энни. — Я начну с завтрашнего дня”.
Через две недели она показала маме свою записную книжку.
“Вот, посмотри, — сказала она. — За десять дней у меня получилось двадцать пометок в записной книжке”.
“Хорошая работа”, — поощрила ее мама.
“Получается, что в среднем Мэри дразнит тебя два раза в день”.
“Но что интересно, — сказала Энни задумчиво, — я сейчас так занята своей научно-исследовательской работой, что всякие штучки Мэри уже не действуют на меня, как раньше”.
“Да, это — действительно интересно, — сказала мама. — Давай посмотрим в твою записную книжку”.
Энни показала книжку. “Я оставила место для каждого дня, — сказала она, — и отметила, сколько раз Мэри дразнила меня каждый день”.
“Посмотри на разницу между первой и второй неделями”, — сказала мама.
Энни посмотрела. “Забавно”, — удивилась она, — “в течение второй недели Мэри дразнила меня меньше”.
“Давай помозгуем, — сказала мама. — Ты сказала, что штучки Мэри уже не действовали на тебя так, как прежде. Может быть как раз то, что ты перестала так реагировать на них, и меняет ее поведение?”
“Ты, конечно, права”, — сказала Энни. Немного подумав, она добавила: “Если то, что я не реагирую и не расстраиваюсь, меняет поведение Мэри, может быть, оно изменится еще больше, если я не будут обращать на ее вредные штучки никакого внимания вообще? Может быть, попробовать с завтрашнего дня?”
“Неплохая идея, — согласилась мама. — Но прежде, чем ты это начнешь, тебе полезно будет узнать кое-что еще”.
“А что именно?” — поинтересовалась Энни.
“Как ты думаешь: зачем Мэри тебя дразнит?”
Подумав немного, Энни ответила: “Чтобы расстроить или разозлить меня”.
“Правильно, — сказала мама. — Часто люди дразнят других потому, что им нравится выводить их из равновесия. Поэтому, если ты расстраиваешься, то Мэри получает то, чего она добивается, и она знает, что поддразнивание на тебя действует”.
“Ты хочешь сказать, что Мэри знает, что для того, чтобы меня расстроить или разозлить, ей будет достаточно меня только подразнить?”
“Вот именно, — сказала мама. — Вспомни, что делает Черныш, чтобы получить собачий бисквит?”
“Он садится на задние лапы и просит”, — ответила Энни.
“Да, — сказала мама, — и он потом его получает”.
Энни вспомнила и согласно кивнула головой.
“Как ты думаешь, — спросила мама, — что получилось бы, если бы мы перестали давать бисквиты, когда он просит?”
Подумав немного, Энни ответила: “Он бы перестал просить, потому что знал бы, что ему ничего не выгорит”.
“Правильно, — сказала мама. — “Ай да ученый!” И после небольшой паузы добавила: “А теперь скажи мне, пожалуйста, что было бы, если бы домогающийся бисквитов Черныш их иногда получал, а иногда — нет?” — спросила мама.
Энни снова задумалась. “Мне кажется, — сказала она, — он опять стал бы просить. Потому, что если мы будем время от времени давать ему бисквиты, он будет считать, что его приемчик еще работает”.
“Совершенно верно, — сказала мама. — Поэтому, когда ты, как ученый, испытываешь свой метод полного игнорирования козней Мэри по отношению к тебе, ты непременно должна применять его всякий раз, когда она начинает тебя дразнить. Иначе она может подумать, что это все еще на тебя действует”.
“Это понятно, — сказала Энни. — Я думаю, что это у меня получится”.
“Если ты допустишь ошибку, мы будем вынуждены начать все с начала, потому что нам нужно проводить эксперимент в течение десяти дней подряд. Это значит, что в случае неудачи потребуется немного больше времени. Только и всего”.
“Это хорошо”, — сказала Энни. Ей больше не нужно было бояться ошибок.
“Теперь скажи мне, как ты выглядишь, когда тебя дразнит Мэри?”
“Вот так”, — сказала Энни. Она низко опустила голову, сгорбилась, постаралась покраснеть и выглядеть плаксивой.
“Понятно, — сказала мама. — Теперь для того, чтобы показать Мэри, что ее штучки не срабатывают и что ты вовсе не расстраиваешься, нам нужно попрактиковаться вести себя совершенно по-другому”.
“Ага, я поняла, — сказала Энни. — То есть, вот так”. Она выпрямила плечи и гордо подняла голову.
“Превосходно! — сказала мама. — Давай попрактикуемся: допустим, я — Мэри, и я дразню тебя, а ты постарайся не замечать”.
“Хорошо”, — охотно согласилась Энни.
Итак, мама Энни стала изображать Мэри. Она по-всякому обзывала Энни, показывала ей язык, а Энни не обращала на нее никакого внимания. Она просто проходила мимо, как будто перед ней стоял шкаф.
“Эта дубина и кривляка Мэри пытается вывести меня из себя, — подумала Энни. — Но этот номер не пройдет: я ведь не кто-нибудь, а ученый-исследователь и вовсе не собираюсь обращать на нее внимание”.
“Это просто великолепно! — восхитилась мама. — У тебя это очень здорово получается”. Она обняла Энни. — “Теперь ты можешь приступить к делу”.
Энни очень волновалась. Она просто не могла дождаться следующего дня.
На следующее утро, когда Энни пришла в школу, она уже с нетерпением ждала, когда же, наконец, Мэри начнет ее дразнить. Так хотелось продемонстрировать свою уверенность в себе и полное безразличие к тому, что можно было ожидать от “противной стороны”. Ждать пришлось довольно долго, но, наконец, этот момент наступил.
Энни сохраняла олимпийское спокойствие, не удостоив вниманием свою обидчицу.
“До чего же это здорово! — сияя от восторга сказала она маме, когда вернулась домой из школы. — Это так забавно!”
“Ты молодец! — похвалила ее мама. — Теперь ты настоящий ученый-исследователь”.
Энни была на седьмом небе. “Теперь, как только Мэри начнет меня дразнить, — сказала она, — я буду выглядеть уверенной и не буду обращать на нее абсолютно никакого внимания. И буду так делать каждый раз”.
“Правильно, — одобрила мама. — Я не могу дождаться, когда это произойдет”.
“Я тоже”, — с готовностью присоединилась к ней Энни.
Прошло девять дней. Энни подошла к своей маме с очень озабоченным видом.
“У меня проблема, мама, — сказала она. — Я больше не могу не обращать внимания на штучки Мэри”.
“Почему же?” — спросила мама озабоченно.
“Потому, что она перестала меня дразнить!, — сказала Энни и громко рассмеялась. — Она уже не дразнит меня целых четыре дня!”
“Вот видишь, — сказала мама. — Твое “необращение внимания” действительно неплохо сработало”.
“Да, — согласилась Энни. — Настолько хорошо, что теперь нет надобности прибегать к другим методам. Я просто буду продолжать “не обращать внимания”.
“Хорошая мысль, — согласилась мама. — Я очень горжусь своим специалистом-психологом”.
“А знаешь что? — сказала Энни, стараясь заинтриговать маму. — Когда я повзрослею, я стану самым старшим ученым-исследователем!”
Вопросы для обсуждения:
- Почему Энни не нравилась Мэри? (Она обзывалась, дразнилась, надсмехалась над Энни)
- Как Энни вела себя в подобных ситуациях (Краснела, бледнела, плакала, убегала, пряталась – т.е. обращала внимание на насмешки Мэри)
- Что посоветовала мама Энни для исправления ситуации? (Провести небольшое психологическое исследование, в котором необходимо было понаблюдать за своим поведением, и как на это поведение реагируют обидчики)
- К какому выводу пришла Энни в ходе своего эксперимента? (Она поняла, что вела себя в ситуациях, когда ее обижали неправильно – обращала внимание на обидчиков, чем еще более раззадоривала их, от чего еще более страдала)
- Как стала вести себя Энни в ситуациях, когда ее обижали? К чему это привело? (Энни перестала обращать внимание на обидчиков, и после нескольких попыток обидеть ее, одноклассники просто перестали ее обижать)
v Составление панно «Ромашка ласковых имен», «Поляна ласковых имен» или«Дерево ласковых имен»(авторское)
После того, как учащиеся вслух информируют друг друга о том, как бы им хотелось, чтобы их называли в классе, составляется коллективное панно – цветок ромашка, или поляна с цветами, или дерево с листочками,на лепестках, цветах или листочках которых пишутся ласковые имена ребят. Получившееся панно вывешивается на видное место в классе как напоминание о желательном обращении ребят друг к другу.
v Релаксационный настрой «Полет птицы» (музыкальное сопровождение: трек «Пение птиц»)
(Источник:Дьяченко Л. Релаксация в гнездышке // Школьный психолог, 2005, №11.)
Вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, дышите легко и свободно. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Птица свободно парит в воздухе, крылья ее распростерты в стороны. Вообразите, что вы — птица. Представьте, какое легкое ваше тело и как медленно вы парите в воздухе. Ваши крылья — ваши руки, легки и неподвижны. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. Наслаждайтесь прикосновением легкого, нежного ветерка. Ветерок ласкает... поглаживает... (пауза)
А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы и на земле.
Потянитесь и на счет «три» сбросьте крылья и откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохраняется на весь день.