Девять типов людей и девять типов обусловленностей
Нужно всегда иметь в виду, что каждый человек призван выполнить две задачи на пути : приобрести знания о себе и о мире и благодаря этим знаниям стать лучше. Преодолеть рамки своей поверхностной личности и приблизиться к своей собственной сущности . Знать и быть, знать, чтобы быть лучше. Это означает, что, чем больше у нас знаний, тем больше у нас шансов приблизиться к нашей собственной сущности , преодолеть поверхностную личность , полученную нами в детстве и сформированную нашим жизненным опытом. Мы получили свою личность и сделали все, чтобы ее сохранить и развить, и теперь она иногда мешает нам идти к нашей глубинной сути.
Сущностная психология ставит своей целью познание себя и мира, как в теории, так и на практике. Практический аспект заключается в таких упражнениях, как самовоспоминание, борьба против проявления негативных эмоций и т. д. Мы говорили о различных человеческих типах и различных центрах, существующих в каждом человеке. Здесь с помощью Эннеаграммы мы можем представить еще один практический аспект психологии человека. Метод Эннеаграммы дает возможность еще более точного изучения и практического применения.
Обычно, когда мы идем по пути самопознания, когда мы стараемся познать себя и других, мы по большей части интересуемся прошлым. Мы спрашиваем себя: «Почему я такой, как есть? Каковы причины моего способа думать, чувствовать, хотеть?» В системе Эннеаграммы мы спрашиваем не «почему я такой, как есть?», а «к какой цели я хочу направить свою жизнь?» Это каждый может решить для себя только сам. Некоторые люди ставят только материальные или интеллектуальные цели, другие – эмоциональные или духовные. Каждый всегда свободен принять свое собственное решение. Не существует установленной таблицы ценности выбранных целей.
Один из важных аспектов познания себя заключается в том, что, когда мы учимся лучше знать себя, мы научаемся лучше понимать других. Это означает, что мы становимся более терпимыми, потому что мы открываем, что то, что раздражает нас в других, иногда немного существует в нас. Иногда мы с изумлением открываем, что соринка, которую мы увидели в глазу соседа, существует в нас, и что она размером с бревно… Часто начать познавать себя это сначала обнаружить свои недостатки. Свои достоинства мы обычно знаем. Наши недостатки – мы так мало обращали на них внимание! – нужно поискать, чтобы их найти. Но если мы уж взялись изучать себя, мы обязательно придем к тому, что найдем их, и на некоторых вначале это действует несколько угнетающе. Вот почему, когда мы подлинно и серьезно хотим идти к познанию себя, требуется одно достоинство: юмор. Тот, у кого нет юмора, не может по-настоящему понять других, потому что ему не хватает терпимости, и он никогда не поймет сам себя: он не сможет реально увидеть, что в нем происходит, или же он не сможет себя простить. Нужен юмор во взгляде. Грустный мудрец это грустный персонаж… Никогда не забывайте об этом.
Наше воспитание обычно накладывает печать чувства вины на наше знание о самих себе, за наши недостатки и наши упущения, наши ошибки. Чтобы объективно двигаться к познанию себя, нужно понять, что единственная наша вина, единственный грех, выражаясь в религиозной терминологии, это грех против себя самого, против подлинного в нас, против нашей глубинной сущности , а не против этой поверхностной личности , в которую мы обычно играем в семье, в обществе, в профессиональном кругу. Грех против нашей глубинной сущности мешает нам стать по-настоящему самими собой, по-настоящему существовать. Дух человека существует только в зародыше, и если он его не развивает, то он не существует.
Понять смысл Эннеаграммы значит понять весь космос и всю человеческую природу. Все в ней записано, все в ней размещено согласно незыблемым космическим принципам. Незыблемость их заключается в вечном движении, поскольку истина – это что-то живое, а, значит, изменяющееся. Истина эволюционирует с течением времени, с индивидуумами, со странами. Везде и всегда истина находится в движении. Ничто не является истиной в первой и последней инстанции: все всегда только лишь какая-то часть или аспект истины.
Существуют всевозможные типологии человека: астрологическая типология, типология глубинной психологии и т. д. Эннеаграмма в представленном здесь виде являет собой девять возможных типов человеческих существ, которые соответствуют девяти основным принципам. В каждом типе заложен управляющий принцип, внушенный ему воспитанием – родителей, школы или религии. Некоторые люди, возможно, узнают себя во всех типах, потому что в нас есть понемножку от каждого.
Но в каждом человеке главным будет лишь один из принципов. Фраза, написанная в центре Эннеаграммы, соответствует тому, что нам повторяли в детстве: «Ты хороший, если ты ведешь себя так-то или так-то» (рис. 6).
Каждый пережил это в детстве, а те, у кого есть дети, поступают так же с ними. Этот вбитый в голову принцип затем обнаруживается в ценностях взрослого, в его идее о совершенстве, к которому он должен стремиться: «Я хороший, если я умный», например.
Вот таким образом обусловлены человеческие существа. Мы несем в себе эти подобия идеалов. Тогда как, даже если всю свою жизнь вы прожили с таким идеалом, он ложный, это всего лишь иллюзия. Вы «хороший», но не потому, что вы трудолюбивый, честный, любезный, культурный. Это вложенная в вас ложная причина. Вы «хороший» по другим причинам. Но если к тому же вы трудолюбивый, честный, любезный, культурный и т. д., тем лучше! Конечно, это тоже достоинства, но они не являются по-настоящему достоинствами, если их в вас принудительно вложили и если вы чувствуете себя виноватым, когда не соответствуете этому идеалу.
Первый тип людей обусловлен тем, что в детстве ему говорили: «Ты хороший, если ты честный, работящий, опрятный, аккуратный».
Второму соответствует фраза: «Ты хороший, если ты любезный, всегда готов помочь, готов даже пожертвовать собой».
Третий тип людей был воспитан с идеей, что нужно быть активным, компетентным и что нужно преуспевать в жизни. Любыми средствами, при условии что он преуспеет. Если он терпит неудачу, ему плохо. Часто подобный тип идеала внушается ребенку, когда он идет в школу.
Номеру четыре говорили: «Ты хороший, если ты культурный, чувствительный, оригинальный». Часто это дети артистов. Только представьте проблемы, с которыми рискует столкнуться сын артиста, который хочет стать мясником! Поймите правильно – сам по себе этот идеал не плох! Но он становится плохим, если он обращается к тому, кто не несет его в себе.
Для типа № 5 быть «хорошим», значит быть умным, мудрым, разумным, восприимчивым, в соответствии с полученным им воспитанием.
Для типа № 6 «правильным» является быть послушным, верным, преданным. Главное здесь послушание, прежде честности, приветливости, образованности и т. д.; все эти элементы, конечно, могут также присутствовать.
Человек № 7 скажет: «Я хороший, если я милый, веселый, оптимистичным». Некоторые дети воспитаны таким образом, отвергаемые своими родителями, как только они начинают хныкать о том, что у них проблемы, потому что в этой семье принято всегда быть веселым и оптимистом.
Типу № 8 говорили: «Ты хороший, если ты сильный, прямой, справедливый и, предпочтительно, главенствующий».
Наконец, мальчику или девочке № 9 говорили, что нужно всегда быть спокойным, тихим, в гармонии. Очевидно, что целью в этом случае было не спокойствие ребенка, но, скорее, спокойствие родителей…
Эти достоинства являются истинными достоинствами, когда они у нас действительно есть. Иметь их все значит быть совершенным. Но, если мы несчастны или тревожны, как только у нас не получается их реализовать, это означает, что они были нам навязаны: есть обусловленность, мы функционируем искаженно. Спокойствие, например, это большое достоинство, но есть люди, внешне спокойные, которые всего лишь прячут свою внутреннюю нервозность. Им говорили: «Ты хороший, когда ведешь себя тихо, спокойно». Следовательно, они стараются, как минимум, создать такую видимость. В таком случае это уже не достоинство, а подавление. Обусловленности создают это несоответствие между внутренним и внешним состоянием. Противоположное поведение – бунт против принципов – отражает тот же процесс и соответствует тому же типу.
Итак, мы несем в себе образ, с которым мы отождествлены. Однако этот образ всего лишь иллюзия. Он ложный, так как он был вложен в нас воспитанием, нашим собственным опытом и так как мы решили создать себе такой образ. Это поверхностная личность, маска. Тот, кто хочет познать себя, должен начать с распознавания этого образа.