Субъект и психическое как процесс
Психика есть важнейшее качество именно человека как субъекта деятельности, обшения и т. д.
Психическое объективно существует только как субъективное, т. е. принадлежащее субъекту — индивиду, различным
4. ПСИХИЧЕСКАЯРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
общностям людей, всему человечеству. Психология изучает, как, зачем и почему индивид и индивиды формируют и развивают в ходе деятельности, общения и т. д. психическое как непрерывный познавательно-аффективный процесс в соотношении с его прерывными результатами (образами, понятиями, умственными действиями и операциями, чувствами, обычаями, материальными продуктами производства и т. д.). Другие науки (гносеология, логика, социология, этнология и т. д.), в отличие от психологии, исследуют эти результаты и продукты в абстракции от такого процесса и, значит, отчасти в абстракции от субъекта, с которым они наиболее глубоко связаны именно через психический процесс.
Психическое как процесс характеризуется специфической непрерывностью, от-личаюшей его от технических систем и математических структур. Эта непрерывность означает, что психика в основе своей является континуально-генетической (недизъюнктивной), т. е. все стадии ее развития не отделены друг от друга, как циклы функционирования технических систем и как элементы математического множества, а вырастают одна из другой, непрерывно переходя друг в друга, Экспериментальные исследования такой непрерывности проведены А,В. Брушлинским, М.И. Волови-ковой, Б.О. Есенгазиевой и др. [6, 22, 27; см. также: 9, 12, 23, 37]).
Данный процесс — живой и потому существует и изучается лишь у живого субъекта (что совершенно необязательно для логики и многих других смежных наук), Следовательно, субъект, осуществляющий психическое как процесс, — это всегда и во всем неразрывное живое единство природного и социального. В психике человека нет ничего, что было бы только природным, но не социальным или только социальным, но не природным; вопреки широко распространенной точке зрения даже на высших этапах духовного развития личности психическое не перестает быть природным и не становится «чисто» социальным. Оно сохраняет в себе их органическое единство, поскольку эти высшие уровни природного возникают и эволюционируют лишь в ходе антропогенеза,
а затем на соответствующих стадиях исторического и индивидуального развития людей.
Природное и социальное — это не два компонента психики человека, а единый субъект с его живым психическим процессом саморегуляции всех форм активности людей. Такова онтологическая очень об-шая основа для развития единой психологической науки, дифференцирующейся на интегрируемые в ней психогенетику, психофизиологию, психофизику, психологию личности, социальную психологию, инженерную, когнитивную и т. д, (эта интеграция пока еще совершенно недостаточна).
В указанном контексте обшая психология и психология личности изучают индивидов в целостности их психической жизни, раскрывая прежде всего ее общечеловеческие качества исвойства. На этой основе социальная и этническая психология исследуют более конкретные — типологические— особенности индивидов как представителей определенной исторической эпохи, этноса, общественной группы, класса и т.д. Историческая психология изучает развитие психики людей в ходе качественных изменений общества на «переломе» решающих событий.
Изучение у субъекта психического как процесса помогает углубить раскрытие спецификипсихологии в исследовании субъекта, его деятельности, общения и т. д.
Например, мышление ~ это не только деятельность,но ивнутри ее формирующийся непрерывный, недизъюнктивный психический процессанализа, синтеза и обобщения постоянно изменяющихся, т. е. новых и потому еще во многом неизвестных обстоятельств жизни данного субъекта. С помощью такого предельно пластичного, лабильного, непрерывно формирующегося процесса индивид определяет новые для себя, совсем конкретные условия и требования возникшей задачи и предшествующей проблемной ситуации, соответственно используя и преобразуя уже имеющиеся у него относительно стабильные умственные операции, формируя новые интеллектуальные действия и т.д. [1, 3, 6, 20, 27, 32]. В этом отношении с субъектно-деятель-ностной концепцией отчасти сближается теория ситуативного действия,разработан-
4,1. Психология субъекта и его деятельности
пая независимо от Рубинштейна и его школы Л. Сачменом, Б. Павардом и др. [41, 43]. В данной теории раскрывается изменчивость действия, которое в различных конкретных ситуациях перестает быть относительно стабильным и трансформируется в соответствии с особенностями этих ситуаций.
Если мышление как деятельность, как система операций осуществляется человеком преимущественно осознанно, то внутри ее мышление как процесс, напротив, формируется в основном на уровне бессознательного, хотя и под косвенным контролем со стороны субъекта (его целей, осознанных мотивов и т.д.). Этот процесс осознается его субъектом лишь в очень небольшой степени. Конечно, мыслит не мышление, а человек, ибо он является субъектом познавательной деятельности. И вместе с тем, поскольку лишь он инициирует и осуществляет деятельность,ему «мыслится» внутри ее в меру большей или меньшей неосознаваемости мышления как процесса[5].
Анализ через синтез.Этот термин С.Л. Рубинштейна характеризует исследованный им и его учениками [1, 6, 26, 32, 33] исходный всеобщий «механизм» (или основную форму) мышления. Анализ через синтез означает, что в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и потому выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта таким образом как бы «вычерпывается» все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства. Например, один и тот же отрезок прямой, включаемый в различные геометрические фигуры, выступает в соответственно разных качествах: как биссектриса, медиана, диагональ параллелограмма и т. д. Экспериментальные исследования анализа через синтез провели К.А. Абульханова-Слав-ская, Л.И, Анцыферова, А.В. Брушлин-ский, А.М. Матюшкин, В.А. Поликарпов, Л.В. Путляеваидр. [1, 6, 7,22, 26, 32, 33]. Анализ через синтез обеспечивает непрерывность мышления и вообще психического как процесса,поскольку по ходу последнего познающий субъект непрерывно
взаимодействует именно с объектом,а не с самими по себе знаками, словами, понятиями, значениями, смыслами и т.д. (все они в разной степени выражают содержание этого объекта). Тем самым анализ через синтез обеспечивает не только преемственность мышления как процесса («тот же» объект включается во все новые связи), но и психические новообразования (он же выступает в новых качествах). Иначе говоря, один и тот же познаваемый объект — это неразрывное единство уже известных (для данного субъекта) и еще неизвестных, новых свойств и их отношений; т. е. старое и новое принадлежат соответственно не двум разным объектам, а одному объекту.
Анализ через синтез~ это механизм мышления как процесса не только индивидуального, но и группового субъекта [7, 22]. Когда в ходе группового решения задачи объект, включаясь в разные системы связей, выступает в соответственно новых качествах, то эти системы объективных существенных отношений вначале вычленяются разными индивидами. Тогда между последними может возникнуть дискуссия. Следовательно, различные системы отношений и выступающие в них качества объекта как бы персонифицируются разными индивидами и потому соотносятся (синтезируются) друг с другом в субъектах и через субъектов. В состав этих отношенийвходит и изменяющееся в процессе мышления отношение человека к познаваемому объекту, потому что, открывая новые качества объекта, субъект вместе с тем все более адекватно определяет их значение для своей деятельности и общения. Иначе говоря, по ходу мышления как процесса формируется мотивация для его дальнейшего протекания. При таком подходе к проблеме значение и смыслвыступают прежде всего как в разной степени раскрываемые и переживаемые субъектом различные качества одного и того же познаваемого объекта(вещи, субъекта и т.д.). Тем самым анализ через синтез — это мыслительный,а не собственно речевой механизм человеческого мышления, всегда неразрывно связанного с языком и речью. Такова альтернативная позиция по отношению к той, согласно которой«не только