Объём дисциплины и виды учебной работы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина «Дифференциальная психология»
Б1.Б.35
Направление подготовки 37.3.01 Психология
Курс: | Аудиторная работа: | ||
Семестр: | Лекции: | ||
Практические занятия: | |||
Зачет: | Самостоятельная работа: | ||
Экзамен: | Всего часов: | ||
Курсовая работа: | Зачетные единицы: |
Рабочую программу составил: | Гребнева Татьяна Евгеньевна | ||
(Ф. И. О. преподавателя) | |||
Старший преподаватель | ___________________________ | ||
(должность, ученая степень, звание) | (подпись) | ||
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры социальной и практической психологии | |||
Протокол № 10 от «22_» 06_ 2015 г | |||
Заведующий кафедрой | _______________ Н. Л. Росина | ||
(подпись) | |||
Рабочая программа одобрена на заседании Совета филиала | Протокол № 10 от «24» июня 2015 | ||
Киров
Гребнева Т.Е., Копылова О. Ю.
Дифференциальная психология: программа курса. – Киров: Кировский филиал МГЭИ, 2015.
Рабочая программа дисциплины «Дифференциальная психология» составлена в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.03.01Психология, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7.08.2014г. № 946, на основе рабочей программы Копылова О. Ю. Дифференциальная психология: рабочая программа дисциплины / О.Ю. Копылова – М.: МГЭИ, 2014. – 24 с.
© Кировский филиал МГЭИ, 2014 г.
Пояснительная записка
Место дисциплины в структуре ООП.Курс«Дифференциальная психология» относится к числу дисциплин базовой части цикла Б1.Б.35 учебного плана по направлению подготовки «Психология» и преподается студентам в 5-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа).
Освоение предмета основывается на знаниях, приобретенных при изучении дисциплин: «Современные концепции естествознания», «Введение в профессию», «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Математическая статистика». Знания, умения и навыки, полученные студентами в результате изучения курса, являются базовыми для изучения курсов: «Психология стресса», «Психология социальной работы», «Психология семьи», «Методологические основы психологии», «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях», а также спецкурсов и дисциплин по выбору.
Цель освоения дисциплины – изучение и систематизация знаний об индивидуальных различиях, их структуре, источниках и вариантах проявления, формирование правильных представлений о свойствах нервной системы и типологических особенностях их проявления, профессиональных умений и навыков обеспечения индивидуального подхода к личности в процессе оказания психологической помощи.
Основные задачи курса:изучить концепции основных свойств нервной системы, теоретических и методических подходов к исследованию физиологических основ психологических явлений; усвоить правила организации исследований, правила интерпретации результатов исследования, полученных с помощью разных методов статистического анализа (факторного, регрессионного, математического моделирования); сформировать навыки использования дифференциально-психологических знаний в практической деятельности, навыки работы с научной периодикой; сформировать устойчивые представления о сущности и содержании понятий дифференциальной психологии, исторических аспектах становления знания свойств нервной системы и в частности по типологии темперамента, специфике функционирования сенсорной системы и психомоторике, развитию способностей; усвоить основные направления использования дифференциально-психологических знаний на практике в интересах развития личности и профессиональной деятельности; получить первичные навыки и умения в использовании экспресс-методик изучения отдельных свойств нервной системы и некоторых личностных образований.
Программа курса состоит из 3-х разделов, включает 9 тем и не предусматривает написание курсовой работы.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.
В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: история становления и методология дифференциальной психологии, дифференциально-психологический подход к изучению когнитивной сферы, дифференциально-психологические исследования личности, целостный анализ индивидуальности, формирование индивидуальных особенностей в процессе развития, психофизиологические основы индивидуальных различий, роль социальных факторов в формировании индивидуальных различий.
На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков. Таких, как: место дифференциальной психологии в структуре современного психологического исследование индивидуальных различий в теории черт, структура свойств темперамента и диспозиционных свойств личности, взаимосвязи между психологическими характеристиками, относящимися к разным сферам, формирование индивидуальных особенностей в процессе развития знания и ее предмет; проверяются знания студентов с целью стимулирования сознательного и активного изучения программного материала.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы, таких, как: современные отечественные направления исследования индивидуальных различий, описание различий между группами людей, возможности группового анализа при исследовании причин происхождения индивидуальных различий, семантический и факторно-аналитический способы выделения черт, многофакторная структура свойств Р. Кэттелла, индивидуальные различия в общении и эмоциональной сфере, когнитивные стили, прототипы свойств, принципы исследования возрастной динамики индивидуальных различий, современные исследования отечественной дифференциальной психофизиологии, функциональная асимметрия парных органов.
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.
Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты должны:
знать психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества; теоретический контекст дифференциальной психологии; ее основные понятия, возможности и ограничения экспериментальных схем и методов; правила организации исследований, правила интерпретации результатов исследования, полученных с помощью разных методов статистического анализа (факторного, регрессионного, математического моделирования); правила статистического анализа результатов исследований; основные периодические издания и ресурсы, содержащие информацию об исследованиях индивидуальных различий;
уметь анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции; прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; соотнести общие закономерности и средние тенденции с индивидуальной вариативностью; отбирать и грамотно использовать методы исследования индивидуальных различий; отбирать и использовать адекватные статистические методы; пользоваться статистическими пакетами для обработки результатов;
владеть навыками и основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик; теоретико-методологической базой дифференциальной психологии; навыками анализа результатов исследований смежных наук и соотнесения их с результатами психологических исследований; навыками использования дифференциально-психологических знаний в практической деятельности, навыками работы с научной периодикой.
Процесс изучения дисциплины «Дифференциальная психология» направлен на формирование следующих профессиональных (ПК) компетенций у студентов по направлению подготовки «Психология»:
способности к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Одна зачётная единица равна 36 часам.
Объём дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов/зачётных единиц | Семестры |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ), в т.ч. зачёт | ||
Семинары (С) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
Самостоятельная работа (всего), в том числе: | ||
Курсовой проект (работа) | ||
Расчётно-графические работы | ||
Реферат | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Работа с учебной литературой | ||
Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен) | зачёт | зачёт |
Общая трудоёмкость, часы Зачётные единицы | ||
Тематический план дневное отделение/заочное отделение
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Из них, час | Формируемые компетенции | ||
лекции | Семинары, практические занятия | Самостоятельная работа | |||||
Раздел I.Место дифференциальной психологии в структуре психологического знания и предмет ее исследования | |||||||
История становления дифференциальной психологии. Место дифференциальной психологии в структуре современного психологического знания и ее предмет | 4/2 | 2/2 | 4/6 | ПК-4 | |||
Методология дифференциальной психологии | 2/2 | 2/2 | 4/6 | ПК-4 | |||
Раздел II.Принципы дифференциально-психологического исследования | |||||||
Исследование индивидуальных различий в теории черт | 2/2 | 2/2 | 4/6 | ПК-4 | |||
Дифференциально-психологический подход к изучению когнитивной сферы | 4/6 | ПК-4 | |||||
Структура свойств темперамента и диспозиционных свойств личности. Дифференциально-психологические исследования личности | 6/2 | 4/2 | 4/8 | ПК-4 | |||
Взаимосвязи между психологическими характеристиками, относящимися к разным сферам. Целостный анализ индивидуальности | 4/8 | ПК-4 | |||||
Раздел III. Происхождение индивидуальных различий | |||||||
Формирование индивидуальных особенностей в процессе развития | 2/2 | 2/2 | 4/6 | ПК-4 | |||
Психофизиологические основы индивидуальных различий | 4/2 | 2/2 | 4/6 | ПК-4 | |||
Роль наследственности, среды и социальных факторов в формировании индивидуальных различий | 4/6 | ПК-4 | |||||
ЗАЧЁТ | |||||||
ИТОГО | 36/ | 18/ | 18/ | 36/ |
ПРОГРАММА КУРСА