Объём дисциплины и виды учебной работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина «Дифференциальная психология»

Б1.Б.35

Направление подготовки 37.3.01 Психология

Курс: Аудиторная работа:
Семестр: Лекции:
    Практические занятия:
Зачет: Самостоятельная работа:
Экзамен:   Всего часов:
       
Курсовая работа:   Зачетные единицы:
Рабочую программу составил: Гребнева Татьяна Евгеньевна  
  (Ф. И. О. преподавателя)  
Старший преподаватель ___________________________  
(должность, ученая степень, звание) (подпись)  
     
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры социальной и практической психологии    
    Протокол № 10 от «22_» 06_ 2015 г  
Заведующий кафедрой _______________ Н. Л. Росина  
  (подпись)  
  Рабочая программа одобрена на заседании Совета филиала     Протокол № 10 от «24» июня 2015
       

Киров

Гребнева Т.Е., Копылова О. Ю.

Дифференциальная психология: программа курса. – Киров: Кировский филиал МГЭИ, 2015.

Рабочая программа дисциплины «Дифференциальная психология» составлена в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.03.01Психология, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7.08.2014г. № 946, на основе рабочей программы Копылова О. Ю. Дифференциальная психология: рабочая программа дисциплины / О.Ю. Копылова – М.: МГЭИ, 2014. – 24 с.

© Кировский филиал МГЭИ, 2014 г.

Пояснительная записка

Место дисциплины в структуре ООП.Курс«Дифференциальная психология» относится к числу дисциплин базовой части цикла Б1.Б.35 учебного плана по направлению подготовки «Психология» и преподается студентам в 5-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа).

Освоение предмета основывается на знаниях, приобретенных при изучении дисциплин: «Современные концепции естествознания», «Введение в профессию», «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Математическая статистика». Знания, умения и навыки, полученные студентами в результате изучения курса, являются базовыми для изучения курсов: «Психология стресса», «Психология социальной работы», «Психология семьи», «Методологические основы психологии», «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях», а также спецкурсов и дисциплин по выбору.

Цель освоения дисциплины – изучение и систематизация знаний об индивидуальных различиях, их структуре, источниках и вариантах проявления, формирование правильных представлений о свойствах нервной системы и типологических особенностях их проявления, профессиональных умений и навыков обеспечения индивидуального подхода к личности в процессе оказания психологической помощи.

Основные задачи курса:изучить концепции основных свойств нервной системы, теоретических и методических подходов к исследованию физиологических основ психологических явлений; усвоить правила организации исследований, правила интерпретации результатов исследования, полученных с помощью разных методов статистического анализа (факторного, регрессионного, математического моделирования); сформировать навыки использования дифференциально-психологических знаний в практической деятельности, навыки работы с научной периодикой; сфор­мировать устойчивые представления о сущности и со­держании понятий дифференциальной психологии, ис­торических аспектах становления знания свойств нерв­ной системы и в частности по типологии темперамента, специфике функционирования сенсорной системы и психомоторике, развитию способностей; усвоить основные направления использования дифференциально-психологических знаний на прак­тике в интересах развития личности и профессиональ­ной деятельности; получить пер­вичные навыки и умения в использовании экспресс-­методик изучения отдельных свойств нервной системы и некоторых личностных образований.

Программа курса состоит из 3-х разделов, включает 9 тем и не предусматривает написание курсовой работы.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: история становления и методология дифференциальной психологии, дифференциально-психологический подход к изучению когнитивной сферы, дифференциально-психологи­ческие исследования личности, целостный анализ индивидуальности, формирование индивидуальных особенностей в процессе развития, психофизиологические основы индивидуальных различий, роль социальных факторов в формировании индивидуальных различий.

На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков. Таких, как: место дифференциальной психологии в структуре современного психологического исследование индивидуальных различий в теории черт, структура свойств темперамента и диспозиционных свойств личности, взаимосвязи между психологическими характеристиками, относящимися к разным сферам, формирование индивидуальных особенностей в процессе развития знания и ее предмет; проверяются знания студентов с целью стимулирования сознательного и активного изучения программного материала.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы, таких, как: современные отечественные направления исследования индивидуальных различий, описание различий между группами людей, возможности группового анализа при исследовании причин происхождения индивидуальных различий, семантический и факторно-аналитический способы выделения черт, многофакторная структура свойств Р. Кэттелла, индивидуальные различия в общении и эмоциональной сфере, когнитивные стили, прототипы свойств, принципы исследования возрастной динамики индивидуальных различий, современные исследования отечественной дифференциальной психофизиологии, функциональная асимметрия парных органов.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты должны:

знать психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества; теоретический контекст дифференциальной психологии; ее основные понятия, возможности и ограничения экспериментальных схем и методов; правила организации исследований, правила интерпретации результатов исследования, полученных с помощью разных методов статистического анализа (факторного, регрессионного, математического моделирования); правила статистического анализа результатов исследований; основные периодические издания и ресурсы, содержащие информацию об исследованиях индивидуальных различий;

уметь анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции; прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; соотнести общие закономерности и средние тенденции с индивидуальной вариативностью; отбирать и грамотно использовать методы исследования индивидуальных различий; отбирать и использовать адекватные статистические методы; пользоваться статистическими пакетами для обработки результатов;

владеть навыками и основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик; теоретико-методологической базой дифференциальной психологии; навыками анализа результатов исследований смежных наук и соотнесения их с результатами психологических исследований; навыками использования дифференциально-психологических знаний в практической деятельности, навыками работы с научной периодикой.

Процесс изучения дисциплины «Дифференциальная психология» направлен на формирование следующих профессиональных (ПК) компетенций у студентов по направлению подготовки «Психология»:

способности к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Одна зачётная единица равна 36 часам.

Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/зачётных единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего), в том числе:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ), в т.ч. зачёт
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего), в том числе:
Курсовой проект (работа)    
Расчётно-графические работы    
Реферат
Другие виды самостоятельной работы    
Работа с учебной литературой
Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен) зачёт зачёт
Общая трудоёмкость, часы Зачётные единицы

Тематический план дневное отделение/заочное отделение

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Формируемые компетенции
лекции Семинары, практические занятия Самостоятельная работа
Раздел I.Место дифференциальной психологии в структуре психологического знания и предмет ее исследования
  История становления дифференциальной психологии. Место дифференциальной пси­хологии в структуре современного психологического знания и ее предмет 4/2 2/2 4/6 ПК-4
Методология дифференциальной психологии 2/2 2/2   4/6 ПК-4
Раздел II.Принципы дифференциально-психологического исследования
Исследование индивидуальных различий в теории черт 2/2 2/2 4/6 ПК-4
Дифференциально-психологи­ческий подход к изучению когнитивной сферы   4/6 ПК-4
Структура свойств темперамента и диспозиционных свойств личности. Дифференциально-психологи­ческие исследования личности 6/2 4/2 4/8 ПК-4
Взаимосвязи между психологическими характеристиками, относящимися к разным сферам. Целостный анализ индивидуальности 4/8 ПК-4
Раздел III. Происхождение индивидуальных различий
Формирование индивидуальных особенностей в процессе развития 2/2 2/2   4/6 ПК-4
Психофизиологические основы индивидуальных различий 4/2 2/2 4/6 ПК-4
Роль наследственности, среды и социальных факторов в формировании индивидуальных различий 4/6 ПК-4
  ЗАЧЁТ        
  ИТОГО 36/ 18/ 18/ 36/  

ПРОГРАММА КУРСА

Наши рекомендации