Онтогенез аутистического и реалистического мышления.

С развитием разница между обоими видами мышления становится все более резкой, последние становятся в конце концов прямо противоположными друг другу, что может привести к все более и более тяжелым конфликтам. Однако, несмотря на этот параллелизм в филогенетическом развитии, реалистическое мышление оказывается по многим основаниям более развитым, и при общем нарушении психики реальная функция поражается обычно гораздо сильнее.

Аутизм «располагает неограниченными возможностями» (Юнг) и может достигать своей цели самым различным способом. Разумеется, правильная комбинация в реалистическом мышлении является более высоким достижением, чем та, которая соответствует одному лишь желанию. Последнюю можно сравнить со стрельбой ради забавы, при которой должен раздаваться лишь треск от выстрела; первая же стремится попасть в определенную цель, и только в эту цель.

Дальнейшая польза аутизма заключается в том, что он представляет благодатную почву для упражнения мыслительной способности. Ребенок умеет гораздо меньше, чем взрослый человек, рассуждать о том, что возможно и что невозможно.

Аутистическое мышление и в будущем будет развиваться параллельно с реалистическим и будет в такой же мере содействовать созданию культурных ценностей, как и порождать суеверие, бредовые идеи и психоневротические симптомы.

61. Виды мышления: архаическое (первобытное).

Одним из важнейших показателей формирования и развития первобытного мышления выступают ископаемые орудия труда первобытного человека. Первобытный человек должен был обладать весьма обширными наблюдениями и знаниями системы природных явлений, их временной и сезонной последовательности и т.д. Необходимо допустить, что мышление этого периода развития общества обладало простейшей логикой, в той или иной мере воспроизводившей “логику вещей”, логику природных связей и регулярностей, от которых прямым образом зависело существование человека. В процессе складывания этой “логики вещей” в логике мышления должны были, очевидно, постепенно складываться и четыре основных формально-логических закона — тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Известный исследователь первобытного мышления Леви-Брюль различал индивидуальное и коллективное мышление.

Индивидуальное мышление было основано на общих законах формальной логики, поскольку иначе человек не мог бы выжить в борьбе за существование. Основой коллективного труда служил закон сопричастия, в соответствии с которым первобытный человек полагал, что воспринимаемый объект может находиться одновременно в различных местах, изображение объекта тождественно самому объекту. Леви-Стросс отмечал, что мыслительные процессы у них протекают так же, как и у цивилизованных современных людей, отличны лишь способы обобщения и представления об общем, отличен набор самых общих понятий или категорий.

Архаическое мышление - целостное мышление древних людей, в котором не отделены конкретное от абстрактного, образ от идеи, символ от реальности. В нем мир предстает не столько в виде привычного нам множества вещей, сколько как присутствие и действие многих "Ты" личностного характера, с которыми можно войти в общение (АНИМИЗМ). Архаическое мышление появляется при взаимодействии человека с природной средой и социальным окружением. Это самые ранние познавательные процессы человека, опосредованные символами, т.е. мышление в символах.

Выделяют три главных особенности архаического мышления человека. Первая особенность - слияние индивида с окружающей природой. Вторая особенность - интеграция индивида и социума, личности и рода. Это свойственно тотему, общий предок выступает как источник всех правил совместной жизни. Тотем определяет общие черты поведения, ритуалы. Третья особенность - эмоциональность и аффективная напряженность общения.

62. Виды мышления: творческое.

Творческое мышление — это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое — выявляет их недостатки и дефекты. Для эффективного решения задач необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно: творческое мышление является помехой для критического, и наоборот.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Если вы хотите мыслить творчески, вы должны научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Это называется свободным ассоциированием. Человек говорит все, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это не казалось. Свободное ассоциирование первоначально использовалось в психотерапии, сейчас оно применяется также для группового решения задач, и это получило название «.мозгового штурма».

ПРЕПЯТСТВИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Конформизм — желание быть похожим на другого — основной барьер для творческого мышления. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным. Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения, не находят понимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от своих сверстников.

Цензура — в особенности внутренняя цензура — второй серьезный барьер для творчества. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматичными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешней. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы. Иногда нежелательные мысли подавляются ими в такой степени, что вообще перестают осознаваться. Superego — так назвал Фрейд этого интернализованного цензора.

Третий барьер творческого мышления — это ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

Четвертым препятствием для творчества может быть желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творческом мышлении, когда они не связаны повседневными заботами. Поэтому ценность ежегодных отпусков состоит не столько в том, что, отдохнув, человек будет работать лучше, сколько в том, что именно во время отпуска с большей вероятностью возникают новые идеи.

Конечно, эффективность результатов свободной творческой фантазии и воображения далеко не очевидна; может случиться так, что из тысячи предложенных идей только одна окажется применимой на практике. Разумеется, открытие такой идеи без затрат на создание тысячи бесполезных идей было бы большой экономией. Однако эта экономия маловероятна, тем более, что творческое мышление часто приносит удовольствие независимо от использования его результатов.

Дополнительно:

Андерсон:

· Теория двойного кодирования(Паивио): есть разные репрезентации для вербальной и зрительной информации, то есть (фигуры лучше узнаются в таком же положении(по положению), а слова линейно (не зависит от положения)

· Мы воображаем так же, как и ощущаем, т.е. инфа обрабатывается так же и теми же способами

· Существует мысленное вращение. В момент мысленного вращения задействуются зоны, отвечающие за планирование движения, что помогает нам совершать действия с предметами (правильно поставить руку чтобы взять за черенок ножа)

· Вращение происходит пошагово (эксперимент с обезьяной: повернуть на 30гр. Проще, чем на 60, т..к 60 – это 2 раза по 30)

·

Генезис памяти.1) Память как целое: есть сенсорная которую интересует временные характеристики и какие факторы улучшают и ухудшают воспроизведение, кратковременная память, долговременная память. Структура: а) соотношение образной и вербальной(оперирование, анализ, возрастает переработка инфы); б) соотношение механистической(как запечатлевается не основываясь на смысловых связях) и биологической(смысловой); в) взаимодействие двигательной, эмоциональной, образной и вербальной памяти;

2) Активностный подход: а) мотивационный(забывание и запоминание не всегда мотивированно); б) действенный(акты: запоминания, хранение, воспроизведения); в) антиципация(предвосхищение);

3) Генетический: а) Филогенез(возрастает роль значения памяти. Структурное развитие. Развитие сенсорных систем -> развитие памяти. Интеграция(полимодальность- развитие теменной области) и дифференциация(у приматов)); б) Онтогенез(Бломцкий- динамика развития памяти; Выготский- вид натуральных психических функций и высших психических функций-> память: а) социализация памяти- хранение и воспроизведения); в) Исторический генезис(линия развития мнемических актов-уэелки, крестики на руке; Опосредованность- знако-символьные средства. Письменность вносит «разгрузки»); г) Актуальный генезис(процесс запоминания- некое развитие от сотых до нескольких минут; Фазы: а) намерение(что то нужно вспомнить); б) поиск; в) оценка);

4) Биосоциальный: можно выделить полюса(постулирование большого удельного веса памяти на биологическом фронте, на другом – социо-культурном- фоне память имеет большой приоритет). Синестезия- явление проявляющиеся при стимуляции зрительной, слуховой, обонятельной, и других систем(человек который запоминает и воспроизводит больше инфы), т.е стимуляция всех систем. Относительное развитие образной и вербальной памяти(быстрое и недолгое хранение, медленное запоминание и долгое хранение). Хомский- врожденные языковые структуры и индивидуальные различия в них => различие в вербальной памяти и обучении => усвоение вербальных знаний. Биологические детерминанты интеллекта и вербальной памяти. Организация долговременной памяти;

5) Психофизиологический: схема Лурии- а) лобные доли(мнемические действия, планирование); б) теменная, височная, затылочная- зрительная и слуховая- интеграция и хранение образной памяти, хранение вербальной и невербальной памяти; в) блок активации- мотивация, намерения, повышается общий тонус коры;

6) Психофизический: соотношение физического мира(прошлый опыт) и сегодняшней картины мира;

7) Уровневый: А) индивидуальный(особый сенсорный организация, который влияет на содержание образной памяти. Особенности темперамента влияют на динамику запоминания и хранение инфы, различия связанные с потребностной инфой(эмоциональная память), половые различия, возрастные различия); Б) субъективной деятельности(прошлый опыт и социо-культурные различия; профессиональная память- специфические мнемические особенности); в) личностный: а)мотивация(значимость определенной инфы) и б)соотношение и особенности волевой и произвольной регуляции(произвольная память- функционирует более продуктивно, неразвитость волевой сферы => произвольная память будет зависеть от индивида и субъективной деятельности); В) индивидуальность: синтез выше перечисленных. Гармоничное сочетание личностных, индивидуальных, субъективных характеристик.

ДВ и КВ память:

1.КП включает активные следы, в то время как ДП структурные.

2.КП базируется на автономном распаде следов, а ДП характеризуют необратимые, не подлежащие распаду следы.

3. КП теряет свои элементы из-за перегрузки, она не характеризуется ассоциативностью следов. Неполное восстановление следов в ДП объясняется неполнотой сигнала восстановления или интерференцией.

Наши рекомендации