Коррекции семейных представлений.

ВКС – совокупность представлений о сменяющих друг друга типовых ситуациях повседневной жизни семьи. Этот сложный механизм необходим для успешного функционирования семьи. ВКС, управляя восприятием семейных ситуаций, существенно влияет на семейные отношения – может ограничивать развитие личности, привести к нарушениям семейных отношений, а значит нарушить психологическое здоровье семьи.

Особенности ВКС:

– ВКС существует в опыте еще до момента столкновения с ситуацией;

– ВКС ситуационна – когда клиент характеризует семью, сталкивается с проблемой, принимает решение перед мысленным взором проходят определенные семейные ситуации;

– ВКС селективна – отражает отдельные аспекты жизнедеятельности семьи;

– ВКС состоит из сложных, системно организованных и относительно устойчивых образований.

В роли организующего начала выступает совокупность (последовательность) сценариев повседневной жизни семьи. Кроме этого ВКС формируют наивные семейные постулаты и процессы каузальной атрибуции.

Семейный сценарий – представления индивида об определенных типичных, более или менее частых семейных ситуациях (обстановка, вопросы-ответы, варианты развития событий, эмоции). Семейные сценарии лежат в основе взаимных чувств, возникновении и решении семейных проблем. Они позволяют членам семьи предвидеть те или иные события жизни, а также организуют восприятие индивида. Для психолога изучение семейного сценария – ключ к пониманию функционирования семьи, процесса принятия решений в частности. Для правильного принятия решений необходима дезавтоматизация семейного сценария. Процесс активизации семейного представления влияет на принятие решения. Особенно важно:

– число активизированных сценариев (какое количество сценариев типовых ситуаций возникнет в сознании – чем их больше, тем адекватнее решение);

– последовательности активизации семейных сценариев - односторонность или многосторонность процесса активации (и положительно и негативно окрашенные представления);

– степень конкретизации семейных представлений – чем картина ярче, конкретнее, насыщеннее деталями, тем более сильный эмоциональный отклик она вызовет и тем сильнее ее влияние на принимаемое решение. Высокий уровень конкретизации создает необходимые условия для мысленного эксперимента;

– психологичность семейного представления – степень, в которой семейное представление отражает чувства и другие психологические состояния действующих лиц семейного сценария.

Итак, семейные сценарии предопределяют поведение человека в семье и они же являются важнейшим ресурсом психологической помощи семье. Рассмотрим нарушения семейных представлений(СП).

Примитивизм СП – представления отличаются стереотипностью, поверхностностью, схематичностью, непсихологичностью.

Психологические барьеры активизации СП – в принципе, возможна активизация нужных для решения семейной проблемы СП, так как они есть, но находятся в пассивном состоянии.

Дефект СП – в силу психологического развития, воспитания, судьбы нужные для решения проблемы представления являются дефектными или отсутствуют.

Наивные семейные постулаты – обыденные суждения членов семьи о закономерностях семейной жизни, которые представляются им очевидными и которыми они руководствуются в своем поведении. Эти суждения являются психологическими, так как содержат утверждения о психологических качествах личности («все женщины легкомысленны», «в счастливых семьях не бывает размолвок»). Семейные постулаты и представления тесно взаимосвязаны, оказывают взаимное влияние и при размышлении о чем-либо и при оценки реального поведения. Семейные постулаты направляют процессы активизации представлений и соединяют общие представления с представлениями о своей семье – привносят «внешний мир» в свою семью. Для диагностики семейных представлений Э.Г. Эйдемиллер разработал методику «Наивная семейная психология»

Диагностика и коррекция семейных представлений.

Психолог должен:

1. Помочь осознать наивные взгляды и их связь с привычными рассуждениями и принимаемыми решениями, критически отнестись к ним и откорректировать основывающиеся на них СП.

2. Помочь осознать мотивы своей заинтересованности в том, чтобы не менять свое СП. Просят назвать все негативные последствия отказа от нарушенного представления. Это стимулирует критическое отношение и заставляет смотреть на отношения объективно, без личной заинтересованности.

3. Организовать целенаправленную тренировку более эффективных мыслительных навыков восприятия и представления.

4. Выявить и помочь клиентам осмыслить то, как они получают и перерабатывают информацию о себе и о других (каузальная атрибуция, репрезентативные системы, неадаптивные мысли).

Все методы психотерапии (а в особенности ролевые игры, психодрама, «семейные скульптуры», гештальт-техники) стимулируют развитие представлений о семье – активизируется латентное представление о семье, СП представление психологизируется.

Специальные методы активизации СП и формирования мотивации для преодоления барьеров активизации (по Э.Г. Эйдемиллеру и В.Юстицкису):

1. Прямое стимулирование. Оно направлено на то, чтобы выявить моменты, когда индивид обращается не к своему истинному переживанию, а к стереотипному представлению о нем, и побудить преодолеть этот барьер. Этому способствует искренность, открытость, спонтанность психолога («позитивное моделирование»).

2. Использование опросников и систем самоисследования для членов семьи.

3. Заключение контракта. Для этого необходимо точное описание желаемого поведения. Кроме этого, в силу значимости этого события, все привычное деавтоматизируется, привлекает к себе пристальное внимание, и каждый обнаруживает, что плохо представлял себе истинные цели и желания других членов семьи.

4. Упражнения на преодоление барьеров активизации. Обычно люди не осознают наличие этих барьеров.

– Используется методика «Неразрешимые проблемы». Перед клиентом как «задача на знание жизни» ставится задача, неразрешимая в силу имеющихся у него барьеров: обрисовывается проблемная ситуация (похожая на его собственную), происшедшая с другими людьми, и сообщается, что они нашли какие-то решения и предлагается угадать эти решения, выдвигая самые неожиданные версии. Психолог одобряет каждую версию, помогая поверить в ее вероятность. Групповой вариант этой методики («мозговой штурм»), последующее ранжирование и дискуссия об эффективности заставляет конкретизировать представления.

– «Ассоциативные упражнения на конкретизацию» – представление индивида о какой-то «пустой» сфере жизни можно формировать стимулируя «цепочку ассоциаций». Цель упражнения – помочь клиенту почувствовать, что такое активизированное представление; ощутить разницу между различными степенями активизации; ознакомиться с явлениями, возникающими при активизации (псевдопредставлениями, стереотипными представлениями). Ассоциативное воспоминание мозаичное, состоит из множества несвязанных ярких деталей и качается других сторон жизни. Рекомендуется начинать с воспоминаний несемейных ситуаций (раннее детство), а затем переходят к повседневным ассоциациям и семейным сценам

Наши рекомендации